ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Российский православный университет открыл научный лекторий "Крапивенский 4"

14 января 2021

13 января 2020 года в Российском православном университете в Москве открылся публичный еженедельный научный лекторий "Крапивенский 4", предназначенный для студентов и преподавателей РПУ. Лекторий также могут посетить все, кому интересны встречи с известными российскими и зарубежными экспертами в области богословия, общественных наук, политики, культуры, социальных процессов.

Лекторий "Крапивенский 4" организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой.

Научный руководитель лектория, декан социально-гуманитарного факультета РПУ, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ доктор политических наук А.В. Щипков во вступительном слове заявил, что задача лектория "привлечь внимание к проблемам защиты каноничности и кафоличности Православия и традиционных российских ценностей в контексте современных культурных, социальных и политических процессов".

С докладом на тему "Религиозно-политические вызовы Православию в современной Белоруссии" был приглашен российский и белорусский историк А.Д. Гронский, к.и.н., ведущий научный сотрудник Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова (ИМЭМО РАН), доцент кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии.

В своем докладе А.Д. Гронский рассмотрел три альтернативные религиозные идентичности, представляющие наибольшую угрозу для канонического единства Православной Церкви. Таковыми он считает униатство, идею автокефального православия и неоязычество.

Возникновение униатства на территории современной Белоруссии связано с заключением Брестской церковной унии 1596 года. Новую актуальность идея унии обрела в период Перестройки, когда Униатская церковь стала трактовать себя как национальную религию белорусов, в противовес латинскому католичеству и Православию. Таким образом, она обнаружила свою политическую подоплеку, связанную с деятельностью белорусских националистических кругов.

Автокефальное белорусское православие появилось в 1920-е годы XX века при активной поддержке большевизма, сделавшего ставку на обновленчество и церковный раскол. В годы Великой Отечественной войны идею автокефалии реанимировали белорусские коллаборанты. Немцы поддержали этот проект и под давлением оккупационных властей автокефалия формально была объявлена. Таким образом, эта идея также носила определенный идеологический и политический характер.

Неоязычество, как указывает Гронский, зародилось в 1960-70-е годы в среде аспирантов кафедр истории КПСС, которые получили доступ к трофейным документам нацистской Германии. В 1980-е годы на волне "возвращения" к условным или "изобретенным" практикам, неоязычество стало набирать популярность в молодежных субкультурах. Официально они не зарегистрированы и действуют как молодежные или культурные организации.

Неоязычество считает себя этнической религией. В Белоруссии неоязычники делятся на три группы: русские неоязычники, связанные с русским национализмом, белорусские славянские неоязычники, связанные с белорусским национализмом, и литвинские неоязычники, которые считают, что белорусы – это "балты", то есть литвины.

Все три религиозные направления, о которых говорил А.Д. Гронский, связаны с агрессивно-националистической политикой, направленной против канонического единства Русской Православной Церкви. Для автокефалистов, униатов и неоязычников национальный вопрос является основным. Носители этих религиозных идентичностей претендуют на курирование не только религиозной, но и политической повестки в Белоруссии. Опасность этих религиозных формирований заключается в том, что их поддерживают политики, заинтересованные в разделении русского и белорусского народов. Эти религиозные течения рассматриваются как идеологические маркеры сепаратности, отдельности Белоруссии от России.

С докладом А.Д. Гронского "Религиозно-политические вызовы Православию в современной Белоруссии" можно познакомиться по ссылке.

В работе лектория "Крапивенский 4" приняли участие ученые из РПУ св. Иоанна Богослова, Московской духовной академии, МГУ им. М.В. Ломоносова, Воронежского госуниверситета, МГИМО МИД РФ, Русской экспертной школы, Научно-аналитического центра ВРНС.

Следующий лекторий состоится 20 января. С докладом на тему "Про Фанар и церковную независимость" выступит А.В. Щипков.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама