Путь по вселенной Достоевского предложил для французских студентов славист Мишель Никё (Michel Niqueux) почетный профессор Университета Кан-Нормандии, специалист по русской литературе. Он создал "Словарь Достоевского" (Dictionnaire de Dostoïevski), изданный Институтом славянских исследований в Париже. Ученый анализирует сюжеты, понятия, стилистку языка творчества русского писателя, включая филологические и религиозные аспекты.
"Идея пришла во время первого локдауна, располагавшего к чтению. Это скорее не словарь, а путеводитель. Я часто слышал от студентов вопросы: как читать романы Достоевского, чтобы они были доступнее для понимания. Поэтому этот справочник ориентирован на студентов или всех, кто не решается войти в сложную, путанную, в чем-то пугающую вселенную романов Достоевского", сказал Мишель Никё на международной онлайн-конференции "Восток-Запад: сквозь призму творчества Достоевского" (Est-Ouest à travers le prisme de la créativité de Dostoïevski), организованной Русским домом в Брюсселе. Ученый заметил, что во франкоязычном мире существуют словари Бальзака, Флобера и других писателей, а по русским писателям почти ничего нет. "Этот путеводитель не заменяет чтение, а помогает заметить важные детали, считает составить книги. И тем, кто знаком с творчеством Достоевского, книга поможет найти разные толкования смыслов произведений".
Мишель Никё использовал почти все творчество Достоевского, включая публицистику, добавил данные из различных исследований русских, французских, английских и немецких авторов. В их числе, Жак Катто крупный французский специалиста по Достоевскому, которому автор посвятил этот словарь. Из русских ученых используются труды Михаила Бахтина и работы русских эмигрантов 1920-30-х годов.
Сквозные статьи посвящены темам или идеям, которые можно найти в разных текстах Достоевского: философские идеи, добро, зло, свободы, теологические мысли, нигилисты, западники, славянофилы, почвенники, социализм, а также эстетические моменты фантазия, красота, и т д.
Несколько статей посвящены религиозным вопросам центральным во всем творчестве Достоевского. Есть понятие "соблазн мирской власти", представленный Великим инквизитором, который хочет освободить людей от бремени. "Есть статья о вине человека и даже об общей вине. Это понятие вдохновило философа Эмануэля Левинаса", отметил автор. Отдельная статья посвящена идее русского Бога, которую отстаивает Шатов в "Бесах" в споре со Ставрогиным. В справочнике рассматриваются эти тонкие моменты – о проблеме сведения религии к какому-то маркеру идентичности, замечает Мишель Никё. "Это ограниченное понимание называется филетизмом или этнофилетизмом смешение национальной идентичности и религии. Эта ересь была осуждена в 1872 году Поместным Константинопольским собором. Но она по-прежнему широко распространена, считает автор. Проблема отношений между религиозным, национальным сегодня актуальна во многих странах. Достоевский, таким образом, преодолевает этот религиозный национализм, отмечая в своей знаменитой речи о Пушкине в 1880 году универсализм русских. Это именно русский партикуляризм, который наделен универсальной ценностью. По Достоевскому, русский народ может принести миру братскую любовь. Он знал, что эта модель о будущем международном братстве всего лишь возможна и утопична".
Издание помещает информацию о писателях, которые предшествовали Достоевскому и питали его творчество. Например, Бальзак, роман которого "Евгения Гранде" перевел Достоевский. Это Фурье Достоевский был арестован и приговорен к смерти в 1849 году за участие в кружке петрашевцев, изучавших идеи Фурье. Это Гоголь, Виктор Гюго, Блез Паскаль, Пушкин, Жорж Санд, Шиллер, которые "повлияли на Достоевского". Есть также статьи о писателях, которые жили после него в XX веке во Франции, и которые вели с ним плодотворный диалог – Камю, Клодель, Андре Жид.
Чтобы показать отношение к Достоевскому в России, автор выбрал имена Горького, Ленина и Солженицына. "Жизненный путь Солженицына удивительно схож с жизнью Достоевского. Оба увлекались в юности социализмом. Для Достоевского это был утопический социализм; для Солженицына – марксизм. Затем оба оставили научную работу ради писательского пути. Были арестованы за идеологическое диссидентство в 27 лет оба. Затем каторга и лагерь; пересмотр ценностей, обращение к православию, изучение вопроса религии и прогресса и обмирщенной цивилизации. И оба стремились воздействовать на общество и на власть: Достоевский благодаря своему "Дневнику писателя", Солженицын – благодаря своему выступлению в прессе и на телевидении после возвращения в Россию. И оба писателя были наделены пророческими способностями", рассказал автор.
В Словаре приводится статистика употребления некоторых слов в произведениях писателя. Например, наречие "внезапно" 720 раз встречается у Достоевского – половина в "Преступлении и наказании". Это наречие вводит в действие, начинает абзац и "создает такое рваное впечатление, впечатление каких-то рывков" или в других местах указывает на "вмешательство непреодолимых сил, прыжок в другую сферу". Слово "деньги" употребляется 537 раз, 90 раз – слово "шут", 680 – "сердце". Это позволяет увидеть "каковы ключевые слова, повторяющиеся мотивы у Достоевского".
На обложке "Справочника Достоевского" изображение скульптуры Эрнста Неизвестного у музея Достоевского в Санкт-Петербурге.
По материалам источников: Благовест Инфо