ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Ведомости". Алексей Малашенко. Всерьез и надолго

08 декабря 2004

Как сказывается присутствие террористической угрозы на политическом и экономическом процессе в самых разных обществах? Как живут с терроризмом страны, столкнувшиеся с ним раньше России? Это первая статья в серии "Фактор терроризма".

Против кого направлен терроризм? Против всех. Список, где террористы самореализовались, обширен: США, Франция, Испания, Россия, Индонезия, Египет, Израиль, Турция... Объектом удара может быть правительство, армия, государство, а главное, общество. Каждый из его членов, любой из нас.

Взрыв в туннеле на Пушкинской площади произошел аккурат под офисом центра Карнеги. Мимо Тушинского рынка, где произошел взрыв, я каждый день проезжаю на автобусе. "Дубровка" расположена в двух шагах от больницы, куда я ходил навещать мать. Тысячи, миллионы людей прошли в двух шагах от террора, так сказать, по касательной.

Рассуждая о терроре, одни вспоминают о российских народовольцах, другие - о "Красных бригадах", басках, ирландских католиках. Кое-кто упоминает даже белорусских партизан. Энциклопедия начала прошлого века определяет террор как "господство ужаса во время французской революции". Все эти суждения имеют право на существование. Но к нынешнему терроризму они не очень применимы. За ним сегодня закрепилось определение "исламский".

Когда хотят выразиться более политкорректно, пишут "международный". Однако лукавить бессмысленно: у этого терроризма есть цивилизационная привязка - ислам. Этот внешне провокационный термин не должен обижать мусульман. Есть терроризм католический (ирландский), был немецкий нацизм. Но нельзя отождествлять народ с его "предрассудком". Тем более если этот "предрассудок" разделяет лишь часть общества, а сам он ограничен в историческом времени.Поэтому правильнее соотносить терроризм с конкретной идеологической и политической тенденцией в мусульманском обществе, а именно с исламизмом. Тогда террор определяется уже как "исламистский" и привязывается к конкретной группе общества.

Однако и исламизм бывает разный - от умеренного, например в Турции, Тунисе, Йемене, Бангладеш, до экстремистского, ассоциирующегося с "Аль-Каидой" и множеством вращающихся в ее орбите группировок.

Истоки исламистского терроризма во внутренних проблемах мусульманского мира и его отношений с Западом. В исламе религия, как нигде, переплетена с политикой, ислам не отягощен секулярностью и всегда вмешивался в мирские проблемы, регулируя жизнь и человека, и государства, и общества.

Исламизм подпитывается трудностями внутри мусульманского мира: хроническим кризисом, постоянными провалами модернизационных (западных, марксистских, национальных) моделей, разочарованием в правящих элитах. Многие мусульмане все охотнее верят в возможность "исламской альтернативы" - реконструирования общества и государства на основе шариата, в воссоздание на микро- и макроуровне нормативов традиционного исламского поведения и образа жизни.

Устойчивость исламизма, его энергия и тяга к экстремизму определяются отношениями между мусульманским миром и Западом. А точнее, экономическим, военным превосходством Запада, его преимуществом в "состязании цивилизаций".

Беспомощность перед Западом оборачивается желанием отомстить. Исламистский терроризм оказывается своего рода следствием комплекса неполноценности. Этим во многом объяснима символика и театральность теракта 11 сентября, уничтожения посольств США, взрывов в Мадриде, жуткие казни заложников.

Бен Ладен, вероятно, понимает, что его цель недостижима. Смысл его жизни - борьба. Он заражает своей страстью других. Бен Ладена уважают в мусульманском мире. Да и не только там. Люди, бросившие вызов самой Америке, обречены на популярность. Прежде всего у тех, кто чувствует свою слабость, кто радуется бедам сильного и успешного. Тем более когда этот сильный претендует на абсолютное лидерство, на право быть образцом для подражания остальным. Экспансия Запада неизбежна: хотя бы в силу своего веса Запад не может не давить. Но и исламская реактивность будет также возрастать.

Исламисты различаются не только по степени радикальности. Разнятся между собой и экстремисты. Это различие может оказаться не столь уж непринципиальным. Да, и те и другие взрывают, казнят заложников. И тем не менее. Есть террор, и есть террор. За одним стоит стремление наказать противника, самоутвердиться. Это глобальный терроризм.

Но есть и другой терроризм - приземленный, инструментальный. Его адепты действуют на национальном уровне. Они ведут борьбу против правительств, пытаясь добиться определенных политических целей. На национальном уровне исламисты могут использовать террор, чтобы заставить власть пойти на уступки, главная из которых - признание исламизма (представляющих его партий, движений) как легитимной политической силы. Терроризм стал составной частью борьбы мусульманских сепаратистов в Чечне, Индонезии, Синьцзяне.

Как действовать против глобального исламистского террора, более или менее понятно. Компромиссы и переговоры здесь невозможны, поскольку у исламских глобалистов нет конкретной цели, они ведут борьбу ради борьбы и рациональные доводы здесь неуместны. Иное дело - террористы-прагматики, которые ставят перед собой конкретные задачи. И общение с ними, как бы дико это ни казалось, возможно.

На национальном уровне терроризм часто оказывается следствием примитивной авторитарной политики режима, не желающего иметь в обществе легитимную светскую оппозицию, равно как и оппозицию, выступающую под исламскими лозунгами. Корни такого терроризма лежат в частных проблемах, поддающихся решению.

Примером может служить терроризм на Северном Кавказе и в Узбекистане. В обоих случаях речь идет не о переговорах с самими террористами, но о контактах с оппозицией, могущих предотвратить терроризм. И там и там власти избрали иной, чреватый издержками вариант. Серия терактов в России во второй половине 2004 г. показала его непродуктивность.

Отказ власти от диалога с радикалами-прагматиками побуждает последних еще энергичнее апеллировать к международному исламистскому экстремизму. "Национальные террористы" на Северном Кавказе и в Узбекистане все более идентифицируют себя с мировым джихадом, считая себя его частью. Борцам за шариатское правление на отдельно взятой территории придает больше уверенности то, что свои достижения они рассматривают как вклад в глобальную конфронтацию.

С другой стороны, их успехи как воздух необходимы исламским глобалистам. Любая активность на национальном уровне подчеркивает вездесущий характер исламизма, свидетельствует о всеобщности этого феномена.

Исламистский терроризм является лишь вершиной колоссального айсберга внутренних проблем мусульманского мира. Для решения этих проблем требуется длительное время, которое, скорее всего, не исчерпывается жизнью одного поколения. Даже оптимисты дают терроризму фору в 15-20 лет. Облеченный в религиозную форму, он не есть случайная хирургически врачуемая мутация. Он - естественный продукт исторического процесса, результат многочисленных ошибок, совершенных мусульманскими, европейскими, американскими и российскими политиками. Он угрожает всем. И разбираться с ним нужно тоже всем вместе.

Ведомости 07.12.2004

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама