ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

В Ростове-на-Дону открылся музей донских старообрядцев

24 февраля 2021

7 февраля 2021 года в Ростове-на-Дону, при бывшем доме причта Покровского старообрядческого храма на улице Ульяновской, 39, открылся музей истории и культуры донских старообрядцев.

Музей "Старообрядцы на Дону" стал первым музеем в Ростовской области, посвященным истории и культуре старообрядчества.

Об этом сообщает Rublev.com со ссылкой на официальный туристический портал Ростова-на-Дону.

Новый музейный центр

Под музей были выделены помещения на первом этажа в бывшем доме причта Покровской общины. Перед открытием здесь провели реставрационные работы, в результате которых удалось сохранить большую часть исторических интерьеров, в том числе лепнину, светильники, старинные двери, чугунные радиаторы отопления и другие элементы декора.

В музее представлены уникальные книги и документы, иконы древнерусского и старообрядческого письма и предметы церковного обихода, рассказывающие о жизни донских староверов. Посетители музея могут также ознакомиться с традициями знаменного церковного пения, образцы которого представлены в аудиоформате и являются частью экспозиции.

Особую ценность представляет коллекция мелкой пластики – изделия, изготовленные мастерами-литейщиками: медные иконы, складни, кресты.

Открытие нового музея стало одним из событий продолжающейся программы празднования 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума, которое отмечали старообрядцы в России и во всем мире в 2020 году. Тогда из-за пандемии значительную часть запланированных мероприятий пришлось перенести на более поздние сроки.

Открытие музея "Старообрядцы на Дону" вызвало интерес со стороны научного и музейного сообщества региона; на открытии присутствовали представители Южного федерального университета, Государственного архива Ростовской области, Старочеркасского музея-заповедника, Ростовской государственной консерватории им. С. Рахманинова, Раздорского этнографического музея-заповедника, краеведческого сообщества Ростовской области и другие гости.

На церемонии открытия об истории старообрядчества на Дону рассказал настоятель Покровского старообрядческого собора иерей Иоанн Севастьянов.

Музей открыт для посетителей ежедневно и работает без выходных, с 09:00 до 17:00.

Старообрядцы на Дону

Старообрядчество стало распространяться среди донского казачества вскоре после начала церковной реформы патриарха Никона. Уже в конце XVII века последовали несколько вооруженных выступлений. Они были подавлены войсками, а старообрядческие общины подверглись разорению. Причем староверов преследовали не только на Дону, но и вне пределов Войска Донского, например, на реке Куме.

Это привело к тому, что большинство донских казаков стало "потаенными раскольниками", они исповедовали свою веру тайно, хотя и приносили присягу "не держаться старой веры". Наиболее радикально настроенные казаки, не желавшие идти на компромиссы с официальной Церковью и властью, переселялись дальше на Куму и на Кубань.

В период правления Екатерины II во второй половине XVIII века положение донских старообрядцев улучшилось. "По раскольничьим (кроме прямых богохульников) ...делам, содержащихся до сего времени под караулом, всех свободить, и по учиненным об них сентенциям ничего не делать, а начатыя следствия оставить", – гласил манифест по случаю коронации Екатерины от 22 сентября 1762 года.

Вскоре, 14 декабря 1762 года выходит указ Сената "О позволении раскольникам выходить и селиться в России на местах означенных в прилагаемом у сего реэстре". Документ призывает старообрядцев, проживающих вследствие гонений за границей, "которые не имея понятия о силе законов, страшась притеснения или истязания, опасаются выходить; и потому имея с Святейшим Правительствующим Синодом конференцию, за благо определил, сим Ея Императорского Величества указом, всем живущим за границей Российским раскольникам объявить, что им позволяется выходить и селиться особливыми слободами..."

Однако спустя всего два года правительство предприняло меры по возвращению старообрядцев, обложив "потаенных раскольников" двойными податями, а несогласных подвергнув преследованиям. Тем не менее, казаки с семьями массово заявляли о своей приверженности старой вере, даже несмотря на двойной подушный налог. В результате уже в 1765 году руководство Войска Донского приостанавливает все следственные дела о раскольниках.

Даже местные церковные власти иногда шли навстречу старообрядцам. Так, например, в 1760-х годах при освещении новой церкви в станице Кагальницкая по настоятельным просьбам казаков крестный ход разрешили провести "посолонь", то есть старым чином – по солнцу, по часовой стрелке.

Духовное окормление старообрядческих общин брали на себя "беглые попы". Светские и церковные власти предпринимали все меры к поимке этих священнослужителей, но это удавалось сделать редко. При переездах такого попа из одного места в другое его сопровождал отряд вооруженных казаков, численность которого могла доходить до нескольких десятков человек.

Старой веры придерживались даже высокопоставленные казачьи военачальники. Так, в 1799 году, когда в станице Пятиизбянской скончался генерал Василий Петров, его погребение по старообрядческому чину совершил "раскольничий поп" Михаил, а на заупокойной службе присутствовали генерал А. М. Попов, казачьи подполковники и станичный атаман.

Несмотря на политику запретов и преследований, продолжавшуюся в XIX веке, старообрядчество на Дону сохранялось.

К середине XIX века в Области войска Донского "раскольников было около 66395 душ обоего пола, в том числе приемлющих священство 61006 и не приемлющих священство 5390". Согласно "Статистическим таблицам Российской Империи" изданных фон-Бушеном в 1858 году, на земле Войска Донского проживало 68 679 старообрядцев. Больше их насчитывалось только в Московской губернии – около 73 тысяч.

В XIX столетии у старообрядцев на Дону впервые появляются епископы. Первым епископом Донским, Кавказским и Екатеринославским стал Иов, в миру Иван Зрянин (1793 – 1872), казак станицы Кавказская, подвизавшийся до своего избрания в пещерах на берегу Кубани. После его смерти на кафедру был избран казак Степан Морозов (1830 – 1902), ставший епископом Силуяном.

По первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года в Области войска Донского было учтено около 130 тысяч "старообрядцев и уклонившихся от православия". Но это были официальные данные, в достоверности которых современные историки сомневаются.

Сами старообрядцы считают, что к началу XX века Донская епархия Русской церкви занимала первое место по числу живущих на ее территории приверженцев старой веры.

Источник: Благовест Инфо

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама