ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Религиозное возрождение в СССР началось задолго до перестройки – исследователь из Швейцарии Барбара Мартин

12 марта 2020

"От инакомыслия к христианству: Обращение русской интеллигенции к православию в 1970-1980-х гг." – эту обширную и малоизученную тему выбрала для своего исследовательского проекта научный сотрудник Базельского университета (Universität Basel, Швейцария), кандидат исторических наук (PhD) Барбара Мартин. С результатами начального этапа своей работы она ознакомила коллег из Института всемирной истории РАН, выступив 11 марта в рамках постоянного семинара Historia Ecclesiae et Religionis, организованного Центром изучения истории религий.

Барбара Мартин давно занимается советской историей, она автор книги "Диссидентские истории в Советском Союзе. От десталинизации до перестройки". Сейчас ее научный интерес сфокусирован на истоках религиозного возрождения среди позднесоветской интеллигенции Москвы и Ленинграда: она изучает причины перехода от материалистического к религиозному мировоззрению в этой среде, внешние и внутренние факторы, способствовавшие этому процессу, а также меры, принятые советскими властями, чтобы с этим явлением бороться. "Меня интересует, как молодежь из неверующих, в большинстве своем, семей пришла к вере, какую роль это сыграло в религиозном возрождении уже в постсоветской России", – сказала она.

"Религиозное возрождение" – одно из ключевых понятий в избранной теме. Можно ли говорить о возрождении, если 71% россиян называют себя православными, однако в церковь постоянно ходит 3-6%? Сравнив эти цифры с современной западной статистикой, Мартин отметила: "Конечно, нельзя сказать, что российское общество более религиозно. И сейчас наблюдается некий откат от церкви. Но это не значит, что не было возрождения: сам факт возвращения России к среднеевропейским показателям после советской власти уже о многом говорит".

Источники для работы над этой темой – документы из государственных архивов России, а также из фондов "Мемориала" и зарубежных архивов (например, Кестонского института); опубликованные мемуары и десятки интервью со священнослужителями РПЦ и мирянами, которые уже записала исследовательница. Она подчеркнула, что беседовала как с представителями "либеральных", так и "более традиционных кругов" православных Москвы и Петербурга. "Несмотря на то, что я иностранка и неправославная, люди говорят достаточно открыто", – поделилась она.

В своем исследовании историк опиралась на теорию "ревитализации" Энтони Валласа, согласно которой в разрушенной каким-то глобальным социальным стрессом культуре постепенно, благодаря отдельным "пророкам", появляются ростки нового мировоззрения. Его носители сначала оказываются диссидентами, но потом их идеи влияют на общество в целом и усваиваются, способствуя культурной трансформации. Применительно к избранной теме, таким носителем стала "русская интеллигенция, которая предложила это новое мировоззрение на основе дореволюционной культуры, и после 1988 г. (снятие запретов и ограничений в отношении религии в СССР – прим. ред.) ее идеи проникли в общество, способствуя его культурному возрождению", сказала Мартин.

По ее словам, духовные поиски интеллигенции в 1970-80-х гг. стимулировались упадком квазирелигиозной советской идеологии, относительным ослаблением репрессий (по сравнению со сталинским временем), развитием самиздата и проникновением тамиздата, ростом интереса к древнерусской культуре, движением охраны памятников. От исчерпавшего себя атеизма люди уходили разными путями: кто-то искал истину в восточных религиях и практиках (Мартин заметила, что многие из них потом приходили в христианство в поисках цельного мировоззрения, личных отношений с Богом, тогда как для Запада более характерно обратное движение); другие приходили к вере через художественную литературу, искусство, чтение Евангелия, ходивших в самиздате произведений русских богословов, книг прот. Александра Меня, через встречи со священниками и т.д. Как правило, между обращением к вере и воцерковлением проходило долгое время, заметила исследовательница.

Священников, готовых общаться с молодежью за пределами богослужения, в эти годы было крайне мало. В кругах интеллигенции были популярны такие пастыри, как прот. Всеволод Шпиллер, о. Дмитрий Дудко, общины начинали складываться вокруг молодых священников – о. Аркадия Шатова, о. Сергия Романова. Многие новообращенные ездили за пастырским советом к архимандритам Тавриону (Батозскому) под Ригу и Иоанну (Крестьянкину) в Псково-Печерский монастырь. Особым центром притяжения интеллигенции стал подмосковный приход о. Александра Меня. Историк обратила внимание на исключительную роль духовника в процессе воцерковления интеллигенции. О. Александра Меня она считает "образцом преданного духовника" – он "помогал достать духовную литературу, давал читать свои книги, организовывал малые группы чтения Евангелия и катехизации, но был и советчиком, и психологом, вел обширную переписку с духовными чадами".

Многие верующие интеллигенты предпочитали в эти годы не работать по специальности, а устраивались на низкооплачиваемые ставки дворников, кочегаров и санитаров, где не требовался идеологический конформизм, но больше времени оставалось для церкви, для чтения духовной литературы. А с ней в брежневские годы было, разумеется, очень плохо: Библию с трудом можно было купить на черном рынке; непросто было найти дореволюционную религиозную литературу в библиотеках. В диссидентских кругах распространялись самиздатские журналы "Вече", "37", "Община", привезенные из-за границы выпуски "Вестника РСХД", книги издательства "Жизнь с Богом", "Посев". Мартин отметила, что советская интеллигенция "больше читала, чем слушала западные религиозные радиостанции".

Особая тема – репрессии против верующих в 70-80-е гг. В первую очередь им подвергались те, кто общался с единоверцами на Западе. Историк упомянула арест и высылку участников ленинградского семинара Т. Горичевой и В. Кривулина и подпольного православного клуба "Мария", в Москве – арест семинара А.Огородникова и В. Пореша, Христианского комитета защиты прав верующих Глеба Якунина, арест и телевизионное "покаяние" о. Дмитрия Дудко, "которое стало ударом для верующих"; постоянную слежку и допросы в КГБ о. Александра Меня, арест некоторых его духовных чад. Как считает исследовательница, не стоит преувеличивать роль Запада в защите верующих в СССР: собственно защита была незначительна, но важна была психологическая поддержка и ввоз религиозной литературы из-за рубежа.

Когда в 1988 г. в СССР наступила религиозная свобода, это поколение интеллигенции было уже подготовлено к новым временам, утверждает историк: многие воцерковившиеся до перестройки стали священниками и монахами; миряне стали открыто проводить занятия по катехизации; создавались православные университеты. Влияние верующих стало заметно и в политике: Мартин упомянула попытку создания христианско-демократической партии, а также усилия верующих депутатов по продвижению законодательных инициатив о свободе совести, о передаче храмов церкви и т.д. Во внутрицерковных процессах она отмечает "попытки обновления Церкви изнутри" (введение русского языка в богослужении, призывы вернуться к решениям Поместного собора 1917-1918 гг.), которые "столкнулись с непримиримым сопротивлением". Очень скоро в РПЦ "возобладал иерархический подход, инициативы снизу не поощрялись".

Историк подчеркнула, что намерена дальше продолжать и углублять свое исследование, но уже сейчас можно сделать вывод о том, что "процесс религиозного возрождения начался еще в советской России", и "в процессе ревитализации религиозной культуры в конце 1980-1990-х гг. главную роль сыграли верующие интеллигенты – носители и наследники дореволюционной культуры". Они смогли "передать новой волне новообращенных свои знания, пытались влиять на курс религиозного возрождения в обществе", заключила Мартин.

Поблагодарив швейцарскую коллегу и отметив, что пока никто из российских историков не взялся за подобную тему в полном ее объеме, ученые из ИВИ РАН высказали несколько конструктивных замечаний. По мнению старшего научного сотрудника ИВИ РАН Алексея Беглова, вряд ли корректно говорить о преемственности дореволюционной религиозной культуры – носители ее в большинстве своем были истреблены во время репрессий. Скорее, мировоззрение верующей интеллигенции брежневского времени основывалось на некой реконструкции дореволюционной России и церковной жизни. И в зависимости от того, какой образ выбирался за основу этой реконструкции, возникали разные религиозные культуры: например, ориентированная на монархизм, изоляционизм, с одной стороны, и те, что культивировали открытость, братство, соборность, с другой стороны. Здесь необходимо еще учитывать то идейное влияние, которое транслировала с Запада РПЦЗ. Священники – выходцы из этих разных "культур" на двадцать лет определили облик российского православия, для которого характерны глубокие внутренние противоречия, считает Беглов, и корни этих противоречий надо искать именно в позднесоветском периоде.

"Это была очень конфликтная среда", – продолжила ту же тему кандидат исторических наук Надежда Белякова. Она пояснила, что в 70-80-е гг. разные группы православных "не могли найти общей системы координат по ключевым вопросам: об историческом прошлом, о богослужении, о роли духовника, о гендерных проблемах и т.д." И это – интересный аспект для исследователя, в поле зрения которого должны попасть не только хорошо описанные сообщества, сложившиеся вокруг известных священников, но и "невидимые группы", про которые не было известно на Западе. При этом стоит отказаться от терминологической оппозиции "консервативный-либеральный", которая упрощает сложную картину религиозной жизни изучаемого периода.

Барбара Мартин с благодарностью приняла соображения коллег и отметила, что собирается продолжать начатую работу. В ходе дискуссии было высказано предложение найти возможность публикации собираемых ею интервью, поскольку этот материал представляет огромный интерес для российской исторической науки и для всех, кто интересуется историей религии в СССР в позднесоветские годы.

По материалам источников: Благовест Инфо

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама