Разностороннее обсуждение проблем абортов, ЭКО, суррогатного материнства, эвтаназии и генетических технологий состоялось 28 января на заседании секции "Актуальные вопросы биоэтики" в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений. Многочисленные участники с трудом поместились в Белом зале храма Христа Спасителя, чтобы послушать доклады священнослужителей Русской Православной Церкви и специалистов-медиков, большинство из которых являются членами Церковно-общественного совета по биомедицинской этике (ЦОС).
Открывая заседание, протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства РПЦ, сопредседатель ЦОС, сделал особый акцент на проблемах репродукции. По его словам, новые технологии в этой области – ЭКО, суррогатное материнство – "антиевангельские, это работа антихриста", поскольку при их использовании "убивается несколько эмбрионов". Отношение РПЦ к этим вопросам четко выражено в "Основах социальной концепции", при этом даже некоторые священники не знакомы с этим программным документом, не говоря уже о мирянах, посетовал ведущий секции. "Наш народ заражен абортивным сознанием" – эта проблема пока не преодолена, считает он.
Протоиерей Александр Абрамов представил доклад "Острые вопросы биоэтики и развития естественных наук: взгляд Ватикана". Он проанализировал несколько основных документов Католической Церкви, посвященных биоэтике, и призвал православных "прислушаться" к этим документам, а также к тому, как Католическая Церковь организовывает акции общественного протеста против либерализации семейного законодательства.
Сергей Куцев, чл.-корр. РАН, директор Медико-генетического научного центра им. академика Н.П.Бочкова, президент Ассоциации медицинских генетиков России, в своем докладе о генетических технологиях выразил обеспокоенность развитием тех из них, которые направлены на "редактирование генома эмбриона" (его называют "дизайном детей", когда можно "заказать" ребенка с определенными параметрами). Генетическая диагностика плода необходима, в первую очередь, для определения и внутриутробного лечения некоторых заболеваний, но никак не для подобного отбора. В России эта технология еще не на таком уровне, как на Западе (у нас генетический скрининг пока проводится по 5 параметрам, а, к примеру, в ватиканской больнице "Дети Христа" исследуют 40 маркеров наследственных заболеваний у всех младенцев в области Лацио), но она не запрещена, в отличие от западных стран, "где сильно влияние католичества". "Западное общество более зрелое, и оно более строго регулирует вопросы генетики", – отметил он, подчеркнув, что "эмбрион нельзя рассматривать как экспериментальную модель".
Профессор Ирина Силуянова, завкафедрой биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета им. Н.И. Пирогова, заместитель сопредседателей ЦОС, назвала свой доклад "Икономия и ЭКО". Христиане должны быть "абсолютными противниками ЭКО", однако в проекте документа Межсоборного присутствия об отношении к ЭКО нет этой непримиримости, там превалирует принцип икономии – снисхождения, если не сказать – толерантности. Однако это, по мнению профессора, "ведет к беззаконию" – не только из-за уничтожения эмбрионов, но и потому, что, по данным педиатров, ЭКО-дети в значительной части склонны к аутизму, 75% из них – инвалиды, а купля-продажа генного материала разрушает сам институт семьи.
Священник Федор Лукьянов, секретарь Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства, председатель Всероссийского совета православных объединений в защиту жизни отметил, что российское государство выделяет немалые средства на ЭКО (около 10 млрд руб. в год), расценивая его как эффективный инструмент решения демографической проблемы. Однако эффективность сомнительна: только 21% ЭКО-беременностей кончаются родами, а младенцы, как уже было упомянуто, имеют высокий риск отклонений. При этом государство не отказывается от финансирования абортов, а лечению бесплодия, которого становится все больше, уделяет мало внимания (6 месяцев, положенных по квоте, явно недостаточно для решения проблемы). "Ставка на репродуктивные технологии как на инструмент повышения рождаемости не оправдана", – делает вывод о. Федор. Этическая же сторона ЭКО и суррогатного материнства не учитывается при принятии государственных решений.
У протоиерея Сергия Филимонова множество научных титулов – доктор медицинских наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики и кафедры оториноларингологии ПСПбГМУ, главный редактор Всероссийского журнала "Церковь и медицина". Но он еще и председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), кандидат богословия. Подробным и ценным было его сообщение "Биоэтическое сопровождение пациентов, находящихся в вегетативном состоянии (коме)". Священник-доктор на многочисленных примерах показал, что человек в коме не является "биологическим объектом"; ученые называют это состояние "синдром безответного бодрствования", когда "душа все воспринимает". Поэтому каждого такого пациента следует считать "потенциально контактным", перспективным для социальной и духовной жизни. О. Сергий свидетельствовал, что пациент в коме может воспринимать чтение Священного Писания, может даже прийти в себя во время совершения таинства (так называемая "последняя вспышка"). Это важно знать родственникам и медперсоналу.
Протоиерей Игорь Аксенов, кандидат философских наук (Выборгская епархия) посвятил свой доклад опасности трансгуманизма как "очередной иллюзии в секулярной оптике". Цель трансгуманизма – достижение бессмертия, избавление человека от биологической обусловленности (старения), стремление к "псевдорайскому состоянию без Бога". Это стимулирует развитие цифровых и нано-кибернетических технологий, которые, в пределе, "низводят человека до статуса объекта, который может быть спроектирован", что абсолютно противоречит христианской антропологии.
Ольга Попова (Институт философии РАН) выступила с критическим анализом Программы по биоэтике ЮНЕСКО, которая может войти в систему образования в России. Эта программа вызывает как множество формальных и структурных "недоумений", так и замечаний по существу, и православная общественность должна включиться в ее анализ, считает Попова.
Любовь Пищикова, доктор медицинских наук, руководитель отделения профилактической геронтопсихиатрии Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского, рассказала об отношении к эвтаназии и так называемому ассистированному самоубийству в разных странах. Она отметила: "Философии эвтаназии противостоит философия паллиативной помощи: надо убить страдание, а не страдающего человека". Эту проблему докладчица увязала с проблемой старения и "эпидемией деменции" в мире и отметила, что в 2019 г. ЦОС принял "этический кодекс по отношению к людям старшего поколения".
Наталья Богданова, член Совета по этике Минздрава РФ, заслуженный врач России, руководитель АНО "Православный центр попечения онкологических больных", сделала подробное сообщение о перспективах генетической паспортизации населения в России, которая, согласно указу Президента РФ от 19 марта 2019 г., должна быть обеспечена к 2025 году. Перспективы эти весьма тревожны, считает докладчица: генетические паспорта, имея опцию генетического прогнозирования жизни каждого человека, "будут определять наше будущее, перспективы, смерть" и сделают доступной и незащищенной информацию о каждом человеке. "Тот, кто будет владеть этой базой данных, будет владеть миром", – сказала врач, подчеркнув, что для столь стремительной генетической паспортизации в России нет достаточного количества специалистов и научной базы для анализа данных, не говоря уже о том, что этическая сторона этого нововведения вовсе не учитывается разработчиками проекта. Она полагает, что в широком обсуждении столь важных новаций должна принять участие Русская Православная Церковь "как хранительница традиций и духовных ценностей".
По материалам источников: Благовест Инфо