ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Мир и безопасность": зачем Ватикану денуклеаризация?

Евгений Иванов :: 26 декабря 2020

16 декабря под эгидой Ватикана прошёл вебинар на тему "Мир, свободный от ядерного оружия". Мероприятие было организовано папской Дикастерией по содействию целостному человеческому развитию при поддержке Джорджтаунского и Нотрдамского университетов (США), а также "Католической миротворческой сети".

"Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность",

тогда внезапно постигнет их пагуба" (1 Фес. 5:3).

16 декабря под эгидой Ватикана прошёл вебинар на тему "Мир, свободный от ядерного оружия". Мероприятие было организовано папской Дикастерией по содействию целостному человеческому развитию при поддержке Джорджтаунского и Нотрдамского университетов (США), а также "Католической миротворческой сети". Предыдущее такое мероприятие прошло в 2017 г.

Выступая на вебинаре, архиепископ Пол Галлахер (Секретарь по отношениям с государствами в Госсекретариате Ватикана, т. е. министр иностранных дел) заявил: "Международный мир и безопасность не могут быть основаны на угрозе взаимного уничтожения или полного уничтожения, или на поддержании баланса сил. Мир и безопасность должны основываться на справедливости, всестороннем развитии человека и уважении основных прав человека. С этой точки зрения необходимо выйти за рамки ядерного сдерживания". Галлахер также напомнил о Договоре о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО), который ратифицирован 51 страной (включая Ватикан) и вступит в силу в январе 2021 г.

Любопытно, что вебинар прошёл через день после того, как Северо-Атлантический альянс (НАТО) официально подверг ДЗЯО критике, и за день того, как президент России В. В. Путин высказался о развитии ядерных вооружений. 17 декабря на пресс-конференции глава Российского государства заявил о стремлении Запада к "обнулению" ядерного потенциала России и сообщил о развитии стратегических вооружений: "мы на правильном пути и будем продолжать эти усилия по безусловному обеспечению безопасности Российской Федерации и её народа". А в 2019 году министр иностранных дел России С. В. Лавров подверг ДЗЯО острой критике: "Мы разделяем задачу построения безъядерного мира, однако добиваться этой цели следует не такими односторонними и достаточно аррогантными методами, на которых основывается этот документ. Мы исходим из того, что полная ликвидация ядерного оружия возможна только в контексте всеобщего и полного разоружения в условиях обеспечения равной и неделимой безопасности для всех, в том числе и для обладателей ядерного оружия в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)". Глава МИД РФ назвал "опасной и иллюзорной" тенденцию к "принуждению ядерных держав отказаться от имеющихся ядерных арсеналов без какого-либо учёта их интересов в сфере безопасности, в сфере стратегических реалий".

Папа Римский Франциск стал первым в истории понтификом, выступившим с категорическим осуждением обладания ядерным оружием. Это нашло отражение и в его энциклике 2020 г. "Fratelli tutti", содержащей требование полной ликвидации ядерного оружия. Любопытно, что в августе 2020 г. "Всемирный совет церквей" поддержал международное межрелигиозное обращение с требованием о полном запрете ядерного вооружения и призывом к дальнейшей ратификации ДЗЯО. Кроме того, Константинопольский патриарх Варфоломей в послании в августе 2020 г. по случаю Всемирного дня молитв о защите Божьего творения подверг критике существование ядерного оружия: "на карту поставлено уже не качество, а сохранение жизни на нашей планете. Впервые в истории человек способен разрушить условия жизни на земле. Ядерное оружие – символ прометеевского титанизма человека, осязаемое выражение "комплекса всемогущества" современного "человекобога"".

Таким образом, 2020 год помимо всего прочего отмечен повышением внимания конфессий к теме ядерного оружия. Причём Ватикан выступает как инициатор и идейный лидер в этой теме.

С учётом множества проблем, включая ускорившуюся дехристианизацию Запада и "кризис призваний" в Римо-католической церкви, Ватикан ищет различные способы, чтобы заявить о себе как значимой силе в международном масштабе и вызвать симпатии со стороны той или иной части мирового сообщества. В этом смысле пропаганда ДЗЯО для Ватикана – это одна из точек сближения с десятками малых и так наз. "развивающихся" стран, которые объективно не заинтересованы в существовании и размещении ядерных вооружений.

С другой стороны, пропаганда "денуклеаризации" (в т. ч. с помощью Ватикана) может использоваться определёнными международными силами для давления на ядерные державы в целом и Россию в особенности. Ведь для России и США ядерное сдерживание официально лежит в основе системы национальной безопасности (см. Указ Президента Российской Федерации от 02.06.2020 г. № 355 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания"). Надо ли говорить, что без ядерного оружия территория России (а с ней и каноническая территория РПЦ) с высокой вероятностью подверглась бы агрессии, разделению и хаосу?..

Для многих православных верующих Россия даже в своей светской форме – это государство-"катехон", которое содействует сохранению целостности канонической территории Русской Православной Церкви (крупнейшей в мире поместной Церкви), её пастырско-миссионерскому служению.

Вопросы безопасности России не могут быть безразличны для Русской Православной Церкви. Об этом свидетельствует и поздравление, которое 17 декабря 2020 г. направил Cвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл командующему Ракетными войсками стратегического назначения. Предстоятель отметил, что военнослужащие РВСН несут "важную и ответственную службу, от которой зависит безопасность страны, сохранение её обороноспособности и независимости". При этом "уже многие годы между Ракетными войсками и Русской Православной Церковью развивается плодотворное взаимодействие".

Несмотря на то, что у Русской Православной Церкви не сформулирована официальная позиция относительно ядерных вооружений, через окормление РВСН Церковь фактически одобряет существование ядерного оружия как средства защиты народа и государства. Соответствующая логика присутствует в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" (ОСК), где приводятся слова св. равноап. Кирилла: "мы великодушно терпим обиды, причиняемые нам как людям частным, но в обществе друг друга защищаем и полагаем души свои на брани за ближних своих, чтобы вы, пленив наших сограждан, вкупе с телами не пленили и душ их, принудив к отречению от веры и богопротивным деяниям. Наши христолюбивые воины с оружием в руках охраняют Святую Церковь, охраняют государя, в священной особе коего почитают образ власти Царя Небесного, охраняют отечество, с разрушением коего неминуемо падет отечественная власть и поколеблется вера евангельская" (VIII.2). Возможно, со временем ОСК будет уместно дополнить ясной позицией в отношении существования ядерного оружия.

В поражённом грехом мире, к сожалению, обладание ядерным оружием и угроза возмездия является для России вынужденной мерой для предотвращения большего зла. Это подтверждается самими обстоятельствами создания ядерного оружия в России: оно произошло в условиях начала "Холодной войны" и формирования Соединёнными Штатами Америки планов по атомной бомбардировке городов СССР. С учётом использования бомб в Хиросиме и Нагасаки, было бы преступно недооценить соответствующую угрозу и не предпринять усилий по защите государства и народа.

В Новом Завете любовь превыше всего, но в то же время с учётом состояния падшего мира не отвергается возможность использовать силу и оружие для защиты, а угроза возмездия понимается как порой необходимая мера для обуздания зла. Так, апостол Павел пишет, что "начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых" (Рим. 13:3). Апостол говорит о существовании "меча" (т. е. оружия) как о допустимом и необходимом: "ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое" (Рим. 13:4).

В богословском отношении показательно, что выступая за мир без войн и развивая соответствующую ультрапацифистскую риторику (в т. ч. призывы к денуклеаризации), некоторые конфессии (Константинопольский патриархат, Римо-католическая церковь) по сути искажают традиционное эсхатологическое видение христиан, считая возможным на земле и земными средствами достичь благословенного состояния полного и непоколебимого мира – состояния, которое согласно православному учению станет возможным лишь в жизни будущего века, т. е. в Царстве Христовом. Господь наш Иисус Христос ясно сказал, что войны продолжатся: "Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец" (Мф. 24: 6).

Любопытно, что апостол Павел среди признаков второго пришествия назвал пропаганду "мира и безопасности" (1 Фес. 5:3), в связи с чем призвал верных духовно бодрствовать: "не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. (...) Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения" (1 Фес. 5:6,8).

Автор – Иванов Евгений Олегович

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама