ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Кардинал Поль Пупар: "Во многих частях западного мира количество прихожан снижается, в то время как увеличивается количество людей, живущих так, словно Бог не существует"

19 января 2005

Приводим вашему вниманию выдержки из выступления кардинала Поля Пупара, президента Папского совета по культуре, в Теологическом институте св. Кирилла и Мефодия Минска.

* * *

Христианство и вызовы секуляризма, неверие и религиозное безразличие

Ваше Высокопреосвященство Митрополит Филарет,

Преподобные отцы

Почетные гости

Дамы и господа,

. . .

Новые лики неверия

Ранее в этом году я призвал членов и консультантов Папского совета по культуре к размышлениям, направленным на ответ вызовам неверия и религиозного безразличия. Мы начали свою работу с составления карты и анализа неверия в современном мире.

Позвольте мне поделиться с вами выводами, полученными в результате нашей работы:

1. В мировом масштабе уровень неверия в мире не увеличивается. Этот феномен более всего отчетливо прослеживается в странах Запада. Культурная модель, способствующая неверию, распространяется благодаря глобализации и влияет на другие культуры мира, постепенно вытесняя из них их религиозность.

2. Воинственный атеизм отступает и уже не оказывает определяющего воздействия на общественную жизнь, за исключением тех режимов, где у власти по-прежнему находятся представители атеистических политических систем. Однако, отмечается распространение некой культуры враждебности по отношению к религиями.

3. Атеизм и неверие изменили свой вид. Сегодня феномен неверия воспринимается в большей степени как стиль жизни.

4. Религиозное безразличие или практический атеизм распространяется быстрыми темпами. Большая часть секуляризированного общества проживает вне какой-либо связи с религиями и ее ценностями. Стиль жизни "человека безразличного" можно охарактеризовать следующим образом: "возможно Бога нет, это даже и не важно, в любом случае, мы по нему не скучаем". Благосостояние и культура секуляризации являются причиной того, что совесть отчуждается от всякого рода нужд и желаний, которые бы не имели приходящий характер. Они снижают стремление к достижению трансцендентности за счет простых субъективных духовных потребностей, и бесконечного счастья за счет благосостояния и удовлетворения сексуальных потребностей.

5. Снижение количества прихожан, постоянно посещающих Церковь, особо отчетливо проявляется в секуляризированных обществах. Однако этот, безусловно, настораживающий факт, не означает роста уровня неверия. Он скорее указывает на деградацию формы веры: верование без принадлежности. Это явление можно назвать феноменом "деконфессиональности" "человека верующего" – человека, который отказывается принадлежать к какой-либо конфессии, и постоянно находится в бесконечном смятении гетерогенных движений. Часто подобные искания приводят его в секты и новые религиозные движения.

6. На Западе, где наука и современные технологии никогда не подавляли религиозной составляющей, но и не поддерживали ее, на лицо возникновение новых исканий, имеющих более духовной, нежели религиозную основу. Однако эти искания не являются возвратом к традиционной религиозной практике. Часто эти духовные проявления развиваются самостоятельно, без каких-либо связей с верой и моральными принципами, предлагаемыми Церковью.

7. На рассвете нового тысячелетия отмечается неприятие как воинственного атеизма, как и традиционной веры. Это неприятие секуляризированных западных культур ведет к отказу от традиционных верований и влияет как на религиозную практику, так и на приверженность доктринальным и нравственным составляющим веры.

Человек, которого мы называем "человек безразличный" никогда не перестает являться "человеком верующим", он лишь ищет новую и постоянно-меняющуюся религиозность. Анализ этого феномена напоминает калейдоскоп, где может произойти и одно и совершенно противоположное: с одной стороны – это люди, верующие, но не принадлежащие (к какой-либо конфессии – прим. переводчика), с другой – принадлежащие, но не разделяющие всю сущность веры, и не считающие себя обязанными соблюдать этические нормы веры. На самом деле, лишь Господь знает, что у человека на сердце, в котором незримо действует Божья благодать.

Я могу привести похожее описание доклада одной из групп епископов, которые каждые пять лет прибывают в Рим для молитв при гробнице св. Петра и Павла.

"Во многих частях западного мира, количество прихожан снижается, в то время как увеличивается количество людей, живущих так, словно Бог не существует, и людей, которых можно охарактеризовать как "верующих без принадлежности". Парадоксально, но приверженность атеизму также сильно падает и составляет около 1 или 2%. Такие теоретики атеизма как Ницше и Маркс уже потеряли свои позиции, а на замену им так никто и не пришел. Отмечается рост безразличия населения и спада аргументированных дебатов и диалога. Сейчас мы живем в культуре безразличия, и даже более того – культуре невежества.

Причины неверия: секуляризм и безразличие

Христианство занимает важное место в Европейском проекте. С одной стороны оно предоставляет философское, антропологическое и нравственное вдохновение. С другой, из-за различных культурных аспектов, христианство часто отодвигали на второй план или вообще исключали.

Недавняя история с Рокко Буттильоне показательна. Публичное высказывание им своих убеждений относительно брака и гомосексуализма привело к тому, что его кандидатура была отклонена на высокий пост в Европарламенте. Подобные действия показывают развитие разделения политической и общественной сферы на религиозную и секулярную.

Секуляризм является тенденцией, основанной на либерализме, вернее на побочном эффекте либерализма, требующего своего исправления. Мы уверены в том, что секуляризм никогда не вытеснит религию в мире, так как в глубине души каждый человек является верующим. Эмоциональность и индивидуализм, являющиеся одними из основных ценностей секуляризма, очень отчетливо иллюстрированы в культуре Нового Времени, характеризующейся отказом от непреходящих ценностей в угоду технологического прогресса и чувства благосостояния…

Секуляризм также означает и релятивизм, являющийся отрицанием Истины. Именно эта идеология и привела к безразличию и неверию, о которых я упоминал в самом начале разговора. Это поведение и привело к противостоянию социалистического правительства Испании и епископов Католической Церкви в вопросах, касающихся ценности жизни, семьи, абортов и бессмысленных гражданских браков между лицами одного пола.

Вот результат другого анализа:

"Сейчас на лицо тенденция считать агностицизм и скептический релятивизм философией и основополагающим поведением, отвечающим демократическим формами политической жизни. Людей, убежденных в своем видении истины и четко ее придерживающейся, считают ненадежными с демократической точки зрения, так как они не считают истиной точку зрения большинства… Следует четко отметить, что без подлинной истины, которая бы направляла и управляла политической деятельностью, идеи и убеждения могут легко стать предметом манипуляции в политических целях. История показывает, что демократия, лишенная ценностей, легко превращается в открытый или плохо скрываемый тоталитаризм" (“Centesimus Annus”, №41).

Мы лучше меня осведомлены об опасностях тоталитаризма, но и в Западной Европе фундаментальные духовные ценности стали жертвой секуляризма. Как результат, даже в таких традиционных христианских странах как Франция, Англия и Испания, иерархия ценностей была нарушена и Истина, Красота и Доброта были низведены ниже уровня индивидуальных, релятивизированных и социальных ценностей.

Идет активная поддержка главенствующей роли индивидуальности, но забывается истинная ценность человека. Теперь демократия считается ценностью, превосходящей Истину, а не средством для ее поддержки и защиты. Другим последствием утери христианской культуры является тот факт, что сейчас необходимо организовывать курсы христианства для студентов, изучающих искусство, с тем, чтобы они смогли в полной мере осознать великие шедевры и свою собственную христианскую культуру. Без этого невозможно полностью осознать подлинную ценность "Страсти св. Иоанна" Баха, "Мессию" Генделя, "Missa Solemnis" Бетховена и "Пиету" Микеланджело.

Но не следует сгущать краски! Секуляризм не секуляризация и не все, что не имеет отношения к религии, является злом. Трансцендентная реальность может вдохновлять нас различными способами! Даже атеист может по достоинству оценить произведения искусства. Это и есть отправной точкой сегодняшней евангелизации. На протяжении 2 000 лет святые ознаменовывали историю своим присутствием – одни из них развивали различные выражения христианской духовности, другие – оберегали наше библейское наследие, третьи – разрабатывали фундаментальные идеи относительно закона и ценностей, а четвертые являлись источником постоянного обновления, которое так характерно для европейской истории и ее культурного развития. Нашей задачей является следование по их пути, раскрывая истину о человечестве всем людям, и приобщая их к истинным ценностям, с тем, чтобы Европа могла вновь вернуться к своим корням.

Ответ Церкви: Новая евангелизация культуры

Евангелизация не должна оставаться в прошлом, а должна перетекать в следующее поколение. Для решения этой задачи, Папский совет по культуре выступает с поддержкой различных инициатив, направленных на евангелизацию культуры путем молитв, личного диалога, создания культурных центров и теологических институтов, способствования большей осведомленности о христианской антропологии, поддержки ценностей семьи и жизни, верной христианской формации посредством "via pulchritudinis", евангелического использования христианского наследия, современного языка, равно как и поддержки паломничеств и связанных с ними сопутствующих вопросов.

Евангелизация культуры нацелена на проникновение Евангелия в жизни людей современного общества. Пастырская практика должна предпринимать задачу формирования христианского мышления в повседневной жизни ("Ecclesia in Europa", № 58). Эта евангелизация носит подготовительный характер, она своего рода подготовительная евангелизация.

Если главной проблемой является безразличие, то перед нами стоит задача привлечения внимания населения. Определяя ключевые моменты для провозглашения Евангелия и дальнейшего следованиям им, евангелизация культуры обладает повторяющимися темами, идеями и методами, тремя из которых я бы хотел с вами поделиться.

Христианские культурные центры

Сближение веры и культуры, Евангелия и повседневной жизни, провозглашения Послания и практического атеизма множества людей современного времени является важнейшим аспектом деятельности христианских культурных центров, которые я считаю крайне важными элементами евангелизации. Основываясь на учении Церкви, эти центры предоставляют возможность укрепления местных культурных традиций, отвечая нуждам и ожиданиями конкретных общин. Само понятие "христианский культурный центр" следует понимать в широком смысле, отражая большое многообразие культурных ситуаций в различных странах мира, где разнообразные интересы и инициативы отвечают местным нуждам в соответствии с поместными культурными и социальными традициями.

Четвертый свод рекомендаций для католических культурных центров, опубликованный Папским советом по культуре, имел своей целью способствовать более тесному общению и эффективному сотрудничеству между подобными центрами, академиями, институтами культурной формации в различных сферах их деятельности как то теологическая, научная, образовательная или сфера искусства. Сотрудничество в таких областях как культурные тенденции, ценности, межкультурный и межрелигиозный диалог, наука и искусство следует развивать путем организации дебатов, встреч, семинаров, публикаций, культурных мероприятий, выставок и прочих инициатив.

Несмотря на все свое многообразие, эти центры имеют одну общую черту: их культурные инициативы отражают их постоянную озабоченность взаимоотношениями веры и культуры. Развитие этих взаимоотношений происходит через диалог, научные исследования, личную формацию и поддержку культуры, которую вдохновляет вера и делает ее плодотворной, живой и динамичной. Католические культурные центры (что вполне может быть применимо и к православным и христианским культурным центрам) являются общественными форумами, где люди встречаются, размышляют, изучают, обмениваются идеями и развивают диалог между верой и культурами. В глобальном смысле, эти центры представляют католикам и всем заинтересованным людям культурные возможности для установления контактов и диалога относительно мира и истории, религии и культуры. Именно эти контакты помогают разглядеть истинные ценности и пролить новый свет на существование и подлинный смысл жизни.

Следует иметь в виду и два других аспекта христианских культурных центров: их сети и их публикации. Папский совет по культуре уже организовал несколько плодотворных встреч этих центров в различных культурных регионах: во Франции, Германии, Италии, Ливане, Румынии, Мексике, Чили и Бразилии. Опыт этих встреч был заметно обогащен участниками, прибывшими для взаимного обогащения и обменами различными новыми творческими программами и проектами для этих центров. Совместно с Епископской конференций Италии мы выпустили "Vademecum", направленный на оказание помощи людям в осознании точек зрения культурных центров.

Я бы хотел привести три конкретных примера христианских культурных центров. Первый – Centre de musique sacrée de Sainte-Anne-d'Auray во Франции. Он был учрежден в 1996 году как средство культурного общения между государством, Церковью и артистами. Сочетание теологии, литургии, музыки и культурного образования стало доступным для широкой публики, оберегая тем самым культурное и литургическое наследие Франции. Задача сохранения культурного наследия несет в своей основе поддержку и защиту основополагающих ценностей. Достоевский отмечал , что "красота спасет мир", а руководитель данного института считает, что текущей задачей является сохранение этой красоты.

Вторым примером я считаю Центр углубленных исследований веры и культуры. В задачи этого образовательного института входит организация курсов теологии, предоставление пространства для проведения этих исследований на профессиональном уровне и способствование тесному взаимодействию между Евангелием и культурой. Кроме публикаций, они организуют конференции, с тем, чтобы их исследования важнейших аспектов современных культур были доступны широкой публике. Темой их недавней конференции была "Вера, страх и безразличие". Я бы с удовольствие выслушал информацию о деятельности Православной Церкви в этом направлении: что делают центры теологического образования для мирян в России, Беларуси и Украине для преодоления пропасти между верой и культурой?

Третьим примером является Духовная библиотека в Москве. Вот уже 15 лет этот христианский культурный центр занимается публикацией работ христианского культурного толка, как Католической так и Православной Церкви. Публикация этих материалов на русском языке позволяет жителям не только России, но и зарубежных стран, получить представление о христианских убеждениях относительно человека и Бога и оценить важные произведения теологии и духовности.

Благодаря поддержке Его Высокопреосвященства Митрополита Филарета, главы Синодальной теологической комиссии Русской Православной Церкви и поддержке Католической Церкви, этот центр предоставляет христианству возможность распространения своего послания посредством культуры, литературы, встреч и через глобальную сеть распространителей, тем самым поддерживая христианскую совесть, лежащую в основе общества, и внося свой вклад в созидание общества, основой которого является Любовь.

"Agnuz"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама