Принятие решений о государственной регистрации религиозных организаций и контроль за их деятельностью одно из важнейших направлений в работе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области.
В настоящее время на территории области зарегистрировано 64 религиозных организации различных конфессиональных направлений. В числе их 27 организаций Русской Православной Церкви, 2 Русской православной старообрядческой церкви, 2 Римско-католической церкви, 2 исламских организаций, 1 Иудаизм, 4 Евангельские христиане-баптисты, 5 Евангельские христиане, 16 Христиане веры евангельских пятидесятников, 1 Адвентисты седьмого дня, 1 Евангелическо-лютеранская церковь, 1 Новоапостольская церковь, 1 Пресвитерианская церковь, 1 Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны).
Лидирующее положение на территории области занимают религиозные организации Русской Православной Церкви. Успешное развитие партнерства церкви и органов государственной власти в сфере миротворчества, поддержания общественной нравственности и национальной культуры, образования и воспитания юношества, издательских проектов, благотворительной деятельности значительно укрепило авторитет, повысило роль православной конфессии и ее лидера.
Деятельность религиозных организаций иных конфессий, численность которых незначительна, в основном сосредоточена на проведении богослужений и распространении традиционных вероучений.
Реализация полномочий управления на стадии принятия решений о регистрации религиозных организаций путем проведения правовой экспертизы документов способствует пресечению государственной регистрации тех организаций, заявленные цели которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
Другое и наиболее актуальное на сегодняшний день направление деятельности осуществление контроля за соблюдением религиозными организациями своих уставов.
С учетом наработанной практики контроль охватывает многие направления деятельности религиозных организаций.
Наиболее распространенной и эффективной формой контроля за религиозными организациями являются проверки, проводимые управлением совместно с представителями прокуратуры. При проведении проверок особое внимание обращается на фактическую деятельность организаций, заявленную в учредительном документе, недопущение запрещенных видов деятельности, в том числе экстремистской, соблюдение уставных положений о структуре и управлении в организациях, своевременное информирование управления об изменении данных, включаемых в государственный реестр, и представление ежегодной информации о продолжении их деятельности.
В 2004 году управлением проведено 12 проверок соблюдения религиозными организациями законодательства Российской Федерации и своих уставов относительно целей и порядка деятельности (9 совместно с прокуратурой). В результате реализации контрольных функций руководителям 6 религиозных организаций вынесены уведомления об устранении выявленных нарушений действующего законодательства и положений устава. На сегодняшний день нарушения устранены руководителями 2 религиозных организаций.
В связи с неоднократным непредставлением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, в Магаданский городской суд направлены исковые материалы в отношении 3 религиозных организаций. Решением Магаданского горсуда, вынесенным в октябре 2004 года, прекращена деятельность и исключена из государственного реестра юридических лиц Магаданская местная религиозная исламская организация мусульман "Рамазан" Духовного управления мусульман азиатской части России. Остальные иски управления находятся на рассмотрении.
Такое незначительное количество осуществленных проверок обусловлено тем, что около 30 зарегистрированных религиозных организаций находится в отдаленных районах Магаданской области, что затрудняет проведение непосредственных проверок их деятельности. Поэтому управлением анализируются отчеты о деятельности организаций, а в случае их непредставления руководителям организаций выносятся уведомления об информировании органа юстиции о деятельности за отчетный год.
В текущем году управлением проведена работа по сбору, анализу и систематизации информации о деятельности религиозных организаций в 2003 году.
Управлением принято и проанализировано 26 их отчетов. Необходимо отметить, что в целом дисциплина представления информации, предусмотренная действующим законодательством, низкая.
Однако управлением осуществляются мероприятия для реализации контрольных функций в части истребования информации в объеме, требуемом законодательством. Руководителям 39 религиозных организаций вынесены предупредительные уведомления о необходимости предоставления информации, предусмотренной законом для данной категории юридических лиц. После применения данной меры отчеты о деятельности религиозной организации, включающие информацию о месте ее нахождения и составе руководящих органов, а также о мероприятиях, проведенных организацией за отчетный период, представлены 28 юридическими лицами.
Иным направлением контроля за соблюдением религиозными организациями своих уставов относительно целей и порядка деятельности является присутствие представителей управления на мероприятиях, проводимых ими. Здесь необходимо отметить, что данная форма контроля может осуществляться только при содействии религиозных организаций.
В 2004 году представители управления посетили 18 мероприятий, проводимых данной категорией юридических лиц. Указанное направление контроля позволяет видеть реальную деятельность религиозных организаций, соответствие заявленным в уставе целям, их влияние на ситуацию в области.
В целях усиления контроля за деятельностью религиозных организаций и координации деятельности управления с правоохранительными органами исполнительной власти, местного самоуправления проводятся совместные заседания комиссии. Так, в марте текущего года начальник отдела юридической экспертизы и федерального регистра принял участие в работе комиссии по вопросам религиозных объединений при губернаторе Магаданской области.
Осуществляется обмен информацией с органами местного самоуправления о религиозных организациях, действующих в муниципальных организациях. Поступающая информация обобщается и в дальнейшем используется при осуществлении контрольных функций. Наработанная практика по взаимодействию является хорошей базой для разработки мероприятий по реализации Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" и создания системы профилактических мер, направленных на предупреждение этой деятельности, поскольку ранее перечисленные органы являются субъектами противодействия экстремистской деятельности в пределах своей компетенции. При осуществлении контрольных функций обеспечено необходимое взаимодействие с органами федеральной безопасности, внутренних дел, налоговой инспекцией, которое сосредоточено на уровне систематического обмена информацией и используется при осуществлении контрольных функций.
Заявлений, обращений, жалоб граждан по поводу деятельности религиозных организаций, направленных на возбуждение расовой, национальной и религиозной атрибутики, в управление не поступало.
В результате принятых организационно-практических мер контроля в Магаданской области религиозная ситуация характеризуется удовлетворительно и является стабильной. Фактов подрыва безопасности государства, разжигания расовой, национальной и религиозной розни, экстремистских проявлений не зафиксировано.
29.12.2004
Источник: Магаданская правда