ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Путеводитель по Достоевскому для молодежи – от филологии до религии – издан в Париже

13 декабря 2021

Путь по вселенной Достоевского предложил для французских студентов славист Мишель Никё (Michel Niqueux) – почетный профессор Университета Кан-Нормандии, специалист по русской литературе. Он создал "Словарь Достоевского" (Dictionnaire de Dostoïevski), изданный Институтом славянских исследований в Париже. Ученый анализирует сюжеты, понятия, стилистку языка творчества русского писателя, включая филологические и религиозные аспекты.

"Идея пришла во время первого локдауна, располагавшего к чтению. Это скорее не словарь, а путеводитель. Я часто слышал от студентов вопросы: как читать романы Достоевского, чтобы они были доступнее для понимания. Поэтому этот справочник ориентирован на студентов или всех, кто не решается войти в сложную, путанную, в чем-то пугающую вселенную романов Достоевского", – сказал Мишель Никё на международной онлайн-конференции "Восток-Запад: сквозь призму творчества Достоевского" (Est-Ouest à travers le prisme de la créativité de Dostoïevski), организованной Русским домом в Брюсселе. Ученый заметил, что во франкоязычном мире существуют словари Бальзака, Флобера и других писателей, а по русским писателям почти ничего нет. "Этот путеводитель не заменяет чтение, а помогает заметить важные детали, – считает составить книги. – И тем, кто знаком с творчеством Достоевского, книга поможет найти разные толкования смыслов произведений".

Мишель Никё использовал почти все творчество Достоевского, включая публицистику, добавил данные из различных исследований русских, французских, английских и немецких авторов. В их числе, Жак Катто – крупный французский специалиста по Достоевскому, которому автор посвятил этот словарь. Из русских ученых используются труды Михаила Бахтина и работы русских эмигрантов 1920-30-х годов.

Сквозные статьи посвящены темам или идеям, которые можно найти в разных текстах Достоевского: философские идеи, добро, зло, свободы, теологические мысли, нигилисты, западники, славянофилы, почвенники, социализм, а также эстетические моменты – фантазия, красота, и т д.

Несколько статей посвящены религиозным вопросам – центральным во всем творчестве Достоевского. Есть понятие "соблазн мирской власти", представленный Великим инквизитором, который хочет освободить людей от бремени. "Есть статья о вине человека и даже об общей вине. Это понятие вдохновило философа Эмануэля Левинаса", – отметил автор. Отдельная статья посвящена идее русского Бога, которую отстаивает Шатов в "Бесах" в споре со Ставрогиным. В справочнике рассматриваются эти тонкие моменты – о проблеме сведения религии к какому-то маркеру идентичности, замечает Мишель Никё. "Это ограниченное понимание называется филетизмом или этнофилетизмом – смешение национальной идентичности и религии. Эта ересь была осуждена в 1872 году Поместным Константинопольским собором. Но она по-прежнему широко распространена, – считает автор. – Проблема отношений между религиозным, национальным сегодня актуальна во многих странах. Достоевский, таким образом, преодолевает этот религиозный национализм, отмечая в своей знаменитой речи о Пушкине в 1880 году универсализм русских. Это именно русский партикуляризм, который наделен универсальной ценностью. По Достоевскому, русский народ может принести миру братскую любовь. Он знал, что эта модель о будущем международном братстве всего лишь возможна и утопична".

Издание помещает информацию о писателях, которые предшествовали Достоевскому и питали его творчество. Например, Бальзак, роман которого "Евгения Гранде" перевел Достоевский. Это Фурье – Достоевский был арестован и приговорен к смерти в 1849 году за участие в кружке петрашевцев, изучавших идеи Фурье. Это Гоголь, Виктор Гюго, Блез Паскаль, Пушкин, Жорж Санд, Шиллер, которые "повлияли на Достоевского". Есть также статьи о писателях, которые жили после него в XX веке во Франции, и которые вели с ним плодотворный диалог – Камю, Клодель, Андре Жид.

Чтобы показать отношение к Достоевскому в России, автор выбрал имена Горького, Ленина и Солженицына. "Жизненный путь Солженицына удивительно схож с жизнью Достоевского. Оба увлекались в юности социализмом. Для Достоевского это был утопический социализм; для Солженицына – марксизм. Затем оба оставили научную работу ради писательского пути. Были арестованы за идеологическое диссидентство – в 27 лет оба. Затем – каторга и лагерь; пересмотр ценностей, обращение к православию, изучение вопроса религии и прогресса и обмирщенной цивилизации. И оба стремились воздействовать на общество и на власть: Достоевский – благодаря своему "Дневнику писателя", Солженицын – благодаря своему выступлению в прессе и на телевидении после возвращения в Россию. И оба писателя были наделены пророческими способностями", – рассказал автор.

В Словаре приводится статистика употребления некоторых слов в произведениях писателя. Например, наречие "внезапно" 720 раз встречается у Достоевского – половина в "Преступлении и наказании". Это наречие вводит в действие, начинает абзац и "создает такое рваное впечатление, впечатление каких-то рывков" или в других местах указывает на "вмешательство непреодолимых сил, прыжок в другую сферу". Слово "деньги" употребляется 537 раз, 90 раз – слово "шут", 680 – "сердце". Это позволяет увидеть "каковы ключевые слова, повторяющиеся мотивы у Достоевского".

На обложке "Справочника Достоевского" – изображение скульптуры Эрнста Неизвестного у музея Достоевского в Санкт-Петербурге.

По материалам источников: Благовест Инфо

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама