ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Тайные смыслы цензуры

Александр Щипков :: 01 апреля 2022

Сдвиги в мировой повестке, произошедшие в первые месяцы 2022 года, неизбежно приведут не только к перестройке политических и экономических институтов, но и к переосмыслению привычных идеологических понятий. Многие из этих понятий могут утратить релевантность в условиях деглобализации и многополярности.

Одним из таких ключевых понятий является "цензура". Оно не просто служит синонимом политических запретов, но и несет в себе набор определенных идеологем. Сегодня либеральная монополия на трактовку понятия "цензура" рушится, и это открывает простор новой проблематизации всего, что связано с феноменом цензурности.

В условиях России понятию "цензура", как правило, дается классическое определение, применявшееся более столетия назад. Цензура в этом случае воспринимается как определенный и неизменный набор запретов, призванных идеологически отбраковывать "враждебный" и просто чужеродный контент.

Но при таком подходе частный случай принимается за общее правило, что порождает серьезные смысловые потери при употреблении термина. В условиях постглобального развития это создает проблемы при анализе современного социального поля.

Упомянутый классический тип цензуры характерен для общества с предельно статичным информационным полем, которое меняется по современным меркам крайне медленно. Он успешно функционировал в XIX веке, а в усовершенствованном виде применялся и позднее как приложение к советской марксистско-ленинской догматике и к американским политическим доктринам от маккартизма до рейганизма – словом, в условиях господства твердой моноидеологии.

Нельзя сказать, что данная модель цензуры полностью ушла из жизни современного социума. В некоторых случаях она применяется и сейчас: вспомним отключение Russia Today в США и Европе, блокирование Twitter Дональда Трампа в ходе президентских выборов, юридическую ответственность за использование знака "Z" в Германии.

Тем не менее тон сегодня задают совершенно другие инструменты контроля за информационным контентом. Логика их функционирования еще по-настоящему не отрефлексирована в России.

Российские представления о цензуре довольно шаблонны и схематичны, поскольку они формировались под влиянием советских и антисоветских пропагандистских клише, которые отличаются друг от друга в оценках, но не в плане общей методологии. Находясь в плену этих стереотипов, человек склонен выбирать одно из двух суждений. Либо он считает цензуру злом, либо, наоборот, – благом. Но обе позиции имеют одну и ту же неверную предпосылку. Она заключается в том, что цензура представляет собой некий специальный административный режим, который "включается", чтобы жестко контролировать общественное мнение в тот момент, когда возникает угроза потери этого контроля.

Такая предпосылка предполагает, что обществу в стабильном состоянии цензура не нужна, и поэтому не применяется. Именно эта логика лежит в основании новеллы 29-й статьи Конституции РФ, которая гласит, что "цензура запрещается".

На самом деле цензура в разных, чаще всего комбинированных формах существует всегда независимо от общественного строя или политического курса. В любом обществе есть границы допустимых высказываний. За пределами этих границ остается то, что не должно звучать в публичном пространстве. Если бы дело обстояло иначе, социальная жизнь стала бы игрой без правил, "войной всех против всех", это привело бы к социальной деградации и деструкции общественных структур.

Можно утверждать, что цензура – это точно такой же социальный институт, как полиция, армия, нотариат или здравоохранение. Разумеется, возникает вопрос: почему этот институт становится объектом критики и постоянной идеологической борьбы, имеет защитников и противников?

Отношение различных политических групп к институту цензуры – это отношение к некоему промежуточному фактору силы – не "мягкой" (soft power), но и не жесткой, связанной с силовыми ведомствами. Это именно средняя сила – medium power. Спор идет о контроле над ней. Но реальные причины этого спора часто не совпадают с провозглашаемыми.

Выражение "ввести цензуру" лишено смысла. Её невозможно "ввести", она ниоткуда не появляется и никогда никуда не исчезает. Споры на эту тему являются в полной мере постановочными. Меняться могут лишь границы подцензурного контента, а также выбор тех или иных цензурных мер.

На самом деле за дискуссией о допустимости цензуры прячется торг о ее границах – "вот это запрещать можно, а это нельзя". Обвинения во "введении цензуры" звучат тогда, когда в число цензурируемых объектов попадает объект, критически важный для одной из сторон дискуссии и с ее точки зрения "лишний". Спор идет не о цензуре как таковой, а о её границах и возможности проводить эти границы. Сужение и расширение подцензурного сегмента информации одинаково влияют на конечный результат. Они ведут к новой разметке информационного поля, каковая разметка меняется к выгоде одной из сторон. Можно сказать, что околоцензурные споры ведутся о том, кто и как будет определять правила цензурного режима. Эти споры сопровождают борьбу за дефиниции и за право быть их носителем. Носитель дефиниций как раз и определяет, что считать цензурой, а что, например, деплатформингом или коммерческим форматированием информационных процессов.

Разумеется, существуют и такие подцензурные объекты, которые никогда не оказываются причиной спора. Например, идеи нацизма, терроризма, употребления наркотиков. Их цензурирование ни у кого не вызывает протеста, поскольку по отношению к ним в обществе установился абсолютный и бессрочный консенсус.

Другие подцензурные объекты становятся предметом договоренностей заинтересованных субъектов. Но такие договоренности нередко достигаются посредством торга и конфронтации. Именно по этой причине, желая использовать широкую публику как политический ресурс в торге, одна из сторон нередко сопровождает негласное соперничество публичными заявлениями об отстаивании "фундаментальных прав и свобод" и переводит эту борьбу в контекст спора о фундаментальных "сакральных" ценностях. При этом часто выдвигается требование отказаться от цензуры вообще. Далее разыгрывается соответствующий политический сценарий, как это было, например, в ходе белорусских событий 2020 года. Но разыгрывать его становится все труднее: большая часть общества понимает, что ему, в отличие от политических элит, такие "права" не дают никаких реальных возможностей, что цензура появилась не вчера и исчезнет не завтра, независимо от характера текущего политического режима.

Отмена цензуры как таковой является в принципе не реализуемой задачей, поскольку подлинная цензура – это не "исключение" из публичного пространства той или иной отдельно взятой информации, но право определять, что является цензурой, а что нет.

Из этого следует, что цензура сама по себе не плоха и не хороша, это рабочий инструмент, который не подлежит оценке. Оцениванию подлежит объект цензуры, то есть набор того, что именно цензурируется.

Советская и антисоветская пропаганда приучили нас ставить знак равенства между понятиями "цензура" и "запрет", и этот подход превратился в устойчивый стереотип. Действительно, классическая цензура, в том числе советская, была устроена просто: она стремилась не допустить в формируемую картину реальности чужеродный элемент – "чтобы мышь не проскочила".

Запретительная форма цензуры является устаревшей и применяется лишь в экстремальных обстоятельствах. Современная цензура ведет себя иначе. Она является не системой запретов, а системой "фильтров". Это слово – не метафора, а устоявшийся термин западной, в основном левой социально-философской мысли (напр. Н. Хомский), и он довольно точен. Фильтр вместо запрета – это когда "хорошая" и "плохая" информация не исключают друг друга, но тщательно дозируются. Точно так же достигается нужная температура при поворачивании ручек с горячей и холодной водой в ванной. Это, как и прямые запреты, полностью управляемый процесс. Это гораздо более гибкая и мягкая система, чем старая цензура, поэтому она не вызывает резкого отторжения общества.

Сегодня слово "цензура" в политике и информационной сфере Запада употребляется крайне редко и обычно в негативно-полемическом ключе. Как правило, это слово заменено терминами "информационные фильтры", "деплатформинг", "формат/не формат" и т.п.

Есть и более общее понятие, которое является синонимом "цензуры". Это так называемая культура отмены, о которой говорил недавно Владимир Путин. Я позволю напомнить его характеристику, поскольку она весьма точна.

Президент отметил, что на Западе процветает культура отмены. Это остракизм и замалчивание фактов, неудобных для навязываемого публике шаблона мышления. Например, в Голливуде выходили фильмы, показывающие победителями во Второй мировой войне США, а не СССР. Решающий вклад последнего "отменили".

"Сегодня пытаются "отменить" тысячелетнюю страну, наш народ", – подчеркнул президент, указав на то, что из западных концертных афиш сегодня вычеркивают Петра Чайковского, Дмитрия Шостаковича, Сергея Рахманинова, кое-где запрещают продавать книги русских писателей. "Отмена" применяется и к некоторым западным авторам – например, к Маргарет Митчелл и ее бессмертному роману "Унесенные ветром", "отменяют" даже обласканную прежде вниманием Джоан Роулинг – за то, что та критически высказалась о трансгендерах. "Культура отмены превратилась в отмену культуры", – констатировал президент.

В заключение стоит подчеркнуть: не имеет никакого смысла спорить о том, есть ли цензура зло или благо, это все равно что спорить о погоде. Следует как можно глубже и отчетливее понять, как работает современная цензура, и не бояться применять этот инструмент для защиты традиционных ценностей.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама