Кардинал Курт Кох, возглавляющий Папский совет по содействию христианскому единству, с 6 по 9 октября посетил Австрию по приглашению Фонда "Про Ориенте" (Pro Oriente), созданного в 1964 году для развития экуменических контактов католиков с православными и монофизитами.
По случаю 35-летия зальцбургского отделения "Pro Oriente" Курт Кох выступил с лекцией "Экуменический обмен дарами между Востоком и Западом: вызовы, трудности, перспективы". Кардинал рассказал об истории экуменических контактов Римо-католической церкви с Православной Церковью, а также выразил мнение, что их развитию может помочь "обмен дарами", который понимается им как взаимная адаптация принципов церковного управления: соответственно папства (первенства) и соборности (синодальности).
По мнению Коха, отражая традицию Православных Церквей, Католическая церковь должна будет признать, что она ещё не достигла той степени синодальности (соборности) в своей жизни и в своих структурах, которая "богословски возможна и необходима".
Курт Кох отметил, что "православно-католический диалог в настоящее время омрачён глубоко укоренившимися трениями между Русским Православным Патриархатом Москвы и Вселенским Патриархатом Константинополя по вопросу об автокефалии Православной церкви в Украине" – ведь Русская Православная Церковь из-за конфликта с Фанаром приостановила своё участие в работе смешанной православно-католической комиссии по богословскому диалогу. Логично предположить, что католики заинтересованы в разрешении конфликта Москвы и Фанара, поскольку это усилит экуменические перспективы.
Относительно собственно смешанной комиссии Кох заявил, что "невозможно предвидеть", когда её участники "достигнут надежного и устойчивого соглашения по больному вопросу, который до сих пор препятствовал принятию церковного братства, а именно по вопросу о первенстве епископа Рима".
Решение "больного вопроса" Курт Кох видит в том, чтобы католики восприняли православную синодальность (соборность), а православные – католический принцип первенства (папского примата). "Сила Православных Церквей заключается в их синодальности", считает кардинал Кох. При этом "в зеркале традиции Православных Церквей Католическая церковь действительно должна будет признать, что она ещё не достигла той степени синодальности в своей жизни и в своих церковных структурах, которая была бы богословски возможной и необходимой, и что подлинная связь первосвятительско-иерархического принципа с синодальным общинным принципом могла бы стать существенным подспорьем для дальнейшего экуменического диалога с Православием. Укрепление синодальности представляет собой важный экуменический вклад Католической церкви в возможное признание первенства". При этом "развитие заслуживающего доверия богословского синтеза первенства и синодальности могло бы стать следующим этапом на пути к единству".
Кардинал Курт Кох отмечает, что "такой экуменический обмен дарами между Востоком и Западом может оказаться плодотворным в решении даже более фундаментальных богословских вопросов". Видимо, имеются в виду догматические вопросы, такие как ересь Филиокве и др. Действительно: логично, что в "объединённой" "православно-католической" "синодальной" церкви должен быть "старший брат" из Рима, который своим авторитетным решением "научит" всех, что Филиокве не ересь, и если, например, кому-то не нравится – пусть молится без Филиокве, не называя это ересью.
Вполне понятно, что кардинал Курт Кох предполагает такую власть "старшего брата", которую Рим будет иметь над православными: "От Православных Церквей также можно ожидать понимания того, что такое служение единства должно быть чем-то большим, чем просто почётным первенством, но также включать правовые элементы. Православие с готовностью согласится с тем, что Папа "первый среди равных"".
Курт Кох также призвал христиан Запада "заново открыть для себя это космическое измерение веры и богословской мысли и позволить себе обогатиться православным богословием", что позволит отойти от характерного для Запада антропоцентризма. По его словам, "взаимная готовность учиться необходима для того, чтобы католики и православные могли продвигаться по пути восстановления единой и неделимой Церкви на Востоке и Западе, что должно найти своё значение в возобновлении евхаристического общения".
Интересно, что кардинал Кох по сути первостепенным считает вопрос власти (а не вопрос Истины), то есть административного устройства Церкви на земле: вопросы догматические, по его логике, могут быть решены тогда, когда будут решены вопросы административные. В этом – неисправимая особенность римо-католицизма, в котором первенство папы Римского возведено в догмат, тем самым дерзко попирая единственно реальное первенство Господа нашего Иисуса Христа.
Возвращаясь к метафоре "обмена дарами", следует отметить, что Православная Церковь может смиренно воздержаться от принятия даров из Рима и при этом предложить любому римо-католику (включая кардинала Коха) самое главное – дар Истины, правых догматов, подлинной аскетики и, наконец, спасения (которое вне Православной Церкви невозможно).
Если бы православное свидетельство в отношении католиков было сосредоточено на этом, а не на бесплодном для Церкви и притом чреватом соблазнами обсуждении "первенства и синодальности", то, возможно, сегодня уже многие тысячи римо-католиков (а не единицы, как сейчас) обрели бы путь в Православие.
Пока же, к сожалению, мы видим в основном другое: фактически официальный запрет на проповедь Православия католикам, постепенное движение смешанной комиссии к признанию примата папы (при чисто "косметических" реверансах католиков в сторону "синодальности"), заявления о "стратегическом альянсе" с еретиками-папистами, совместные молитвы, тезисы про общее "свидетельство" о вере и традиционных ценностях, целенаправленное заражение части молодого духовенства филокатолическим духом через студенческий обмен и "летние институты".
Впрочем, как и всё неподлинное, в надлежащее время Господь разрушит имеющиеся преграды. И, даст Бог, многие из наших потерянных братьев и сестёр из Римо-католической церкви соединятся с единой, святой, соборной и апостольской Церковью Православной, чтобы "единым сердцем и едиными усты", без всякого Филиокве и папизма, славить и воспевать Триединого Бога.
Автор – Евгений Иванов.
При подготовке публикации использованы материалы новостного сайта Ватикана (vaticannews.va), Папского совета по содействию христианскому единству (christianunity.va) и других открытых источников.
Источник: Центр "Хризма"