ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Вечерняя Москва". Татьяна Фрейдерсон. Приютный дом

08 декабря 2004

Конфессии "своим". и не только

Детские дома в России, а раньше - и в СССР, не пустовали никогда. Слишком легко у нас сбросить "ненужного" ребенка на руки государства - надо только написать заявление, а общество, окружающие, нет, они не осудят, а может, особенно теперь, даже и посочувствуют: "В наше нелегкое время дети - непозволительная роскошь". Сейчас 93% воспитанников детских домов - сироты "социальные", то есть их родители живы. Сегодня по примеру западных стран, где детских домов в нашем понимании практически нет, у нас активно развиваются такие формы устройства в семью, как опека, патронат, семейные детские дома. Сегодня, по примеру дореволюционной России детей под свою опеку берут священнослужители практически всех конфессий (мусульманского приюта в Москве, к счастью или к сожалению, разыскать не удалось), не деля детей на "своих" и "чужих". А вот государство к конфессиональным приютам относится по-разному.

Православная обитель

Детский приют при Марфо-Мариинской обители располагается в пяти минутах ходьбы от метро "Третьяковская". За 8 лет его существования оттуда не сбежал ни один ребенок - это, наверное, и есть первый признак благополучия.

Марфо-Мариинская обитель была основана более века назад великой княгиней Елизаветой (сестрой последней российской императрицы Александры Федоровны) и сразу прославилась своей больницей, амбулаторией, богослужениями и приютом для девочек. С приходом к власти большевиков ее, разумеется, закрыли. Возродилась обитель около 10 лет назад. А в 1996 году при ней снова открылся приют для сирот. Сегодня там живут 15 детей. И если до революции при обители жили только девочки, то сегодня там воспитываются еще и четверо мальчиков. "Я сама никогда не думала, что так получится, - говорит матушка Елизавета. - Эти мальчики - братья некоторых из наших воспитанниц. Ребята скитались по улицам, а их сестренки очень переживали. Невозможно видеть плачущую девочку, которая сидит и гадает, где же ее брат, жив ли, не болен ли?" В основном же детей сюда приводят работники органов опеки, милиция, просто добрые люди, пожалевшие замерзающую на улице бродяжку. Ребенок может быть и другой веры. Ведь, по признанию самой настоятельницы, во всех религиях есть "общие гуманные правила, нравственная сторона".

Приют при Марфо-Мариинской обители - это большая двухэтажная квартира. На первом этаже живут дети, на втором - монахини. В небольших комнатках, где спят воспитанники, стоят по 4 массивные деревянные кровати. На уютной большой кухне длинный деревянный стол и большой аквариум с красивыми пузатыми рыбками. Но самое главное, конечно, не обстановка - какой бы она ни была. Важно то, что здесь, как в настоящем доме, детей любят. Воспитанники могут жить при обители столько, сколько им захочется, -регламентированного срока пребывания нет, а с теми, кто уходит в "большой мир", здесь постоянно поддерживают связь.

"У многих детей драматические истории, - рассказывает воспитатель Оксана Мельничук. -Когда они только попадают к нам, нужно дать им выговориться. И они рассказывают, рассказывают. .. иногда даже сгущая краски. Когда дети здесь обживаются, то чувствуют себя совсем другими людьми и не хотят вспоминать былые беды и страдания". Для того чтобы ребенок адаптировался к жизни в приюте, по наблюдениям Оксаны Мельничук, нужно не менее года.

Сама Оксана - воспитатель и психолог- в обители живет постоянно. Она пришла работать сюда после окончания колледжа 7 лет назад (тогда ей было всего 19 лет). Оксана ненамного старше своих воспитанников, поэтому дети относятся к ней как к сестре. Сейчас она заместитель директора по воспитательной работе в общеобразовательной школе N 1323. Сюда же ходят учиться и ее "питомцы". "Каждый день мы вместе собираемся в школу. Я -учить, дети - учиться", - улыбается Оксана. Со сверстниками у детей проблем нет - все они общительны и имеют много друзей. В школе их никто не обижает. Может быть, потому что ребята из обители хорошо воспитанны, неагрессивны и всегда доброжелательны. Да и одеваются они не хуже одноклассников - матушка Елизавета считает, что это очень важно. Нередко девочки в перерыве между уроками приводят в обитель своих школьных подруг попить чайку, пообщаться.

Помимо того что все дети посещают общеобразовательную школу, они занимаются музыкой (фортепиано, хоровое пение, вокал), хореографией, изучают английский язык, обучаются верховой езде и единоборствам, шьют, раз в неделю посещают бассейн, осваивают экстремальные виды спорта. Воспитанники Марфо-Мариинской обители получают и церковное образование: соблюдают ослабленные посты, молятся. "Мы не хотим делать из них монахинь. Единственное, к чему мы хотим их здесь приучить, - так это жить с добротой в сердце и не нарушать христианские заповеди. Они сами выбирают свой путь, а мы с радостью им помогаем", -рассказывает матушка Елизавета. Если ребенок хочет разыскать родителей, ему обязательно в этом помогут. Родителей пытаются "образумить и подружить с собственным ребенком".

За воспитанников, которые уже смогли найти свое место в жизни, нельзя не порадоваться. Взять, например, Ольгу. Девушка работает и учится в двух институтах -за обучение платит сама. Другая воспитанница, Вика, успешно окончила 11 классов общеобразовательной школы и устроилась в банк курьером. Там обратили внимание на исполнительную, скромную и серьезную девушку и предложили Вике оплатить дальнейшую учебу, а потом взять на постоянную работу. Матушка Елизавета не без гордости сообщает, что сейчас ее воспитанница "доросла" до бухгалтера. Старшие мальчики тоже подрабатывают. Один из них - Федя - окончил колледж, освоил профессию плотника и теперь мечтает получить высшее образование.

Приют при Марфо-Мариинской обители существует на пожертвования и деньги из городского бюджета - ежегодно городские власти выделяют на его содержание приличную сумму в 400 тысяч рублей. Правда, матушка Елизавета считает, что только на эти деньги прожить было бы очень сложно - нужно как минимум в 10 раз больше. Но пожертвования поступают регулярно. Недавно, например, одна женщина дала 4 тысячи рублей и наказала 3 тысячи потратить на икру для детей, а тысячу

- на фрукты.

Католический центр

При католической церкви существует "Благотворительный детско-юношеский воспитательный центр имени Иоанна Боско", учрежденный Фондом социальной помощи и поддержки "Ораториум". По словам генерального директора центра, католического священника отца Евгения, идея создания такого пристанища для детей возникла около 9 лет назад. Тогда он и еще несколько энтузиастов отыскивали на московских вокзалах беспризорных детей, кормили, мыли, давали новую одежду... и снова отпускали. Потому что оставлять ночевать их было негде.

Сейчас центр располагается в районе Фили в новом здании, выстроенном на деньги спонсоров из Германии. В России организации никто не помогает. "Все думают, что раз мы получаем поддержку из Германии, значит, ни в чем не нуждаемся",

- вздыхает Людмила Костыгова, заместитель директора по социальным вопросам.

Сейчас в приюте находятся 38 детей. Самому младшему из воспитанников 3 года, самому старшему - 18. "Они все находятся здесь под контролем либо муниципалитета, либо с письменной просьбы родственников", - говорит отец Евгений. Ребята, проживающие в приюте, разделены на 4 группы-семьи. Каждая занимает в доме особое помещение. С детьми постоянно живут воспитательницы.

Большинство воспитанников посещают близлежащую общеобразовательную школу N 71. Но есть и такие, как Богдан. Мальчику 12 лет, и только сейчас, в центре, он учится читать и писать. "Для того чтобы Богдана взяли хотя бы в 4-5-й класс, нужно пройти тестирование. Вот мы его и готовим сами...", - рассказывает Людмила Костыгова.

Несмотря на то что приют был создан при католической церкви, сюда берут детей вне зависимости от вероисповедания. Отец Евгений - католик, его заместитель Людмила Костыгова - протестантка, а дети, в подавляющем большинстве, православные. "Мы водим их в православную церковь... Я настоял на этом, ведь дети крещеные, они помнят православную традицию, для них проще пойти поставить свечку возле православной иконы, чем посетить католический храм. И это в порядке вещей", -рассказывает отец Евгений.

"Сначала мы хотели зарегистрироваться как негосударственный детский дом, - говорит отец Евгений. - Я писал письма в Департамент образования... но пришел официальный ответ, что "в Москве детские дома больше не нужны".

В среднем дети живут в центре 2-3 года. Потом их либо забирают в детский дом, либо кто-то берет под опеку. Опекунов здесь ищут сами - через знакомых и муниципалитеты. В прошлом году нескольких детей перевели из центра в обычный детский дом. "Это была инициатива государства. Ребята очень плакали, ведь здесь им гораздо лучше, - говорит отец Евгений. - Почему их перевели, мне не дали никакого объяснения. Просто сказали, что так надо".

В центре очень надеются на сотрудничество с государством, но пока наладить отношения не получается. Ни местная управа, ни муниципалитет центру не помогают. Отец Евгений неоднократно обращался туда с просьбами помочь или хотя бы подсказать, что нужно сделать, чтобы приюту позволили оплачивать коммунальные услуги не в полном объеме. Но никто не откликнулся. Единственная государственная структура, которая помогает приюту, -это Департамент социальной защиты населения города. Благодаря его поддержке детей на каникулы отправляют в лагерь в Сосновый Бор.

Несмотря на хорошее, просторное помещение и финансовую поддержку спонсоров из Германии, здесь много в чем нуждаются - в детской одежде, персонале. Очень беспокоит и будущее центра. Не исключено, что он повторит судьбу недавно закрывшегося московского приюта Красного Креста. "Это произошло потому, что голландские спонсоры перестали оказывать нам поддержку, - пояснили в отделении Красного Креста. - Они думали, что за то время, пока они нам помогают, мы сможем встать на ноги и будем получать средства от государства. Но оно нас, увы, не приняло..."

Еврейская квартира

Возможно, единственный в мире приют для еврейских сирот существует в Москве уже 5 лет. Нелегкую задачу - дать детям кров и родительскую опеку - взяла на себя автономная некоммерческая организация "Анита-центр "Большая семья", названная так в честь Аниты Ваксман, состоятельной американской гражданки, которая участвовала в создании приюта.

Сейчас центр располагается на первом этаже жилого дома в центре столицы. Там живут 34 ребенка. Всего же за 5 лет существования через приют прошли около 70 детей. Некоторые из них находились здесь временно, пока их родители, в основном из "горячих" точек бывшего СССР, искали в Москве жилье и работу, другие живут здесь постоянно.

Этот приют, по словам его директора Рафаэля Хахиашвили, существует только на пожертвования, которые вносят представители разных национальностей, а также благотворительные фонды. "Поддержки, которую нам оказывают, достаточно - по крайней мере, все необходимое у нас есть,

- говорит Хахиашвили, - мы, наоборот, просим людей обратить внимание на государственные детские дома". Сам Рафаэль и люди, с которыми он работает, с удовольствием помогают таким учреждениям: то вещи в хорошем состоянии передадут, то технику... На поддержку государства тут не надеются - просто хотят, чтобы оно не препятствовало переводу в негосударственный приют тех детей, которые этого хотят. Например, девочку Катю из московского детского дома N 48 в "Анита-центр" не могут перевести уже четвертый год. "Она очень хочет попасть к нам, буквально бредит этим, - говорит Рафаэль Хахиашвили. - Как объяснить ей, что у чиновников не налажен формальный механизм перевода детей из государственного в негосударственный детский дом?" В центре "Большая семья" такому отношению со стороны государства удивляются - ведь и документы в порядке, и налоги исправно платят, ни копейки денег никогда не просили... Более того, ребенка фактически берут на свое обеспечение, и в государственном приюте освобождается место для другой сиротки. "Зато нет такой инстанции, которая сюда бы не приходила с проверкой, включая участковых, - грустно улыбается директор, - были и пожарные, и санэпидемстанция".

"Анита-центр "Большая семья" - не простой приют. Рафаэль Хахиашвили и его жена Светлана постоянно живут здесь с двумя родными сыновьями в небольшой комнатке. "Зато мы рядом со всеми остальными нашими детьми, -улыбается Рафаэль. - Это для нас не работа, а образ жизни. Как только дети поступают в наш центр, они сразу обретают маму и папу. Так нас прямо и называют". А самый маленький обитатель приюта - четырехлетний малыш Яник - настолько привязался к Светлане, что даже спит с ней в одной кровати.

Другой воспитанник Рафаэля Виталик попал в приют после того, как чуть не умер от воспаления легких. Его родители были алкоголиками, а прабабушка, у которой начался старческий маразм, просто не пускала ребенка домой. Мальчик 2 года жил в подъезде. Спал в оконном проеме, поэтому тяжело заболел. "Когда Виталика привели к нам, мальчик напоминал волчонка, - рассказывает Хахиашвили. - Как-то ночью он исчез. Все с ног сбились, пока его отыскали. А он, оказывается, в кладовке отыскал оконный проем и там заснул..."

Конечно, если родственники очень хотят вернуть ребенка обратно в семью и гарантируют, что ему будет хорошо, препятствовать им не будут. "Я могу припомнить 6 случаев, когда мы детей вернули в семью, - задумывается Рафаэль. - Родные были пристыжены, когда увидели, как ребенок изменился, расцвел". Многие люди, конечно, и рады бы детей забрать, но обстоятельства не позволяют - мизерная пенсия, инвалидность, неспокойная обстановка в регионе.

Все "питомцы" Хахиашвили учатся в Государственной этнокультурной школе. По субботам посещают синагогу, но, по мнению директора приюта, "это скорее дань этнокультурному компоненту воспитания". Также дети изучают национальную историю и основы древнего иврита. С ними работают психологи, репетиторы. Здесь считают, что дети должны оставаться в центре до 23 лет. Почему? Все просто. Рафаэль Хахиашвили уверен, что самое главное - дать детям хорошее образование: 18 лет + 5 лет учебы в ВУЗе = 23 года. Вот такая арифметика. И директор приюта, и работники уверены, что 18 лет - не тот возраст, когда ребенка можно отпустить на все четыре стороны.

Первая выпускница приюта появится в этом году - Лена оканчивает Плехановскую академию (на столе Рафаэля лежит ее дипломная работа с отличием). Она уже работает в приюте главным бухгалтером и получает вполне приличную, по словам директора, зарплату. Сейчас директор центра решает вопрос о том, где будут жить выпускники. Пока планируется выкупить квартиры в одном подъезде дома и поселить там. Уже нашлись люди, готовые оказать финансовую поддержку.

"Я никогда не был так счастлив, как сейчас, когда работаю с детьми, - говорит Рафаэль. - Мы вкладываем в них всю душу и надеемся, что из них вырастут люди, которые никогда не смогут пройти мимо чужого горя".

...В дверь осторожно поскреблись. На пороге появился пухленький рыжий мальчонка и протянул "папе Рафи" собственноручно сделанные пластмассовые цветы в горшочке. Папа поцеловал ребенка, и мальчик ответил ему тем же. "Ну разве я не самый счастливый человек на свете?", - улыбаясь, спросил Рафаэль.

Вечерняя Москва 06.12.2004

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама