ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Саратовские страдания"

Андрей Коломийцев :: 19 января 2005

Замечательныи город Саратов известен своими песенными страданиями, улицами, на которых огней так много золотых, обилием холостых парней, а также некоторым количеством женатых, в которых, несмотря на их семейный статус, иногда влюбляются пылкие девушки. Однако некоторое время назад Саратов стал ареной драматических событий, весьма далеких и от разделенной, и от несчастной любви.

Все началось с того, что небольшая по саратовским меркам община верующих христиан приобрела на одной из улиц довольно ветхое малоэтажное строение и начала его реставрацию, дабы в будущем устроить там дом собраний. В принципе, в подобных акциях ничего неожиданного нет – согласно Конституции и законам России, ее граждане имеют полное право собираться по самым разным поводам. Регулярно встречаются друг с другом филателисты и шахматисты, любители джаза и поклонники Аллы Борисовны, члены научных ассоциаций и молодые дарования с "Фабрики звезд". Собираются на свои посиделки атеисты коммунистической направленности, чтобы выработать более действенные формы своей безбожной пропаганды. Собираются и люди религиозные, и не только для совместных молитв, но и для мероприятий вполне светского характера – например, для обсуждения новых книг, фильмов и музейных экспозиций. Так почему бы и верующим христианам не иметь в Саратове свой дом собраний?

Однако это невинное и абсолютно законное стремление части горожан вызвало в городе настоящую смуту.

Дело в том, что община, которая приобрела и начала обустраивать здание, принадлежит к церкви Иисуса Христа святых последних дней. Членов этой общины чаще называют мормонами. Это обстоятельство и послужило внешней причиной для возмущения ряда горожан. Возмущение вылилось в нечто вполне осязаемое: в петиции властям, митинги протестующих и выступления, как в местных, так и в отдаленных от Саратова СМИ. Многократно процитированное обращение участников главного митинга к городским властям начиналось так: "Саратовское епархиальное управление и общественность города Саратова и Саратовской области: православное духовенство, прихожане православных храмов Саратова и области, научная и творческая интеллигенция, военнослужащие, работники сферы образования, культуры и здравоохранения, студенчество, служащие, рабочие и пенсионеры, обращаются к вам с просьбой не допустить строительства административных и культовых сооружений тоталитарной секты мормонов в городе Саратове".

Что же вызвало такую активность духовенства, военнослужащих, студентов и пенсионеров?

Одно из Интернет изданий дало своей публикации заголовок: "На шпионов-многоженцев напали казаки". При всей своей яркой сенсационности этот заголовок довольно точно передал основной запал митинговых и печатных претензий. Так, "около ста людей в костюмах казаков" объявили церковь Иисуса Христа "бесовской общественно опасной сектой и шпионами ЦРУ". Местный епископ выразил опасение, что Саратов превратится в мормонскую столицу, а лидер духовного управления мусульман предупредил о неприятных последствиях строительства дома собраний, поскольку большая часть местных мусульман "крайне недовольна политикой США в Ираке".

У любого непредвзятого человека вызывают, как минимум, недоумение и эти претензии, и накал страстей.

Мормонов в Саратове около тысячи, то есть, 0, 1 процента от населения города – для "столицы" маловато. Среди этой тысячи ни одного многоженца нет, да и, вообще, у мормонов многоженство запрещено уже больше ста лет назад, кстати, в отличие от мусульман, у которых, несмотря на крайнее недовольство политикой США в Ираке, многоженство не возбраняется. Если же саратовские мормоны, действительно, шпионы ЦРУ, то, как говорится, дай нам бог побольше таких лазутчиков – вместо того, чтобы скрываться, маскироваться и встречаться на тайных явках, они намерены открыто собираться в одном зале, до предела облегчая деятельность наших бдительных органов. Тем более непонятно, почему малочисленных последователей церкви Иисуса Христа так боятся местные казаки, чье мужество годами закалялось в ансамблях песни и пляски: ведь мормоны оружием не бряцают, лампасы не носят и нагайками не размахивают – чего их опасаться? На любом ристалище современные казаки их и перепоют, и перепляшут, и, тем более, перематерят. И уж вовсе удивляет уклончивая позиция местных властей. Россия, как известно, государство светское и свободное, во что верить, каким иконам молиться или не молиться вообще, личное дело каждого – может, у вольного города Саратова свой, свод законов? Всякий волен любить или не любить Конституцию России – но выполнять ее обязаны все чиновники без какого-либо исключения.

Верующие россияне делятся на множество разнообразных общин. Есть православные, мусульмане, буддисты, иудаисты. Есть католики, лютеране, кальвинисты, баптисты, кришнаиты, адвентисты. Православные тоже не едины: есть РПЦ, но есть последователи и зарубежной, и катакомбной церкви. Есть униаты. Есть, наконец, староверы, которые истинными носителями традиции, "старой веры", считают именно себя.

В этом море члены церкви Иисуса Христа – просто капля. И яростно преследовать их не только незаконно, но и попросту неумно.

Неприязнь к ним частично можно объяснить разве что особенностями их быта. Они очень похожи на русских староверов: не пьют, не курят, не матерятся, не действуют. Понятно, что в нашем отечестве непьющий и чурающийся мата гражданин вызывает подозрения – не наш человек! Еще большее раздражение, возможно, вызывает то, что деньги, сэкономленные на водке, табаке и любовницах, позволяют мормонам жить в относительном достатке. Но ведь в материальном благополучии им куда как далеко до "новых русских", которые и пьют, и матерятся, и любовниц возят на Багамы, однако при этом не впадают в нищету, а покупают "мерседесы" новейших марок и виллы на Кипре. Ну, нет причин для такой яростной неприязни!

Конечно, все мы люди, а не ангелы. И в истории каждой религиозной общины, как и каждой страны, есть, наверное, темные пятна. Но разве индульгенции, костры инквизиции и Варфоломеевская ночь могут служить поводом для запрета католичества? Разве за современный кровавый терроризм должны отвечать миллионы верующих мусульман? Во время Второй мировой войны часть православных священников молилась за Сталина, а часть за Гитлера – но дает ли это право отрицать само православие? Конечно, время от времени возникают в мире крайне сомнительные группы, объявляющие себя религиозными общинами – но решать их судьбу надо не на митингах и не в кабинетах чиновников, а в суде и только в суде.

Словом, никакими разумными причинами новейшие "саратовские страдания" объяснить невозможно.

Однако умные люди из местного населения подсказывают, что такие причины есть. Только искать их надо в сферах не духовных, а сугубо материальных. Поскольку располагаются они не в небе, а непосредственно на земле. На очень привлекательной саратовской земле, пригодной под постройку и офисов, и дорогих ресторанов, и ночных клубов со стриптизом, и очень выгодных торговых центров.

Упорно (и не без оснований) поговаривают, что здание, купленное верующими под дом собраний, и особенно участок под ним очень приглянулись не верующим, но экономически продвинутым гражданам из некой преуспевающей коммерческой структуры. И эти граждане, понимая, что судом землю вряд ли оттяпаешь, решили привлечь на свою сторону живую энергию масс. Чего частично и добились, используя моральные и не только моральные стимулы. Конечно, не обошлось без издержек: так, на митинг протеста, помимо прихожан и творческой интеллигенции, пришли национал-большевики и просто большевики, которые принялись поносить православную церковь за буржуазную контрреволюцию. Пришли и студенты, осудившие местную епархию за использование "административного ресурса" светских властей и разжигание межрелигиозной розни. Словом, скучать саратовской общественности не пришлось: на пустом месте возникла небольшая, но крикливая смута, не украшающая славный город...

Какой вывод можно сделать из происшедшего?

Наверное, вот какой.

Когда хозяйствующие субъекты решают свои грешные проблемы, духовным лидерам не стоит идти у них на поводу. Уж очень опасно переводить коммерческий конфликт в религиозное противостояние. История знает множество подобных случаев. Редкие из них кончались благополучно.

18.12.2004

Источник: Городские известия (Курск)

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама