ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Истина и жизнь" (архив)

Гармония образа

Ханс Хольбейн Младший – портретист

Елена Рачеева :: 19 июля 2005

Немецкий мастер Ханс Хольбейн Младший (1497–1543) – блестящий представитель Северного Возрождения. Громкую славу он заслужил уже при жизни и позднее не был забыт; не умалило его достоинств и наше время. Хольбейн занимался многими видами художественного творчества: это алтарные и стенные росписи, иллюстрации к Библии, эскизы для витражей, гравюры на дереве, просто рисунки.

Но признание ему принесли портреты высокопоставленных особ, заказанные ему во многих европейских странах. Портреты Хольбейна всегда вызывали восхищение публики сходством с моделью, особой красотой построения и благородством колорита. Иметь собственный портрет кисти немецкого мастера почитал за честь сам король, не говоря уж о бюргерах.

Хольбейн был сыном известного художника Ханса Хольбейна Старшего и первые уроки живописи брал у отца. Родился он в Аугсбурге; туда быстро доходили новшества из Италии, где давно царил дух гуманизма и нового искусства. Этот город на юге Германии в ту пору служил своего рода мостиком, художественным и экономическим, соединявшим германские земли с соседней страной. Были в Аугсбурге и свои "Медичи". Род Фуггеров играл здесь роль, подобную знаменитым флорентийским герцогам. Оттого ни один другой немецкий город не был таким "южным" по виду и характеру жизни, ни один другой город так не боготворил искусство итальянского Возрождения. Закономерно, что отсюда выходили художники, придававшие суровому "северному" искусству особое великолепие и новый дух Ренессанса. К ним относятся прежде всего Хольбейн и другой уроженец Аугсбурга — Бургкмайр.

Юный Хольбейн с 1515 г. самостоятельно работал  в швейцарском Базеле, где прошли семь лет его жизни. Интеллектуальная культура Возрождения обосновалась здесь раньше, чем в Аугсбурге. Ещё с конца XV в. в университете Базеля преподавал один из лидеров гуманистического движения, знаменитый в те времена Конрад Цельтес, назначенный самим императором Максимилианом. А его сочинения иллюстрировал сам Дюрер. Базель был и литературным центром германских земель и центром книгопечатания. Отсюда художник несколько раз уезжал во Францию и Нидерланды, где выполнял многочисленные заказы.

В Базеле у Ханса Хольбейна появился первый покровитель — банкир Якоб Мейер, впоследствии ставший бургомистром города. Он первым оценил дар художника и стал заказывать ему портреты членов своей семьи, достойно оплачивая их. Так начался первый период творчества Хольбейна, длившийся до 1532 г. Казалось, судьба сулила ему счастье и успех.

В 1521 г. в Базеле мастер создал странное полотно "Христос в гробу" — страшную картину, в своё время так поразившую Фёдора Достоевского. Изобразив поруганное тело Христа с ужасающими ранами и первыми признаками разложения, художник лишил Его всего "святого". В образе Богочеловека нет одухотворённости и какой-либо мистики. Тем не менее картина впечатляет силой экспрессии и величия смерти. Это не просто труп, это образ мёртвого Иисуса, по словам Достоевского, "воспринимающегося с восхищением и ужасом…" (см. об этом также в "ИиЖ" №№ 10/2000, 11/2004. — Ред.).

Хольбейн, воспитанный в католической вере, был глубоко религиозен. Потрясения немецкой Реформации, распространение протестантизма, выступавшего за радикальные реформы не только в религиозной сфере, но и в мирской жизни, народные волнения сильно ощущались и в Базеле. А ведь именно здесь Хольбейн приобрёл немало знакомых-интеллектуалов, гуманистов, среди которых был и великий Эразм Роттердамский — автор знаменитой "Encomium morale" ("Похвалы глупости"). Нидерландский мыслитель, утончённый и остроумный писатель, привлечённый в Базель расцветом книгопечатания, планировал издать здесь свои книги. От этого времени, к счастью, остались превосходные портреты Эразма, выполненные Хольбейном и ныне находящиеся в Париже и Базеле, а также рисунки к "Похвале глупости".

В Базеле искусство молодого мастера обрело большую популярность, но, несмотря на внешне благополучную судьбу, живописец стал помышлять об отъезде. Изменившаяся духовная атмосфера и начавшиеся гонения протестантов в сфере искусства склоняют его к решению оставить Германию. В 1526 г. Хольбейн с рекомендательным письмом Эразма Роттердамского впервые отправился в Англию. Здесь он завёл дружбу с Томасом Мором — канцлером, гуманистом, автором знаменитых книг. Главной идеей писателя была религиозная свобода, что привлекало немецкого мастера.

Во время первого пребывания в Англии, продлившегося два года, Хольбейн написал знаменитый "Портрет Томаса Мора с семьёй", известный теперь только по копиям. "Ваш живописец, мой дорогой Эразм, — превосходный талант", — писал Мор своему проницательному единомышленнику. Тем не менее Хольбейн, ещё надеявшийся на торжество разума в Германии, возвратился в Базель. Следующие пять лет художник живёт и работает в этом городе. Здесь он много пишет, в том числе по заказам магистрата и состоятельного бюргерства.

Однако к 1532 г. у великого немецкого мастера созревает окончательное решение обосноваться в Англии. Сохранилось письмо, написанное Хольбейном перед отъездом из Германии, в котором есть такие строки: "Искусства здесь дрожат от холода". И действительно, протестантизм не благоприятствовал искусству. В Базеле религиозные распри достигли апогея. Иконоборческие настроения лютеран побеждали. В 1529 г. чернь штурмовала церкви и разрушала католические алтари, статуи — гибли чудесные творения прошлого и настоящего. Эразм Роттердамский писал о тех днях: "Ничего не уцелело в церквах. Картины были замазаны извёсткой, всё, что могло гореть, было брошено в костёр, остальное разбито вдребезги. Ни их денежная, ни художественная ценность не служили им защитой". Многие художники лишись заработка — кончились заказы на алтари и иконы. К тому же в 1530 г. Хольбейн был допрошен городским советом. Его спрашивали об уклонении от протестантского богослужения и причастия…

Художник не желал больше жить в подобных обстоятельствах. Бросив семью — жену, сына и дочь, в 1532 г. он уезжает. Так далёкий туманный Альбион стал его прибежищем навсегда. Хорошо знавший Хольбейна Томас Мор ввёл его в высшие круги английского общества. В Лондоне немецкому мастеру заказывали портреты известные гуманисты, учёные, клирики. В 1536 г. Хольбейн стал придворным художником английского короля Генриха VIII.

Таким образом, творчество мастера чётко делится на два периода — немецкий и английский.

Искусство Хольбейна всегда сохраняло яркую индивидуальность и независимость от каких бы то ни было влияний. Он оказался далёк от французского и нидерландского искусства, совершенно чуждой ему была провинциальная для того времени швейцарская живопись. А в Англии, не имевшей тогда собственной школы, он сам стал её создателем. Хольбейн побывал в Италии и не избежал влияния великой итальянской живописи, но не сбился с избранного пути. Несмотря на свою религиозность, он оставался светским художником, даже когда обращался к библейским сюжетам. Причём эти его работы далеки как от мистической экзальтации, так и от натурализма. Хольбейн — рационалист, склонный к обобщению, стремящийся к объективному взгляду на свою модель и окружающий мир. С итальянцами его сближало и отношение к композиции картины — стремление к её законченности, гармоничности. А ещё — эстетическое осмысление мира. Свою модель художник наделял благородством облика, ритмичностью движений, духовной наполненностью и сдержанными эмоциями. Италия упрочила и его убеждение в важной миссии художника, в его особом положении в обществе, что было тогда совсем не характерно для Германии.

В Лондоне немецкий портретист получил мастерскую в башне замка Уайтхолл — королевской резиденции. В то время им были созданы великолепные портреты короля, придворных, знатных иностранцев. Но ему пришлось окунуться и в новую для себя сферу: он делает рисунки для ювелирных украшений. Английские аристократы нуждались в них не меньше, чем в собственных изображениях. Однако портрет стал отныне главным жанром в творчестве Хольбейна.

Англичане, по свидетельству современников, особенно ценили у него поразительное сходство портрета с моделью. Таковы французские послы Жан де Дантевиль и Жорж де Сельва, написанные немецким мастером в то время. Но Хольбейн стал в Англии и создателем репрезентативного портрета XVI в., обладавшего особенным образным строем. Помимо сходства он подчёркивал и самые характерные индивидуальные черты изображённого лица. Художник создал свой тип человека — спокойного, уверенного, но замкнутого. Такова Джейн Сеймур, королева Англии. Стоит отметить, что Хольбейн писал тогда и совсем не интересных ему людей. Зависимый от двора, он уже не мог, как раньше, выбирать модель. Теперь далеко не все портреты мастера отличались глубоким проникновением во внутреннюю сущность человека. Парадная сторона жизни ценилась превыше всего.

Вглядимся в наиболее яркие полотна Ханса Хольбейна Младшего.

"Портрет Эразма Роттердамского" (1523), ныне принадлежащий Лувру, — превосходный образец живописи двадцатипятилетнего Хольбейна. С нидерландским философом и писателем, ставшим символом учёности своей эпохи, великим Эразмом Роттердамским художника связывали дружеские узы и, видимо, общие умонастроения.

Эразм Роттердамский сам заказал Хольбейну два портрета. На полотне из Парижа гуманист изображён, как на старых традиционных портретах, в профиль, углублённым в работу над рукописью — комментариями к Евангелию от Марка. Прежде всего это портрет интеллектуала, погружённого в свои мысли. Все атрибуты предельно лаконичны и сдержанны. Очень строгий по цвету — звучат лишь чёрные, коричневые и тёмно-зелёные тона, — портрет заостряет внимание на внутреннем состоянии модели. Хольбейн использует здесь не характерный для него профильный поворот фигуры, что позволяет ему представить Эразма отрешённым от всего внешнего, показать его духовный мир. Лицо этого человека, немного усталое, насмешливое, с лёгкой саркастической усмешкой, одухотворено, освещено глубиной мысли. Это лицо, а также руки — главные акценты картины. Существует превосходный рисунок рук Эразма, сделанный специально для этого портрета (он хранится в Кабинете рисунков и гравюр Лувра).

По свидетельству современников, портрет поражает психологической точностью и удивительным сходством с моделью. Хольбейн представил Эразма как великого человека, харизматическую личность бурной и ожесточённой эпохи умственных исканий и разочарований.

Некоторые историки предполагают, что портрет предназначался для отправки в Англию, Томасу Мору, с которым Эразма связывали глубокие научные интересы. В результате он попал в собрание английского короля Карла I, потом оказался у известного коллекционера Эберхарда Ябаха и наконец стал собственностью французского короля Людовика XIV.

Парадный "Портрет французских послов Жана де Дантевиля и Жоржа де Сельва", написанный в 1533 г. в Англии, находится ныне в Лондонской национальной галерее. Это одна из самых больших (206 x 209 см) и великолепных картин Хольбейна, созданная в годы расцвета его творчества.

Двойные портреты были особенно популярны у немецких живописцев с конца XV в. Но для Хольбейна этот холст скорее исключение. Его модели изображены в натуральный рост и окружены роскошными аксессуарами. В кабинете — и пышные богатые драпировки, и многочисленные предметы, подчёркивающие характер, вкус и интеллект этих молодых, энергичных людей. Жан де Дантевиль, сеньор Полизи, изображённый слева, не раз возглавлял французские посольства в Англию. Жорж де Сельва — двадцатичетырёхлетний епископ Лавурский, был ещё не только дипломатом, но и учёным и большим любителем музыки.

Торжественный характер портрета подчёркивают и его размер, и композиционное и колористическое решения. Художник изображал двух людей, равных по своему общественному положению. В те времена этому придавалось огромное значение. Художник решил задачу, расположив фигуры Жана де Дантевиля и Жоржа де Сельва строго симметрично по отношению к центру композиции. Причём они не смотрят друг на друга, никак не контактируют друг с другом, а позируют перед зрителем, устремив на него проницательные взгляды. Тем самым внутренняя, образная связь между героями отсутствует, они объединены скорее формально.

И если попытаться разделить картину надвое, то получатся два самостоятельных, равноправных портрета. Единственное, чем связаны между собой модели, это колорит картины — изысканная цветовая гамма, включающая тёмно-зелёные, чёрные, розовые, тёмно-фиолетовые тона. Они есть в костюмах послов, эти же оттенки повторяются в инкрустации пола и окружающих предметах.

Картина была заказана самими дипломатами Жаном де Дантевилем и Жоржем де Сельва. Одетые в парадные одежды посланники спокойно и уверенно смотрят на зрителя. Хольбейн не углубляется во внутренний мир своих моделей — они кажутся замкнутыми, сдержанными, как подобало аристократам при дворе короля. Рядом с ними — астрономические и географические приборы, музыкальные инструменты, здесь же раскрытый учебник математики, атрибуты, подчёркивающие знакомство этих людей с гуманистическими идеями эпохи.

Но портрет характерен не только мажорным звучанием, определяемым энергией молодых послов и красотой колорита. В атмосферу картины вторгается и что-то тревожное: неясный, странный предмет в искажённом резком ракурсе на первом плане — череп, исполненный в особой технике. Этот знак смерти привносит в картину тему "vanitas" — напоминания о быстротечности человеческой жизни и бренности всего земного.

"Портрет Генриха VIII, короля Англии", написанный около 1540 г., выставлен в Национальной галерее Рима. Хольбейн не раз писал властителя Англии, но этот портрет наиболее известен и отличается особыми качествами.

Это прежде всего парадный репрезентативный портрет — и, бесспорно, одна из ярких вершин живописи великого немецкого мастера. В Англии Хольбейн создал свой тип парадного портрета — впечатляющего, величественного зрелища.

Генрих VIII изображён в роскошной парадной одежде, как предполагают историки, той самой, в которой он венчался со своей четвёртой женой Анной Клевской. Виртуозной кистью опытного мастера художник передаёт фактуру тканей, парчи, меха, мерцающий блеск драгоценных камней и золотой цепи — он любил точные детали. Чётким, уверенным рисунком определяет строгую композицию портрета.

Массивная фронтальная фигура короля кажется могучей глыбой, которую невозможно поколебать. В ней есть что-то грозное, зловещее. Выразительны и руки властелина, пухловатые, но крепко держащие кинжал и пояс.

На портрете предстаёт личность большого масштаба, запечатлённая с поразительной мощью и психологизмом. Генрих VIII смотрит в упор на зрителя — этот приём, разработанный ещё раньше, необычайно усиливает экспрессию портрета. Его небольшие, но живые, злые глаза, их пронзительный взгляд, хищно сжатые губы, тяжёлый подбородок выдают человека деспотичного, беспощадного к врагам. Художник подчёркивает волю и силу его противоречивой натуры. Умное немолодое лицо короля свидетельствует об умении повелевать и подчинять. Но на нём есть и печать порока и жестокости. Король отличался непостоянством, подозрительностью и мстительностью. Конечно, облик модели идеализирован, но одновременно художник добился и объективной достоверности изображения. Как известно, Генрих VIII вошёл в историю как правитель, беспощадно расправившийся со своими противниками. Он вывел Церковь в Англии из-под власти Папы, сам встав во главе; обезглавил великого Томаса Мора…

Один из шедевров Хольбейна, "Портрет Джейн Сеймур, королевы Англии" (1536), принадлежит собранию Музея истории искусств Вены. Развёрнутый в три четверти, этот портрет построен на строгом равновесии форм. Художник акцентирует силуэт фигуры Джейн Сеймур, выделив её на тёмно-голубом фоне. Расширяющиеся внизу рукава великолепного платья своей тяжестью придают фигуре устойчивость, так что совсем небольшой портрет (60 x 40,7 см) кажется монументальным. Хольбейн уделяет внимание декоративной стороне живописи. Костюм королевы великолепен. Богатство фактуры дорогих тканей дополняется пластическими ритмами картины. Это и волнообразные линии тончайших манжет, дробное мерцание жемчуга на поясе и шее, причудливые очертания головного убора. Круглящиеся очертания плеч, плавные линии шеи подчёркивают спокойную гармонию портрета.

К этому времени художник мастерски владеет всеми приёмами портретной живописи, его кисть виртуозна. Портреты демонстрируют удивительный дар обобщения и одновременно осторожное внимание к деталям, подчёркивающим характер модели, её общественное положение.

Личность Сеймур весьма примечательна. Джейн появилась при дворе короля Генриха VIII в качестве придворной дамы и находилась при королевах — сначала Катарине Арагонской, потом Анне Болейн, как известно, казнённых жестоким супругом. Через день после казни Анны, в 1536 г., Джейн Сеймур стала третьей женой Генриха VIII. А год спустя, через две недели после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, она умерла. Характер у Джейн был живой, мягкий, весёлый. Однако на портрете изображена особа строгая и замкнутая, хотя и не лишённая обаяния.

Художник представил сдержанную молодую даму с изящными манерами. Она бесстрастна, её холодное лицо — скорее маска, чем живое отражение внутренней жизни или чувств. В застывшей позе королевы ощущается напряжение. В этом небольшом красивом портрете Хольбейн не углубляется во внутренний мир модели. Для него это официальный заказ,

в котором проступают черты идеализации, в отличие от рисунка из собрания Виндзора — тоже тончайшей работы, — который был сделан перед созданием этого холста. Изысканный и модный наряд, роскошные драгоценные украшения завершают впечатление парадного портрета.

Художник мастерски воспроизвёл все особенности облика королевы.

Хотя живописный язык картины несколько суховат, ритм линий, обобщённый силуэт и красота сдержанного, глубокого колорита в сочетании с монументальностью фигуры создают удивительную гармонию образа — величественного и грациозного.

В Лондоне Хольбейн достиг вершины славы и материального успеха. Жизнь его оборвалась внезапно: художник умер от чумы в возрасте сорока шести лет. Однако его искусство определило развитие живописи Англии на долгие времена.


Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Летняя Москва"Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /