Трагедия Беслана с жестокой правдивостью подтвердила: одна из главных бед российского общества тотальная коррупция государственного аппарата. Сложившаяся ситуация требует принятия нестандартных решений.
Предложенные президентом Владимиром Путиным реформы государственного и политического устройства представляются в данных условиях логичными. Помимо стабилизации российской политической системы предложения президента должны решить задачу обуздания чиновничьего произвола. Во-первых, процедура выборов губернаторского корпуса депутатами законодательных собраний низводит губернаторов практически до статуса назначаемых чиновников, что предполагает более четкие параметры отчетности перед президентом. Это должно повысить управляемость регионов с точки зрения законности. Во-вторых, введение гражданского контроля над бюрократией через Общественную палату позволит отслеживать уровень доверия граждан власти, давать объективную оценку и процессам, происходящим в обществе. Было бы логично создать палату на основании указа президента РФ с тем, чтобы она находилась под его личным патронажем и финансировалась из специального фонда. Это уравновесит прямое подчинение региональной бюрократии главе государства усилением непосредственной связи президента с общественностью. В свою очередь, главная задача Общественной палаты формирование для государственной власти социального заказа по эффективному управлению социально-политическими процессами в обществе и государственному строительству в целом.
Для достижения широкого представительства от различных групп населения Общественная палата должна формироваться за счет делегирования представителей от каждой реально действующей общероссийской общественной организации, ассоциации, профессионального объединения, зарегистрированных Министерством юстиции в соответствии с действующим законодательством. Необходимым условием является привлечение к работе палаты представителей традиционных конфессий. В регламенте работы Общественной палаты необходимо предусмотреть ограничение срока работы представителей например, до двух лет с обязательной ротацией по истечении срока.
Подобный механизм формирования Общественной палаты за счет средств общественных организаций позволит избежать значительных затрат на ее содержание, ограничившись выделением денег на функционирование вспомогательного аппарата.
Постоянно действующим органом управления может быть Консультативный совет, включающий секции по наиболее важным социальным проблемам. Основные задачи и функции Консультативного совета, в том числе его председателя, избираемого на один год, должны утверждаться членами Общественной палаты на ежегодных совещаниях, съездах или иных форумах (как будет определено соответствующим положением). На этих форумах будут вырабатываться позиции общества по наиболее актуальным социально-политическим проблемам, формироваться определенное общественное мнение, которое в дальнейшем может быть учтено государственной властью в процессе разработки и принятия решений.
Общее руководство Общественной палатой, Консультативным советом, а также обеспечение координации деятельности всех представительств палаты в субъектах федерации должно быть возложено на руководителя, назначаемого президентом Российской Федерации. Статус руководителя с учетом утвержденного президентом "Положения об Общественной палате" позволит осуществлять взаимодействие с органами государственной власти, получать необходимую информацию для выполнения функций гражданского контроля и т. д.
Важнейшим вопросом эффективного функционирования Общественной палаты является представительство во всех субъектах федерации. В связи с этим оптимальное решение размещение Общественной палаты на базе Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации. Наличие у академии региональной инфраструктуры значительно упростит и сократит организационный этап, а ее высокий статус будет способствовать поднятию имиджа самой палаты. Аналитический центр академии, прямо связанный с ее региональными представительствами, имеет возможность вести постоянную работу по сбору и обобщению предложений с мест по наиболее актуальным проблемам, а также оперативно доводить до общественности необходимую информацию.
Инструментом для аккумулирования представительного мнения самых широких слоев российского общества между форумами должен стать институт общественной экспертизы. Это позволит создать эффективную, постоянно действующую систему диалога между государственной властью и обществом и планомерную нормотворческую работу. Оценке общественности подлежат все ключевые законопроекты и государственные решения, имеющие общенациональное значение.
Общественная палата может сыграть важнейшую роль в организации взаимодействия со всеми конфессиями для обеспечения их участия в диалоге власти и общества. Привлечение к общественному контролю на равных условиях всех российских конфессий позволит ликвидировать разобщенность на религиозной почве.
Одной из функций Общественной палаты должен стать систематический анализ механизма принятия управленческих решений на любых стадиях и уровнях вертикали власти. Для этого необходимо разработать критерии эффективности деятельности государственных структур, предложения по дебюрократизации госаппарата, устранению причин и условий, способствующих коррупции.
Возможно и прямое участие Общественной палаты в формировании кадрового резерва для государственных структур и выдвижении на ведущие должности специалистов-практиков.
Параллельно может проводиться работа по оценке соблюдения конкретными чиновниками норм этического поведения, могут приниматься меры по обеспечению общественной защиты добросовестных государственных служащих от необоснованных обвинений, преднамеренной компрометации. Поэтому важнейшее направление работы Общественной палаты информирование общественности о деятельности государственного аппарата и реализация системы публичной отчетности.
Гражданский контроль предполагает правовую и общественную зрелость сограждан, поэтому не менее важная обязанность Общественной палаты масштабная разъяснительная работа об основных стратегических направлениях развития нашего общества, формах и методах реализации конституционных прав, в том числе участие в контроле за деятельностью госаппарата, включая правоохранительные органы и специальные службы.
В общем деятельность Общественной палаты должна поднять социальную активность населения, без которой не представляется возможным эффективно противостоять серьезным угрозам, с которыми сталкивается наша страна.
18.11.2004
Источник: Известия