ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Кардинал Курт Кох рассказал о необходимости "обмена дарами" между католиками и православными

Евгений Иванов :: 16 октября 2020

Кардинал Курт Кох, возглавляющий Папский совет по содействию христианскому единству, с 6 по 9 октября посетил Австрию по приглашению Фонда "Про Ориенте" (Pro Oriente), созданного в 1964 году для развития экуменических контактов католиков с православными и монофизитами.

По случаю 35-летия зальцбургского отделения "Pro Oriente" Курт Кох выступил с лекцией "Экуменический обмен дарами между Востоком и Западом: вызовы, трудности, перспективы". Кардинал рассказал об истории экуменических контактов Римо-католической церкви с Православной Церковью, а также выразил мнение, что их развитию может помочь "обмен дарами", который понимается им как взаимная адаптация принципов церковного управления: соответственно папства (первенства) и соборности (синодальности).

По мнению Коха, отражая традицию Православных Церквей, Католическая церковь должна будет признать, что она ещё не достигла той степени синодальности (соборности) в своей жизни и в своих структурах, которая "богословски возможна и необходима".

Курт Кох отметил, что "православно-католический диалог в настоящее время омрачён глубоко укоренившимися трениями между Русским Православным Патриархатом Москвы и Вселенским Патриархатом Константинополя по вопросу об автокефалии Православной церкви в Украине" – ведь Русская Православная Церковь из-за конфликта с Фанаром приостановила своё участие в работе смешанной православно-католической комиссии по богословскому диалогу. Логично предположить, что католики заинтересованы в разрешении конфликта Москвы и Фанара, поскольку это усилит экуменические перспективы.

Относительно собственно смешанной комиссии Кох заявил, что "невозможно предвидеть", когда её участники "достигнут надежного и устойчивого соглашения по больному вопросу, который до сих пор препятствовал принятию церковного братства, а именно по вопросу о первенстве епископа Рима".

Решение "больного вопроса" Курт Кох видит в том, чтобы католики восприняли православную синодальность (соборность), а православные – католический принцип первенства (папского примата). "Сила Православных Церквей заключается в их синодальности", – считает кардинал Кох. При этом "в зеркале традиции Православных Церквей Католическая церковь действительно должна будет признать, что она ещё не достигла той степени синодальности в своей жизни и в своих церковных структурах, которая была бы богословски возможной и необходимой, и что подлинная связь первосвятительско-иерархического принципа с синодальным общинным принципом могла бы стать существенным подспорьем для дальнейшего экуменического диалога с Православием. Укрепление синодальности представляет собой важный экуменический вклад Католической церкви в возможное признание первенства". При этом "развитие заслуживающего доверия богословского синтеза первенства и синодальности могло бы стать следующим этапом на пути к единству".

Кардинал Курт Кох отмечает, что "такой экуменический обмен дарами между Востоком и Западом может оказаться плодотворным в решении даже более фундаментальных богословских вопросов". Видимо, имеются в виду догматические вопросы, такие как ересь Филиокве и др. Действительно: логично, что в "объединённой" "православно-католической" "синодальной" церкви должен быть "старший брат" из Рима, который своим авторитетным решением "научит" всех, что Филиокве не ересь, и если, например, кому-то не нравится – пусть молится без Филиокве, не называя это ересью.

Вполне понятно, что кардинал Курт Кох предполагает такую власть "старшего брата", которую Рим будет иметь над православными: "От Православных Церквей также можно ожидать понимания того, что такое служение единства должно быть чем-то большим, чем просто почётным первенством, но также включать правовые элементы. Православие с готовностью согласится с тем, что Папа "первый среди равных"".

Курт Кох также призвал христиан Запада "заново открыть для себя это космическое измерение веры и богословской мысли и позволить себе обогатиться православным богословием", что позволит отойти от характерного для Запада антропоцентризма. По его словам, "взаимная готовность учиться необходима для того, чтобы католики и православные могли продвигаться по пути восстановления единой и неделимой Церкви на Востоке и Западе, что должно найти своё значение в возобновлении евхаристического общения".

Интересно, что кардинал Кох по сути первостепенным считает вопрос власти (а не вопрос Истины), то есть административного устройства Церкви на земле: вопросы догматические, по его логике, могут быть решены тогда, когда будут решены вопросы административные. В этом – неисправимая особенность римо-католицизма, в котором первенство папы Римского возведено в догмат, тем самым дерзко попирая единственно реальное первенство Господа нашего Иисуса Христа.

Возвращаясь к метафоре "обмена дарами", следует отметить, что Православная Церковь может смиренно воздержаться от принятия даров из Рима и при этом предложить любому римо-католику (включая кардинала Коха) самое главное – дар Истины, правых догматов, подлинной аскетики и, наконец, спасения (которое вне Православной Церкви невозможно).

Если бы православное свидетельство в отношении католиков было сосредоточено на этом, а не на бесплодном для Церкви и притом чреватом соблазнами обсуждении "первенства и синодальности", – то, возможно, сегодня уже многие тысячи римо-католиков (а не единицы, как сейчас) обрели бы путь в Православие.

Пока же, к сожалению, мы видим в основном другое: фактически официальный запрет на проповедь Православия католикам, постепенное движение смешанной комиссии к признанию примата папы (при чисто "косметических" реверансах католиков в сторону "синодальности"), заявления о "стратегическом альянсе" с еретиками-папистами, совместные молитвы, тезисы про общее "свидетельство" о вере и традиционных ценностях, целенаправленное заражение части молодого духовенства филокатолическим духом через студенческий обмен и "летние институты".

Впрочем, как и всё неподлинное, в надлежащее время Господь разрушит имеющиеся преграды. И, даст Бог, многие из наших потерянных братьев и сестёр из Римо-католической церкви соединятся с единой, святой, соборной и апостольской Церковью Православной, чтобы "единым сердцем и едиными усты", без всякого Филиокве и папизма, славить и воспевать Триединого Бога.

Автор – Евгений Иванов.

При подготовке публикации использованы материалы новостного сайта Ватикана (vaticannews.va), Папского совета по содействию христианскому единству (christianunity.va) и других открытых источников.

Источник: Центр "Хризма"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама