ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Когда отмечать Рождество?

Василий Лысенко :: 12 января 2005

Вчера закончились рождественские каникулы, впервые за много десятилетий официально введенные на государственном уровне. Впереди еще один русский народный праздник – Старый Новый год и церковный -Крещение, или Богоявление. Дополнительный отпуск, кажется, почти всем понравился. Однако без критики тоже не обошлось.

Доминирующая сейчас в западном мире либеральная идеология ревниво следит за светским характером государства. В католических и особенно протестантских странах главный на протяжении многих веков праздник года с довольно давних пор подвергается ползучей десакрализации и тотальной коммерциализации. В результате западное Рождество теперь в значительной мере ассоциируется у обывателей с гормональными индейками, кощунственными кексами в виде евангельских персонажей, оглушительной рекламой, скидками, распродажами и специальными предложениями в супермаркетах, фейерверками, турами к южным морям и даже с подарочными наборами для домашних животных. В едва начавшемся третьем тысячелетии этот процесс ускоряется в геометрической прогрессии. Радикальные антиклерикалы жестко и бескомпромиссно требуют окончательно и бесповоротно заменить христианское содержание праздника чистой политкорректностью, вплоть до запрета Санта Клауса (жившего в IV веке Святого Николая), поздравления Merry Christmas и смены половой и расовой принадлежности Трех Королей (в православной традиции волхвов). Такая позиция, естественно, обосновывается самыми благими намерениями: недопущением дискриминации мусульман, атеистов, феминисток и афроиммигрантов.

Прозападным российским либералам январские каникулы не нравятся своей очевидной привязкой именно к православному Рождеству: если уж праздновать, то вместе с цивилизованным миром в предновогоднюю неделю по "правильному" календарю. Молодое поколение уже встречает 25 декабря в ночных кислотных дискотеках с "рождественскими" программами. На григорианский календарь перешли несколько ориентирующихся на христианский экуменизм православных церквей: Финская, Эстонская, Румынская и другие. За календарную реформу на григорианской основе в принципе высказывались и некоторые высшие иерархи Московского Патриархата, оговариваясь при этом, что подобное решение в наше время может вызвать церковную смуту и поэтому должно приниматься будущим поколением.

С точки зрения науки оба календаря несовершенны, и даже ученые-астрономы не могут бесспорно обосновать, какой из них лучше. С одной стороны, григорианский календарь, вроде бы, точнее. С другой – в ряде важных случаев для летоисчисления явно предпочтительнее так называемые "юлианские дни". Под занавес ушедшего високосного года страшное землетрясение в Индийском океане, по предположению специалистов, внесло малоприятные коррективы в период вращения Земли -хорошо еще не настолько большие, чтобы вообще раз и навсегда отменить все календари. Как бы то ни было, пониманию заурядного кандидата наук календарная проблема вряд ли доступна. А обычный человек, скорее всего, сочтет убедительными аргументы того из ученых оппонентов, с мнением которого он знакомится в данный момент.

Для верующего, не обремененного научной дотошностью и заботой о скорейшей интеграции в цивилизованное мировое сообщество, вопрос об истинности календаря решается предельно просто и убедительно: уже много столетий Благодатный огонь в иерусалимском храме Гроба Господня возгорается исключительно на православную Пасху. Изменить время величайшего в мире ежегодного чуда не смог даже переход на григорианский календарь Вселенского Константинопольского патриархата. И никто не может поручиться, что после принятия Иерусалимской, Русской, Сербской, Грузинской и другими православными церквами нового стиля и католической пасхалии схождение Благодатного огня будет продолжаться. По древнему церковному преданию, прекращение чуда станет началом конца света.

Впрочем, знать этого тоже никому не дано. Зато можно с достаточной уверенностью предположить, что приобщение к цивилизации путем переноса Рождества на 25 декабря не пойдет на пользу православной духовности.

Наш праздник, в атеистическую эпоху остававшийся в тени гражданского

Нового года, пока не подвергся серьезному обмирщению и обвальной коммерциализации, хотя подобная печальная тенденция в последние годы наметилась вполне отчетливо. Но очевидно, что в случае переноса празднования на 25 декабря Россия быстро превратится в незащищенный рынок массового сбыта западной индустрии Xmas (такой фамильярной аббревиатурой в католико-протестантском мире для краткости принято обозначать Рождество Христово). Молодые люди, которые сейчас хотя бы из любопытства приходят в церковь на рождественское богослужение, 25 декабря, без сомнения, выберут праздничные шоу в ночных клубах со стриптизом снегурочек и скидками на кокаин и экстази.

Разумеется, выбор между храмом и дискотекой – это сугубо личное дело каждого неверующего или невоцерковленного человека. Но в эпоху глобализации всемирный и общий для всех христианских конфессий праздник 25 декабря может изменить внешне почти незаметные, но принципиально важные приоритеты в вере. По крайней мере, именно в них заключалась одна из глубоко скрытых, внутренних причин Реформации и ухода в протестантизм целых стран и народов западного мира.

Рождество – это великий и второй по значению праздник в христианстве, огромная радость для православных верующих, больше которой – только Пасха. Конечно, Пасха стоит на должной высоте и в католическом вероучении. Но основная масса верующего и неверующего населения католических и, тем более, протестантских стран уже с очень давних пор радуется рождественским праздникам заметно больше, чем пасхальным.

Греха в особом почитании Рождества, естественно, нет – есть разница в глубинном веровосприятии людей восточного и западного христианства. В Рождестве миру было явлено величайшее чудо Боговоплощения. Истинный Бог пришел в лежащий во тьме мир истинным Человеком, не утратив при этом Своей Божественной природы. Но для спасения людей было недостаточно лишь Боговоплощения, проповеди и земных чудес. Дверь в вечную жизнь открыли только Смерть и Воскресение Сына Божия. "Если Христос не воскрес, тщетна и вера наша" , – говорил апостол Павел, выражая суть христианского вероучения. Поэтому мы, православные христиане, стараясь следовать учению Спасителя и выполнять данные Им заповеди, должны понимать, что залог спасения заключается в главном событии мироздания – Воскресении Сына Божия и Сына Человеческого. Приобщаясь через таинство Причастия к воскресшей природе Христа, верующие получают возможность воскресения в жизнь. Именно ради этого два тысячелетия назад в Вифлееме и родился младенец Иисус.

Как уже отмечалось, католическая церковь верно понимает значение Пасхи. Но даже в пасхальных мистериях внимание католиков больше сосредоточено на земных страданиях Спасителя. В некоторых странах верующие добровольно подвергаются жестоким бичеваниям и самым настоящим распятиям на крестах, правда, без смертельного исхода. Не омраченное ужасными муками Иисуса Рождество приобретает для них самодостаточное значение и становится более светлым, радостным и психологически более близким праздником, чем отходящее на второй план Воскресение. Не случайно одно из важнейших вероучительных расхождений между западным и восточным христианством заключается в том, что православные миряне причащаются хлебом и вином, а католические – только хлебом, получая таким образом лишь половину необходимого для воскресения причастия. В средние века близкие к востоку чехи (изначально тоже православные, позже католики) вели с Ватиканом религиозные гуситские войны за Чашу, то есть за право мирян причащаться не только хлебом, но и вином.

Еще дальше пошли протестанты. Чтобы решиться на Реформацию, нужно было фактически отказаться от таинства Причастия, а следовательно, и от надежды на воскресение. После того как протестантские конфессии отвергли идущее от Христа и апостолов рукоположение епископов и священников, Евхаристия стала невозможной, и причащение и по сути, и официально превратилось в символический обряд. А там, где нет причастия, по большому счету, нет нужды ни в Богочеловеке, ни в Его Жертве и Воскресении. Поэтому протестантское Рождество по духу является празднованием даты рождения величайшего учителя и проповедника, который рассказал людям о Царствии Небесном, дал им дополнительные заповеди, показал назидательный пример самопожертвования и чудом Воскресения продемонстрировал миру всемогущество Бога. А в некоторых крупных конфессиях из зданий, формально выполняющих функции храмов, изъяты даже распятия.

В эпоху глобализации и высокоразвитых электронных и транспортных коммуникаций общее для католиков, протестантов и православных празднование Рождества 25 декабря по новому стилю неизбежно приведет к дальнейшему обмирщению великого праздника и усилению влияния специфического западного религиозного сознания на часть православных верующих.

Говоря о проблеме гражданского и церковного календаря, можно вспомнить и о приближающемся празднике Старого Нового года. Может быть, православным следует отмечать новолетие только в ночь с 13 на 14 января? Этот вопрос не имеет никакого религиозного значения. Старый Новый год – замечательный, уютный семейный праздник, о котором почти никто в мире, кроме русских, даже не подозревает. Но, как и "настоящий" григорианский Новый год, – это событие исключительно частной жизни. 14 января Русская Православная Церковь отмечает не Старый Новый год, а один из великих двунадесятых праздников – Обрезание Господне. Согласно церковному преданию, Иисус родился 25 декабря (7 января) первого года до Рождества Христова. На восьмой день после рождения 1(14) января Он был обрезан и таким образом приобщен к народу. Этот день и стал началом первого года нашей эры.

11.01.2005

Источник: МП-Московская перспектива

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама