ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Бог на чердаке

Борис Фаликов :: 29 ноября 2004

Церковь и общинное движение

В одном из самых старых музеев Амстердама – Амстелькринге, в просторечии "Господь на чердаке" – время от времени проходят тематические выставки. В XVII веке победившие протестанты отняли у голландских католиков храмы, им было отказано в праве проводить публичные богослужения. Тогда-то купец Ян Хартман и купил большой дом у одного из каналов, на нижних этажах жил сам с женой и детьми, а на верхнем устроил католический храм – с алтарем, органом и исповедальней. Церковь действовала до 1887 года, а потом стала музеем, напоминающим голландцам о том, что нынешняя их религиозная терпимость – результат долгих и мучительных конфессиональных конфликтов. Просто со временем стало ясно – все равно верить будем по-разному, а жить придется вместе, страна-то одна.

Нынешняя выставка посвящена семи главным католическим таинствам. Поднимаясь по узеньким витым лесенкам от этажа к этажу, видишь – так вот крестили, так венчали, а так соборовали. Вся человеческая жизнь помещалась внутри жизни церковной – и это придавало ей тот умиротворенный порядок, о котором сейчас можно только мечтать. Возникает в Амстелькринге и ощущение уюта, церковь внутри дома "одомашнивается" в нее не ходишь, в ней живешь.

Мечты о силе

Огромные готические соборы восхищают, но и подавляют. Сегодня в них разгуливают в основном туристы с кино – и фотокамерами, оттесняя горстку верующих к алтарю, где для тех отгорожен небольшой загон, как для животных, занесенных в Красную книгу. То же самое происходит и в обществе, где сам ход современной жизни вытесняет верующих на обочину. Конечно, церквям не по нраву такая маргинализация. Католики, протестанты и православные хором оскорбились, когда в Конститудию Евросоюза не внесли даже упоминания о христианских корнях западной цивилизации. Неудивительно, что нарастает встречная реакция – надо вернуть Богу Богово. восстановить историческую справедливость. Фундаменталистские течения сейчас на подъеме во всех христианских конфессиях (в других религиях тоже, но об этом разговор особый). Фундаменталисты настаивают – вера должна вернуться к своим основам, реставрировать себя в первозданном виде, не пренебрегая даже мелочами. Но если приглядеться повнимательней, видишь, что за консервативным импульсом скрываются вполне современные настроения, Фундаменталисты мечтают не о прежней духовной силе, а о земном могуществе, имеющем конкретное политическое измерение. Они играют с государством на его поле, стремясь овеществить свой духовный капитал, Скажут – что же здесь нового, исторические церкви всегда рвались к земному могуществу. Новое, однако, есть.

Битва брендов

Сейчас от былого величия, основанного на могучей вере, мало что осталось. Разве что грандиозные соборы, но они, скорее, пустые формы, напоминающие о прошлом. Поэтому политические игры, в которые ввязываются христианские церкви, – это именно что игры, в них не осталось той энергии, что позволяла религии быть средоточием и основанием культуры. Современный мир все более и более виртуализируется, уходят сущности, остаются акциденции, или, говоря языком сегодняшним, этикетки-бренды. Бренд "церковь" котируется на рынке виртуальных ценностей и вполне может участвовать в торгах. Политики им вовсе не гнушаются. Но что за прок быть участником большой игры, изо всех сил имитируя былое величие, если за всем этим стоит пустота? Пустота храмов, по которым разгуливают туристы – символы нынешнего состояния церковной жизни. Потому что человек, которого крестили родители и который потом раз в несколько лет захаживает в храм поставить свечку – это тоже турист, пусть он в ответах социологам и называет себя католиком или православным.

Бомбардировка любовью

Кто лаской, а кто силой вымогая у государства очередные льготы, христианские церкви настойчиво указывают на общего врага – секты, которые одурманивают умы налогоплательщиков своими пустыми фантазиями и мешают им достойно выполнять гражданский долг Оставляя в стороне вопрос – насколько пусты эти фантазии, – отмечу лишь очевидный факт: секты сегодня являются реальным соперником официальных церквей. И одна из самых привлекательных их черт – способность создать теплую домашнюю атмосферу, когда участники купаются в волнах взаимной любви. С этим согласны и секты, и сектоборцы, есть даже специальный термин "бомбардировка любовью", хотя сектоборцы, конечно, утверждают, что любовь эта корыстна, а потому фальшива. Так или иначе, но в современном массовом обществе люди практически потеряли интерес друг к другу, в дефиците он и у официальных церквей (слово "официальный" обнаруживает здесь и свое второе значение). Немудрено, что люди ищут его в сектах. А могли бы искать и в другом месте. Уютная атмосфера Амстелькринга явно способствовала теплым и дружеским отношениям его обитателей и их гостей, об этом свидетельствует сама обстановка дома-церкви. А за окнами ликовали протестанты: наконец-то мы загнали фарисеев на чердаки и теперь без помех построим царство Божие на земле.

Домашний очаг

Чтобы вспомнить о человеке, Церковь не обязательно должна стать гонимой. Хотя во времена гонений память эта сразу обостряется. Именно она подсказала вовсе не гонимым, но остро осознающим, как теряется связь церкви с миром, молодым католикам возродить в Италии общинное движение. Когда папа римский встретился с новыми движениями и общинам на площади Святого Петра 3 мая 1998 пода, тем самым официально подтвердив их право на существование, их число достигло 256.

Движения помогают людям, которые предпочли монашеству мирское призвание, осуществить в своей жизни евангельские идеалы. Неслучайно одно из самых успешных носит название "Фоколяр" что переводится как "домашний очаг" и было основано женщиной – Кьярой Любич. В России одним из первых потенциал общинного движения понял священник Георгий Кочетков. Его православные общины-семьи стали одним из главных инструментов миссионерской работы среди интеллигентной молодежи, то есть среди тех, до кого евангельская проповедь, как правило, не доходит. Но Московская патриархия предпочла личностному подходу массовый, до сих пор (достаточно безуспешно) лоббируя введение Основ православной культуры в программу школьного образования.

Музейный покой

Если выглянуть из чердачного окошка Амстелькринга, открывается панорама старого Амстердама – черепичные крыши, каналы с прогулочными лодками, булыжные мостовые, по которым противно дребезжат старые велосипеды. В соседних окнах течет своя жизнь (голландцы не привыкли скрывать ее за шторами и занавесками), так что можно увидеть всякое. Переводишь взгляд внутрь и видишь комнату, в которой едва умещается небольшой орган, а дальше балкончик, под которым пустые деревянные скамейки теснятся перед алтарем. В старые времена здесь было не протолкнуться, теперь царит музейный покой. Но кажется, что в любой момент он может наполниться новой жизнью, которая хлынет сюда прямо с улицы и привычно вольется в старое русло – крещение, конфирмация, венчание, исповедь, соборование... Бог жил на чердаке, куда его загнали ретивые протестанты. А может быть, до сих пор живет.

25.11.2004

Источник: Культура

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама