Вчера закончились рождественские каникулы, впервые за много десятилетий официально введенные на государственном уровне. Впереди еще один русский народный праздник Старый Новый год и церковный -Крещение, или Богоявление. Дополнительный отпуск, кажется, почти всем понравился. Однако без критики тоже не обошлось.
Доминирующая сейчас в западном мире либеральная идеология ревниво следит за светским характером государства. В католических и особенно протестантских странах главный на протяжении многих веков праздник года с довольно давних пор подвергается ползучей десакрализации и тотальной коммерциализации. В результате западное Рождество теперь в значительной мере ассоциируется у обывателей с гормональными индейками, кощунственными кексами в виде евангельских персонажей, оглушительной рекламой, скидками, распродажами и специальными предложениями в супермаркетах, фейерверками, турами к южным морям и даже с подарочными наборами для домашних животных. В едва начавшемся третьем тысячелетии этот процесс ускоряется в геометрической прогрессии. Радикальные антиклерикалы жестко и бескомпромиссно требуют окончательно и бесповоротно заменить христианское содержание праздника чистой политкорректностью, вплоть до запрета Санта Клауса (жившего в IV веке Святого Николая), поздравления Merry Christmas и смены половой и расовой принадлежности Трех Королей (в православной традиции волхвов). Такая позиция, естественно, обосновывается самыми благими намерениями: недопущением дискриминации мусульман, атеистов, феминисток и афроиммигрантов.
Прозападным российским либералам январские каникулы не нравятся своей очевидной привязкой именно к православному Рождеству: если уж праздновать, то вместе с цивилизованным миром в предновогоднюю неделю по "правильному" календарю. Молодое поколение уже встречает 25 декабря в ночных кислотных дискотеках с "рождественскими" программами. На григорианский календарь перешли несколько ориентирующихся на христианский экуменизм православных церквей: Финская, Эстонская, Румынская и другие. За календарную реформу на григорианской основе в принципе высказывались и некоторые высшие иерархи Московского Патриархата, оговариваясь при этом, что подобное решение в наше время может вызвать церковную смуту и поэтому должно приниматься будущим поколением.
С точки зрения науки оба календаря несовершенны, и даже ученые-астрономы не могут бесспорно обосновать, какой из них лучше. С одной стороны, григорианский календарь, вроде бы, точнее. С другой в ряде важных случаев для летоисчисления явно предпочтительнее так называемые "юлианские дни". Под занавес ушедшего високосного года страшное землетрясение в Индийском океане, по предположению специалистов, внесло малоприятные коррективы в период вращения Земли -хорошо еще не настолько большие, чтобы вообще раз и навсегда отменить все календари. Как бы то ни было, пониманию заурядного кандидата наук календарная проблема вряд ли доступна. А обычный человек, скорее всего, сочтет убедительными аргументы того из ученых оппонентов, с мнением которого он знакомится в данный момент.
Для верующего, не обремененного научной дотошностью и заботой о скорейшей интеграции в цивилизованное мировое сообщество, вопрос об истинности календаря решается предельно просто и убедительно: уже много столетий Благодатный огонь в иерусалимском храме Гроба Господня возгорается исключительно на православную Пасху. Изменить время величайшего в мире ежегодного чуда не смог даже переход на григорианский календарь Вселенского Константинопольского патриархата. И никто не может поручиться, что после принятия Иерусалимской, Русской, Сербской, Грузинской и другими православными церквами нового стиля и католической пасхалии схождение Благодатного огня будет продолжаться. По древнему церковному преданию, прекращение чуда станет началом конца света.
Впрочем, знать этого тоже никому не дано. Зато можно с достаточной уверенностью предположить, что приобщение к цивилизации путем переноса Рождества на 25 декабря не пойдет на пользу православной духовности.
Наш праздник, в атеистическую эпоху остававшийся в тени гражданского
Нового года, пока не подвергся серьезному обмирщению и обвальной коммерциализации, хотя подобная печальная тенденция в последние годы наметилась вполне отчетливо. Но очевидно, что в случае переноса празднования на 25 декабря Россия быстро превратится в незащищенный рынок массового сбыта западной индустрии Xmas (такой фамильярной аббревиатурой в католико-протестантском мире для краткости принято обозначать Рождество Христово). Молодые люди, которые сейчас хотя бы из любопытства приходят в церковь на рождественское богослужение, 25 декабря, без сомнения, выберут праздничные шоу в ночных клубах со стриптизом снегурочек и скидками на кокаин и экстази.
Разумеется, выбор между храмом и дискотекой это сугубо личное дело каждого неверующего или невоцерковленного человека. Но в эпоху глобализации всемирный и общий для всех христианских конфессий праздник 25 декабря может изменить внешне почти незаметные, но принципиально важные приоритеты в вере. По крайней мере, именно в них заключалась одна из глубоко скрытых, внутренних причин Реформации и ухода в протестантизм целых стран и народов западного мира.
Рождество это великий и второй по значению праздник в христианстве, огромная радость для православных верующих, больше которой только Пасха. Конечно, Пасха стоит на должной высоте и в католическом вероучении. Но основная масса верующего и неверующего населения католических и, тем более, протестантских стран уже с очень давних пор радуется рождественским праздникам заметно больше, чем пасхальным.
Греха в особом почитании Рождества, естественно, нет есть разница в глубинном веровосприятии людей восточного и западного христианства. В Рождестве миру было явлено величайшее чудо Боговоплощения. Истинный Бог пришел в лежащий во тьме мир истинным Человеком, не утратив при этом Своей Божественной природы. Но для спасения людей было недостаточно лишь Боговоплощения, проповеди и земных чудес. Дверь в вечную жизнь открыли только Смерть и Воскресение Сына Божия. "Если Христос не воскрес, тщетна и вера наша" , говорил апостол Павел, выражая суть христианского вероучения. Поэтому мы, православные христиане, стараясь следовать учению Спасителя и выполнять данные Им заповеди, должны понимать, что залог спасения заключается в главном событии мироздания Воскресении Сына Божия и Сына Человеческого. Приобщаясь через таинство Причастия к воскресшей природе Христа, верующие получают возможность воскресения в жизнь. Именно ради этого два тысячелетия назад в Вифлееме и родился младенец Иисус.
Как уже отмечалось, католическая церковь верно понимает значение Пасхи. Но даже в пасхальных мистериях внимание католиков больше сосредоточено на земных страданиях Спасителя. В некоторых странах верующие добровольно подвергаются жестоким бичеваниям и самым настоящим распятиям на крестах, правда, без смертельного исхода. Не омраченное ужасными муками Иисуса Рождество приобретает для них самодостаточное значение и становится более светлым, радостным и психологически более близким праздником, чем отходящее на второй план Воскресение. Не случайно одно из важнейших вероучительных расхождений между западным и восточным христианством заключается в том, что православные миряне причащаются хлебом и вином, а католические только хлебом, получая таким образом лишь половину необходимого для воскресения причастия. В средние века близкие к востоку чехи (изначально тоже православные, позже католики) вели с Ватиканом религиозные гуситские войны за Чашу, то есть за право мирян причащаться не только хлебом, но и вином.
Еще дальше пошли протестанты. Чтобы решиться на Реформацию, нужно было фактически отказаться от таинства Причастия, а следовательно, и от надежды на воскресение. После того как протестантские конфессии отвергли идущее от Христа и апостолов рукоположение епископов и священников, Евхаристия стала невозможной, и причащение и по сути, и официально превратилось в символический обряд. А там, где нет причастия, по большому счету, нет нужды ни в Богочеловеке, ни в Его Жертве и Воскресении. Поэтому протестантское Рождество по духу является празднованием даты рождения величайшего учителя и проповедника, который рассказал людям о Царствии Небесном, дал им дополнительные заповеди, показал назидательный пример самопожертвования и чудом Воскресения продемонстрировал миру всемогущество Бога. А в некоторых крупных конфессиях из зданий, формально выполняющих функции храмов, изъяты даже распятия.
В эпоху глобализации и высокоразвитых электронных и транспортных коммуникаций общее для католиков, протестантов и православных празднование Рождества 25 декабря по новому стилю неизбежно приведет к дальнейшему обмирщению великого праздника и усилению влияния специфического западного религиозного сознания на часть православных верующих.
Говоря о проблеме гражданского и церковного календаря, можно вспомнить и о приближающемся празднике Старого Нового года. Может быть, православным следует отмечать новолетие только в ночь с 13 на 14 января? Этот вопрос не имеет никакого религиозного значения. Старый Новый год замечательный, уютный семейный праздник, о котором почти никто в мире, кроме русских, даже не подозревает. Но, как и "настоящий" григорианский Новый год, это событие исключительно частной жизни. 14 января Русская Православная Церковь отмечает не Старый Новый год, а один из великих двунадесятых праздников Обрезание Господне. Согласно церковному преданию, Иисус родился 25 декабря (7 января) первого года до Рождества Христова. На восьмой день после рождения 1(14) января Он был обрезан и таким образом приобщен к народу. Этот день и стал началом первого года нашей эры.
11.01.2005
Источник: МП-Московская перспектива