ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Первые христиане боялись креста"

Наталья Елисеева :: 18 января 2005

Так как крест был орудием казни, первые христиане поклонялись не ему. На теле они носили фигурки рыбок. В катакомбах, где были первые христианские храмы, также сохранились изображения рыб у входа. Сам крест поначалу вызывал страх и ужас, но, благодаря воскресению Христа, впоследствии он стал, по мнению богословов, "желанным трофеем, вызывающим радостные чувства". Впрочем, крест как культовый знак был известен задолго до христианства.

На Востоке, в Передней Азии, в Египте и Африке часто встречается магический крестообразный знак "анх". Он объединяет в себе два символа – крест в виде двух пересекающихся под прямым углом линий, который обозначает четыре стихии: солнце, огонь, ветер и воду (символ жизни); и круг (символ вечности). У древних египтян такой крест символизировал соединение мужского и женского начал, Осириса и Исиды, союз небесного и земного. Позже этот знак "анх" олицетворял жизнь, бессмертие, скрытую мудрость и многое другое.

Согласно "Толковому словарю слов Нового Завета" религиозный символ из 2-х перекрещенных брусьев "возник в древней Халдее, и символизировал бога Таммуза (существа в образе Мистической буквы "Тау", первой буквы его имени) в той стране и в примыкающих к ней землям, включая и Египет". В любой книге о Египте, где показаны древние памятники или стены древних храмов, можно заметить кресты в виде буквы "Тау".

По мере того, как символ крест распространялся по разным народам, его употребление развивалось в различных направлениях. У китайцев крест был одной из древних эмблем, он изображался на стенах их пагод, а также на фонарях, используемых для освещения самых священных мест их храмов.

В Индии даже помечали крестом кувшины со святой водой из реки Ганг, он также считался эмблемой освобожденных от телесной оболочки святых Jaina.

Историки с археологами до сих пор точно не определили, какой формы был Крест, на котором был распят Христос. Первые кресты – хризмы – выглядели в виде косого Андреевского креста. Это изображение первой буквы в имени Христа. Существует также версия, что Христос был распят на Т-образном кресте, то есть на таком же, как и двое разбойников. Друугие ученые убеждены, что это был именно крест, причем, называют даже материалы, из которых он был изготовлен: продольный брус – их кипариса, поперечный – из финиковой пальмы, подножие – из кедра, дощечка с надписью – из масличного дерева. Как уже говорилось новый смысл крест приобрел, когда объединились два его символических значения – источник бессмертия и орудие казни Иисуса Христа. Крест стал священным символом вечной жизни и избавления от страданий.

В III столетии некоторые христиане рисовали крест у себя на лбу, несмотря на то, что по этому признаку их узнавали во время гонений. В том же III веке в правление императора Диоклетиана мученики Прокопий и Орест носили изображение креста на груди. В те времена язычники в насмешку называли христиан крестопоклонниками. Тогда же и стали появляться разнообразные формы креста. Однако в основе их всегда лежал греческий равноконечный крест.

Например, на Руси носили вначале равноконечные кресты без надписей. Появление буквенного дополнения было вызвано необходимостью для отличия православного креста от других. В Евангелии от Иоана говорится: "Пилат же написал и надпись и поставил на кресте. Написано было "Иисус Назорей. Царь Иудейский" . и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Позднее стали писать "Вос" и "Зоя", что означает "свят" и "жизнь". Со временем надписи на крестах видоизменялись. В дальнейшем надпись на доске или титле сократилась до начальных букв и соответствовала по-гречески "I.N.B.I.", по-римски "I.N.R.I.", по-русски – "I.H.Ц.I." Однако наиболее древними надписями являются "I" и "Х", а также "I" и "Р". Символом православия стал восьмиконечный крест, который символизирует распятого Христа. Православное прочтение фигуры Христа отличается от католического тем, что на православном распятии ноги Христа прибиты двумя гвоздями, а на католическом – одним.

Но многие кресты, призванные напоминать о распятии, не имеют самого изображения распятия. Они сооружаются, например, на куполах храмов, изображаются на богослужебных сосудах, одеждах, просфорах, на митрах, архиепископских, митрополичьих и патриарших скуфьях и клобуках, на архиерейских посохах, в орнаментах стенной и иконной росписи, на богослужебных и не богослужебных духовных книгах, на церковных орденских знаках и других установленных Церковью предметах.

На куполах хpамов иногда ставят четыpехконечные кpесты с полумесяцем, концы котоpого напpавлены ввеpх. Он означает собой "якоpь спасения", в соответствии с пpедставлением о хpаме, как о коpабле, плывущем в цаpство божье.

Другие исследователи считают, что крест домонгольского периода, венчавший православные храмы, сочетался с полумесяцем. В Византийской империи полумесяц был символом Богородицы и колыбели. Священным символом мусульман он стал лишь после того, как магометане захватили Византию.

Известное выражение преподобного Феодора Студита "Крест всякой формы есть истинный Крест" относится к рубежу VIII-IX веков. А в 1860 году архимандрит Макарий дал рекомендации по форме крестов на главах храмов и колоколен: "кресты четвероконечные и восьмиконечные, с меньшими крестами на концах и без оных, с полулунным подножием и без оного, могут быть поставляемы на храмах, смотря по предпочтительному усердию храмоздателей и лиц, для коих устрояется храм; но определенное узаконение по сему предметы, как зависящему от усердия и от благочестивого обычая разных лиц, в настоящее время на требуется".

Оба эти высказывания с разрывом в тысячу лет говорят об одном и том же – русское православие признает кресты всех форм, а не отдает предпочтение только какой-то одной, пусть даже самой лучшей форме креста.

Источник: Страна.Ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама