ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Совесть и язык

О важной категории в культурно-языковом пространстве

Александр Щипков :: 10 июля 2023

Язык имеет божественное происхождение, поскольку является проекцией Слова-Логоса, которое "было в начале" и тождественно Сыну (Христу) как ипостаси Троицы.

Речь идет не про конкретный национальный язык, но про сам принцип языковости, про то, что мы называем "языковой картиной мира" или "культурно-языковым континуумом". Последние понятия вошли в обиход в ХХ веке, когда в гуманитарной сфере утвердились структурно-семиотические методы.

Язык отражает все аспекты мировосприятия человека. Например, национальность, культурную принадлежность. Также язык отражает аксиологию – систему ценностей. Причем различия между этическими системами часто совпадают с национально-культурными различиями. Сегодня мы особенно ясно ощущаем границу русского и англосаксонского миров на уровне базовых ценностей. В этом нам помогает знание ряда важных языковых фактов.

Так, в английском языке нет аналога русского понятия "совесть". Правда, существует английское слово "conscience" – "принципы", "убеждения". Однако принципы и убеждения разных людей порой серьезно отличаются. Совесть же требует нравственной однозначности и нравственного выбора. Именно по этой причине расхожее выражение "свобода совести", популярное у правозащитников, представляет собой весьма спорный перевод английского оригинала "freedom of conscience": куда точнее был бы перевод "свобода убеждений".

В "Толковом словаре" Даля совесть определена как "внутреннее сознание добра и зла", "нравственное чутье". На уровне внутренней формы "со-весть" означает соединение человека с Божественной "вестью", внутренний отклик на нее. В английском ничего подобного нет.

Английское слово "стыд" ("shame") также далеко от "совести". Чувство стыда может происходить, например, от неосмотрительности, случайной оговорки или от забвения нормы этикета и совсем не обязательно связано с муками совести.

В английской культуре важное значение имеют понятия "честь" (ее можно запятнать), "достоинство" (его можно уронить), "гордость" (от нее можно отказаться под давлением обстоятельств). Но для "совести" не нашлось в словаре отдельной лексемы.

Кстати, история понятия "гордость" очень показательна. В библейском контексте оно было однозначно негативным: "гордыня" – грех Люцифера, передающийся человеку. Но в эпоху секуляризма "гордость" ("honor") полностью поменяла смысл. В современных США и Британии слово "гордость" имеет абсолютно позитивное звучание, это одно из главных слагаемых личности уверенного в себе человека.

Приходится признать, что современный английский язык, в отличие от русского, ориентирован на систему нравственного релятивизма и формирует ее в сознании носителей языка. В принципе это закономерно. Данная установка диктуется общим вектором развития западного модерна. Русским навязывается и якобы универсальная языковая картина мира, основанная на английской идиоматике и терминологии (например, "толерантность" вместо "терпимость"). К господствующему положению английский язык особенно упорно стремится в сфере науки и наукометрии.

Но вернемся к главному вопросу – о совести.

Дело в том, что утрата нравственно-этической однозначности в языке происходит параллельно с отождествлением категорий свободы, прогресса и блага в рамках просвещенческого гуманизма. Отождествив неотождествляемое, западная культура превращается в вечный чемодан с двойным дном и становится культурой подмены. Всякое социальное и культурное явление приобретает в ней скрытую и часто непристойную изнанку. Это и есть последствие избавления от "совести".

Фрейдовский психоанализ неслучайно родился именно на Западе: он отражает психотип именно западного человека. То же самое можно сказать о марксизме, показавшем неприглядную совесть европейского общества с помощью своего рода исторического психоанализа социальных отношений: провозглашаются одни цели (идеологические), а реализуются совсем другие (классовые). Маркс, как и Фрейд, попал в самое средоточие западного сознания, обнажив его "без-совестность".

К сожалению, социальная система Запада настроена именно на этот путь – бессовестности и расчеловечивания. Она механизирует человека, делая его адептом отнюдь не христианской религии. Христианство – религия жизни вечной. Европа в эпоху модерна приняла религию смерти. Религию Танатоса.

Само становление Европы начиналось с истребления славянских племен, смерть народам несли походы крестовые и колониальные. О культе смерти говорят атомные бомбежки Японии, нацистские "лагеря смерти", известный лозунг "Да, смерть!" испанских фалангистов. Служением культу смерти также является упорное лоббирование эвтаназии и абортов.

Об этом немало точных слов сказано Эрихом Фроммом в его работе "Клинический случай некрофилии". Книга анализирует патологическую личность Адольфа Гитлера. Некрофилию в широком смысле Фромм видит не только в опьянении насилием и смертью, но и в любви к технократизму и бессмысленному порядку. За культом потребления скрываются технокульты, а за ними – влечение к смерти.

Но влечение к смерти – не самостоятельное, а скорее замещающее явление. Оно возникает там, где умирает совесть – чтобы заполнить пустоту.

Совесть связывает человека с жизнью вечной, заставляет жертвовать собой ради ближнего. Для православного это – обожение, подражание Христу и следование за Ним. Бессовестность – это, напротив, путь гедонизма и господства. Но жажда власти и удовольствий никогда не насыщается. В погоне за ними человек постепенно умирает.

Противовес всему этому только один – совесть. Только совесть открывает створки человеческого сердца навстречу Богу и заставляет забыть голос смерти ради Его любви.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама