Адольф Шаевич, главный раввин России (КЕРООР):
Я не думаю, что решение об этом принималось действительно на самом "верху". Больше это похоже на самодеятельность чиновников среднего уровня. В условиях нашей многонациональной страны преподавание курса какой-то одной религии ни к чему хорошему не приведет, а для преподавания основ вероучения всех религий у нас просто не хватит учителей, многие из которых и сами-то мало что знают о религии.
Зиновий Коган, председатель Конгресса еврейский религиозных организаций и общин (КЕРООР):
Не дороги и дураки беда наша, а безбожие и беззаконие. На уроках религиозного обучения Господь не будет требовать дневника. Дело это добровольное. Только любовь и усердие открывают ученикам Законы сущего, то есть нашего Творца. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору – индивидуально или совместно с другими. Я полагаю, что религиозные организации получают возможность обучать детей религии вне рамок государственной образовательной программы. Это должно стать первой ступенью к процветанию России, миру и согласию в обществе.
Борух Горин, пресс-секретарь Федерации еврейских общин России (ФЕОР):
Есть очевидная проблема: средний советский или постсоветский человек, когда дело доходит до такой важнейшей части культуры, как религия, оказывается абсолютно невежественным, даже если речь идет о людях с высшим образованием. Религиозная компонента в нашем воспитании и образовании напрочь отсутствует. В стране до сих пор не создан противовес насаждавшемуся десятилетиями воинствующему атеизму. Напрашивается вывод, что против воинствующего атеизма надо бороться воинствующим богословием.
Но это не решит задачу, а лишь приведет к возникновению новых проблем. Самая первая из них это то, что введение преподавания одной религии (того же православия) немедля поделит детей на "своих" и "чужих". Представьте, например, класс, в котором учатся 25 православных, 2 мусульманина и один еврей. Как отреагируют подростки на такое разделение? Не думаю, что хорошо… Вторая проблема, это то, что по установившейся традиции советской/российской школы обязательные предметы часто вызывают у учеников отторжение. Мы знаем какую "любовь" к литературе у школьников прививали советские школьные учителя литературы (за редкими исключениями). В результате желание сделать "как лучше" приведет к тому, что получится "как всегда" – начнется отталкивание детей и подростков от религии.
Оптимальным вариантом стало бы введение предмета "Религиоведение", на котором учащимся рассказывали бы об основах учения авраамических религий и иных крупных религиозных школ. Этот предмет должен быть подготовлен таким образом, чтобы он не превратился в историю религии, либо в очередную безграмотную поделку, санкционированную Министерством образования. Кроме того, возникает вопрос с подготовкой кадров. Ведь даже у РПЦ нет сейчас достаточного для обслуживания школ количества богословов с педагогическими способностями. В худшем случае мы можем оказаться в ситуации, когда в школах появятся полуграмотные преподаватели, плохо знающие как основы своих религий, так и основы педагогики. Если они будут стараться компенсировать свою некомпетентность строгостью, то в памяти у православных всплывут полуграмотные батюшки, учившие в школах и гимназиях царской России закону Б-жьему, евреи вспомнят о строгих меламедах из хедеров, у которых основой педагогики была линейка, и т.п.
Есть также огромная опасность того, что этот полуграмотный преподаватель может проповедовать среди школьников идеи религиозного экстремизма. А в случае, если религиозный экстремизм соединится сейчас с сохраняющимся в стране экстремизмом национальным, мы сможем получить второй Сумгаит. Еще одним вариантом может оказаться светский чинуша и скучные наукоподобные речи о том, что для человека является душой. Все это приведет только к тому, к чему уже привело однажды: дети, прошедшее такое обучение, станут ярыми антирелигиозниками.
Поэтому необходимо подойти к формированию подобного курса очень осторожно. До того, как попасть в школы, его должны обсудить не только представители основных конфессий, но и педагоги. И конечно, нужно поощрять развитие религиозных школ/семинарий – обычных, воскресных, каких угодно, в которых интересующийся человек мог бы познакомиться с интересующей его религией.
Вопросы: Семен Чарный