ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

В современном фольклоре иудеи используют донорскую кровь для религиозных обрядов

19 января 2005

Франко-Российский Центр по общественным и гуманитарным наукам и Центр изучения религий Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) провели 17-18 января коллоквиум "Религиозные практики в современной России – 2" с участием французских и российских специалистов.

Александр Агаджанян, доктор исторических наук, дал обзор Первого коллоквиума на данную тему, состоявшегося в Москве в ноябре 2003 года. Он подчеркнул, что понятие "религиозные практики" необходимо осмыслять как динамичную систему, подлежащую постоянной интерпретации. Соотношение религиозной теории и практики, дуализм элитарной и народной религиозности, аутентичность религиозных норм, понятие сакрального авторитета, религиозная идентичность – круг тем, поднятых, по словам профессора Агаджаняна, при первой встрече российских и французских специалистов. "Мы изучаем религиозные практики не вообще, а в конкретном контексте постсоветской России, где произошел резкий разрыв религиозных практик в результате антирелигиозной политики Советского Союза. Но на Западе в эпоху, называемую постмодернизмом, тоже наблюдается большой разрыв традиций. Поэтому то, что происходит у нас, можно рассматривать как часть большого универсального процесса", – подчеркнул докладчик.

Первое заседание полностью было посвящено иудаизму. Софи Низар, специалист из Центра по изучению религиозных практик (Париж) и преподаватель курса "Социология религий" в Университете Марка Блока в Страсбурге, прочитала доклад "Память и тело: пищевые обряды и практики в современном иудаизме". В нем представлен анализ, сделанный Софи Низар на основе опроса в 1996 году еврейских женщин, в различной степени соблюдающих религиозные обряды и принадлежащих к разным социальным слоям. Главный вопрос, поставленный французским специалистом, – как в еврейских обрядах, связанных с едой, сохраняется религиозный смысл, когда Закон уже не имеет единых объяснений для большинства секуляризованных евреев в современном обществе. "Если мы послушаем, как женщины описывают свои привычки, связанные с едой, то окажется, что тема передачи традиций из поколения в поколение остается в центре внимания. Кошерная пища для них – признак национальной и религиозной идентичности. Почему идентификация должна проходить через тело, через инкорпорирование? Почему отсылка к клану возникает, когда мы "говорим о еде?" – ставит вопрос Софи Низар. И сама отвечает: "Связь между понятием "быть евреем" и телом посредством ритуала становится центральной темой. Тело ритуализируется. Состояние тела в настоящем и коллективная память переплетаются в еврейских ритуалах, связанных с едой. С одной стороны, они упорядочивают время с помощью связей, которые они устанавливают между прошлым (легендарным и историческим) и настоящим. С другой стороны, они заново осмысляют разделение на чистое и нечистое с помощью символического и материального воздействия на тело".

Софи Низар напомнила о двух предписаниях, которые восходят непосредственно к эпизодам из Библии. Это предписания, связанные с праздником Пасхи. Они составляют память о центральном эпизоде Библии – исходе из Египта. Существует запрет есть седалищный нерв ("жила, которая на составе бедра"). Он напоминает о борьбе патриарха Иакова с загадочным существом, ангелом ("Некто коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова"). После схватки Иаков меняет имя и становится Израилем. "Даруя народу его имя, история берет здесь коллективное измерение, которое будет усилено после исхода из Египта – второй поворотный момент создания коллективной идентичности, потому что народ одаривается собственным Законом – Торой", – подчеркнула французский специалист. Остальные же предписания излагаются в виде законов безо всякого объяснения, без видимых причин.

Еврейские ритуалы и обряды, связанные с едой, так же нерушимы, как и прочие религиозные нормы. Однако после разрушения Храма в начале нашей эры проходившие там обряды перешли в молитву и трапезу. С этих пор еврейский стол становится метафорой алтаря Храма – места, где отделяют чистых от нечистых. А также главным способом передачи религиозной традиции из поколения в поколение. Говоря о современном осмыслении ритуалов, связанных с едой, Софи Низар сделала такой вывод: "Эти ритуалы изменялись, но они близки к современным интересам, связанным с повышенным вниманием к тому, "что делает тело". Так же как и ритуальные жесты или просто еврейская кухня, они наделены смыслом, когда устанавливают порядок, когда заново определяют разделение не на чистых и нечистых в традиционной форме, а на внешнее и внутренне (тела, группы), на личную и коллективную память".

Этнолог Александр Львов, сотрудник Центра "Петербургская иудаика" при "Европейском университете в Санкт-Петербурге", прочитал доклад на тему "Кровь и маца. Между текстом и контекстом в поисках значения". Доклад написан по материалам полевых исследований на Украине и в Литве. В нем Александр Львов рассматривает разные версии "легенды о маце", которая с XV в. получила широкое распространение в христианской среде. Суть ее в том, что евреям приписывалось использование человеческой крови, крови христианина для изготовления мацы. "Такая легендарная традиция получила в литературе определения "кровавые наветы" и "зловещий фольклор", – сказал этнолог. Он указал на два способа использования этой традиции. Один – для преследования иноверцев. Второй – для почитания святых. Исследователь процитировал текст Англо-саксонской хроники (1155 г.): "Евреи Норвича в канун Пасхи купили христианского отрока и мучили его всеми пытками, которыми наш Бог был замучен, и в Страстную Пятницу повесили его на кресте, подобно нашему Богу, а потом похоронили его. Они полагали, что это останется тайной, однако наш Бог сделал явным, что был он святым мучеником, и монахи взяли его и торжественно похоронили в монастыре, и, благодаря нашему Богу, он творит замечательные и разнообразные чудеса, и зовется он св. Уильям".

Приводя материалы современных полевых исследований, Александр Львов выделил основные моменты в "легенде о маце". Первый момент – использование крови с совершением убийства. По рассказам информантов (опрошенных), ребенка, молодую девушку или ягненка сажали в бочку с гвоздями. После их смерти крови для изготовления мацы "хватало на всю область". Второй – использование крови без убийства. В этом случае информанты говорили об использовании донорской крови, о том, что в тесто специально клали осколки стекла и просили девушку-христианку месить это тесто, или в дверную ручку вставляли острую бритву, а также о том, что прибегали к услугам цирюльников и хирургов. Как пример модернизации легенды о ритуальном убийстве этнолог привел следующую запись слов опрошенной: "Иисус Христос сказал: Сие есть тело Мое и кровь Моя. Но в православии подают вино. Но кагор – это не кровь. А евреи таки делают по-настоящему. Ну, в общем, они вкушают кровь. Берут донорскую, я знаю с рассказов. Возможно, она и исцеляет по-настоящему. А знаете, почему это запрещено в православии? Если… еврей поищет донорскую, то православный пойде убье сосида, и наберет стики, скики ему треба! Я вам честно говорю. … Больше жестокости. Вот, не дай Боже разрешили бы это, никто бы не искал никакой донорской".

Во второй части заседания с докладом на похожую тему – "Религиозные практики евреев глазами этнических соседей (по материалам полевых исследований в Полесье и Подолии)" – выступила Ольга Белова. Несмотря на то, что носителей еврейской религиозной традиции в Полесье и Подолии почти не осталось, интерпретация еврейских обрядов (исследовательница подробно остановилась на празднике кущей – Суккот) этническими соседями (украинцами, белорусами) продолжает существовать. При этом никто из опрошенных жителей местных селений никогда не спрашивал у проживавших по соседству иудеев о смысле того или иного обряда. В этом, по мнению докладчицы, есть попытка сравнения с собственной традицией и в то же время желание дистанцироваться, попытка самопознания, осознания собственной идентичности.

"Благовест-инфо"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама