Конференция, посвященная памяти христианских мучеников, принадлежавших к разным конфессиям и пострадавшим от нацистского режима, состоялась 2 сентября в книжном магазине "Библио-Глобус" на Лубянке. Организаторы – Евангелическо-Лютеранская Церковь России (ЕЛЦР), при участии Императорского Православного Палестинского общества (ИППО), приурочили встречу к 75-летию окончания Второй Мировой Войны, которое в этом году отмечается в России 3 сентября. День накануне тоже не менее памятен – 1 сентября 1939 г. эта война началась. На конференции выступили представители разных христианских конфессий и историки. Были представлены две новые книги: "Сопротивление и покорность" Дитриха Бонхёффера и биография Александра Шмореля в серии ЖЗЛ.
Подробным докладом о жизни и подвиге немецкого богослова, участника антинацистского сопротивления, протестантского пастора Дитриха Бонхёффера конференцию начал Михаэль Шварцкопф, пропст Северо-Западного пропства Евангелическо-Лютеранской Церкви европейской России. "Церковь в любом обществе обязана заботиться о любых жертвах преследований"; "христианство должно вмешиваться во все вопросы, которые касаются права человека на жизнь" – эти и другие максимы, которые привел выступавший, Бонхёффер подтвердил своей активной подпольной деятельностью и мученической смертью. Пастор Шварцкопф представил новую книгу писем Бонхёффера и поблагодарил выпустившее ее издательство Сретенской православной семинарии "Среда".
Ректор Теологической семинарии ЕЛЦР Антон Тихомиров посвятил свое сообщение Йохену Клепперу – "фигуре не столь героической, сколь трагической". Выходец из лютеранской семьи, он был писателем и журналистом. В своих трудах он противопоставлял Прусское государство (христианское в своих основах, как он считал) бесчеловечному нацистскому режиму. Клеппер был женат на еврейке, и, когда начались преследования евреев в Германии, он смог организовать выезд за границу старшей приемной дочери, но ему не удалось спасти младшую дочь и жену, и он принял смерть вместе с ними. "Клеппер не был готов к активному сопротивлению нацизму, но его вполне можно считать христианским мучеником – (...) своей жизнью и смертью, своим творчеством он свидетельствовал о человеческом бессилии, о поражении и безнадежности падшей человеческой природы, но тем самым одновременно – и о Божьем величии, о безусловности Его любви и милости. Урок, который он нам преподносит, – страшный урок. Но именно поэтому такие уроки забывать нельзя", – заключил пастор.
Генеральный викарий Римско-Католической Архиепархии Божьей Матери в Москве священник Кирилл Горбунов начал свое выступление с истории, которую не раз вспоминал Папа Франциск. Речь идет о трех католических священниках и протестантском пасторе, которые были вместе обезглавлены в Гамбурге в 1943 г. за сопротивление нацистам. По словам о. Кирилла, Папа Франциск подчеркивал, что их мученическая кровь буквально смешалась на гильотине. Беатификация казенных священников состоялась в 2011 г., но почитаются "любекские мученики" все вместе, включая лютеранского пастора. Эту историю Папа Франциск рассказал в знаменательный момент, когда им была высказана готовность встретиться с Патриархом Кириллом. О. Кирилл зачитал тот фрагмент совместной православно-католической Гаванской декларации, в котором говорится о мучениках ХХ века как о "залоге единства христиан".
Докладчик также коснулся такой сложной, пререкаемой темы, как позиция Католической Церкви Германии в годы нацизма. Распространенной точке зрения про "предательство" католиков он противопоставил факты, говорящие о непримиримой позиции Папы Римского и ряда немецких епископов по отношению к нацизму. Священник напомнил, что немецкий католический мартиролог этого периода включает больше тысячи имен, среди которых не только католики – вместе с ними почитаются православный Александр Шморель, протестанты Дитрих Бонхёффер и Карл Фридрих Штельбринк (один из "любекских мучеников"). Жизнь и смерть всех этих мучеников "достойна того, чтобы о них вспоминали не только 9 мая и 3 сентября, но чтобы они стали живым Евангелием, показывая опыт христианина перед лицом насилия. Они необходимы, чтобы современный человек пережил присутствие смысла в своей жизни", сказал представитель Римско-Католической Архиепархии.
Историк Игорь Храмов представил свою книгу об Александре Шмореле, основавшем в Германии антифашистскую подпольную организацию "Белая роза", казненном нацистами и канонизированном РПЦЗ, а затем и РПЦ. Рассказав о биографии Шмореля, историк подчеркнул, что он, будучи уроженцем Оренбурга и оказавшись с семьей в 1921 г. в Германии в трехлетнем возрасте, тем не менее всегда "подчеркивал свою русскость и православие" и даже сумел "заразить русскостью" своих немецких соратников, которые полюбили Россию и интересовались ее культурой. По словам Храмова, в Германии память о "Белой розе" сохраняется почти в каждом городе в названиях улиц и мемориальных мест. Такое место вскоре появится и в России – 16 сентября в Оренбурге откроется небольшой мемориальный комплекс, посвященный Шморелю, анонсировал историк.
Руководитель Секретариата по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата иеромонах Стефан (Игумнов) посвятил свое сообщение позиции Русской Православной Церкви по отношению к нацизму, которая была четко выражена в первые же часы после нападения фашистской Германии на СССР митрополитом Сергием (Страгородским). Он также рассказал о попытках немецкого руководства "заигрывать" с РПЦ в первые месяцы войны, а позже – о том, сколько усилий было направлено на изощренную борьбу с верующими, на раскол Русской Церкви. О. Стефан говорил о подвиге православных епископов и клириков на оккупированных территориях, о помощи военнопленным в лагерях, о деятельности православных по спасению евреев в СССР и в других странах. Назвав множество славных имен, о. Стефан отметил, что о многих священнослужителях и мирянах известно еще очень мало. "Тема православного мученичества в годы нацизма приоткрыта пока лишь отчасти, она требует дальнейшего изучения... Но сама тема отношения Православной Церкви к нацизму важна и сейчас, для понимания того, что Церковь обладает Духом, чтобы определить, что есть абсолютное зло... Есть ситуации, когда христиане должны противостоять абсолютному злу".
Высокая оценка представленной новой книги Дитриха Бонхёффера прозвучала в завершающем выступлении. Доктор исторических наук Григорий Ивакин подвел итог: "Мы должны быть достойны памяти этих мучеников, которые в ХХ веке за счет непреодолимой силы духа вынесли физические испытания и оставили нам великое наследие, которое мы должны изучать".
По материалам источников: Благовест Инфо