Приводим вашему вниманию выдержки из выступления кардинала Поля Пупара, президента Папского совета по культуре, в Теологическом институте св. Кирилла и Мефодия Минска.
* * *
Христианство и вызовы секуляризма, неверие и религиозное безразличие
Ваше Высокопреосвященство Митрополит Филарет,
Преподобные отцы
Почетные гости
Дамы и господа,
. . .
Новые лики неверия
Ранее в этом году я призвал членов и консультантов Папского совета по культуре к размышлениям, направленным на ответ вызовам неверия и религиозного безразличия. Мы начали свою работу с составления карты и анализа неверия в современном мире.
Позвольте мне поделиться с вами выводами, полученными в результате нашей работы:
1. В мировом масштабе уровень неверия в мире не увеличивается. Этот феномен более всего отчетливо прослеживается в странах Запада. Культурная модель, способствующая неверию, распространяется благодаря глобализации и влияет на другие культуры мира, постепенно вытесняя из них их религиозность.
2. Воинственный атеизм отступает и уже не оказывает определяющего воздействия на общественную жизнь, за исключением тех режимов, где у власти по-прежнему находятся представители атеистических политических систем. Однако, отмечается распространение некой культуры враждебности по отношению к религиями.
3. Атеизм и неверие изменили свой вид. Сегодня феномен неверия воспринимается в большей степени как стиль жизни.
4. Религиозное безразличие или практический атеизм распространяется быстрыми темпами. Большая часть секуляризированного общества проживает вне какой-либо связи с религиями и ее ценностями. Стиль жизни "человека безразличного" можно охарактеризовать следующим образом: "возможно Бога нет, это даже и не важно, в любом случае, мы по нему не скучаем". Благосостояние и культура секуляризации являются причиной того, что совесть отчуждается от всякого рода нужд и желаний, которые бы не имели приходящий характер. Они снижают стремление к достижению трансцендентности за счет простых субъективных духовных потребностей, и бесконечного счастья за счет благосостояния и удовлетворения сексуальных потребностей.
5. Снижение количества прихожан, постоянно посещающих Церковь, особо отчетливо проявляется в секуляризированных обществах. Однако этот, безусловно, настораживающий факт, не означает роста уровня неверия. Он скорее указывает на деградацию формы веры: верование без принадлежности. Это явление можно назвать феноменом "деконфессиональности" "человека верующего" – человека, который отказывается принадлежать к какой-либо конфессии, и постоянно находится в бесконечном смятении гетерогенных движений. Часто подобные искания приводят его в секты и новые религиозные движения.
6. На Западе, где наука и современные технологии никогда не подавляли религиозной составляющей, но и не поддерживали ее, на лицо возникновение новых исканий, имеющих более духовной, нежели религиозную основу. Однако эти искания не являются возвратом к традиционной религиозной практике. Часто эти духовные проявления развиваются самостоятельно, без каких-либо связей с верой и моральными принципами, предлагаемыми Церковью.
7. На рассвете нового тысячелетия отмечается неприятие как воинственного атеизма, как и традиционной веры. Это неприятие секуляризированных западных культур ведет к отказу от традиционных верований и влияет как на религиозную практику, так и на приверженность доктринальным и нравственным составляющим веры.
Человек, которого мы называем "человек безразличный" никогда не перестает являться "человеком верующим", он лишь ищет новую и постоянно-меняющуюся религиозность. Анализ этого феномена напоминает калейдоскоп, где может произойти и одно и совершенно противоположное: с одной стороны – это люди, верующие, но не принадлежащие (к какой-либо конфессии – прим. переводчика), с другой – принадлежащие, но не разделяющие всю сущность веры, и не считающие себя обязанными соблюдать этические нормы веры. На самом деле, лишь Господь знает, что у человека на сердце, в котором незримо действует Божья благодать.
Я могу привести похожее описание доклада одной из групп епископов, которые каждые пять лет прибывают в Рим для молитв при гробнице св. Петра и Павла.
"Во многих частях западного мира, количество прихожан снижается, в то время как увеличивается количество людей, живущих так, словно Бог не существует, и людей, которых можно охарактеризовать как "верующих без принадлежности". Парадоксально, но приверженность атеизму также сильно падает и составляет около 1 или 2%. Такие теоретики атеизма как Ницше и Маркс уже потеряли свои позиции, а на замену им так никто и не пришел. Отмечается рост безразличия населения и спада аргументированных дебатов и диалога. Сейчас мы живем в культуре безразличия, и даже более того – культуре невежества.
Причины неверия: секуляризм и безразличие
Христианство занимает важное место в Европейском проекте. С одной стороны оно предоставляет философское, антропологическое и нравственное вдохновение. С другой, из-за различных культурных аспектов, христианство часто отодвигали на второй план или вообще исключали.
Недавняя история с Рокко Буттильоне показательна. Публичное высказывание им своих убеждений относительно брака и гомосексуализма привело к тому, что его кандидатура была отклонена на высокий пост в Европарламенте. Подобные действия показывают развитие разделения политической и общественной сферы на религиозную и секулярную.
Секуляризм является тенденцией, основанной на либерализме, вернее на побочном эффекте либерализма, требующего своего исправления. Мы уверены в том, что секуляризм никогда не вытеснит религию в мире, так как в глубине души каждый человек является верующим. Эмоциональность и индивидуализм, являющиеся одними из основных ценностей секуляризма, очень отчетливо иллюстрированы в культуре Нового Времени, характеризующейся отказом от непреходящих ценностей в угоду технологического прогресса и чувства благосостояния…
Секуляризм также означает и релятивизм, являющийся отрицанием Истины. Именно эта идеология и привела к безразличию и неверию, о которых я упоминал в самом начале разговора. Это поведение и привело к противостоянию социалистического правительства Испании и епископов Католической Церкви в вопросах, касающихся ценности жизни, семьи, абортов и бессмысленных гражданских браков между лицами одного пола.
Вот результат другого анализа:
"Сейчас на лицо тенденция считать агностицизм и скептический релятивизм философией и основополагающим поведением, отвечающим демократическим формами политической жизни. Людей, убежденных в своем видении истины и четко ее придерживающейся, считают ненадежными с демократической точки зрения, так как они не считают истиной точку зрения большинства… Следует четко отметить, что без подлинной истины, которая бы направляла и управляла политической деятельностью, идеи и убеждения могут легко стать предметом манипуляции в политических целях. История показывает, что демократия, лишенная ценностей, легко превращается в открытый или плохо скрываемый тоталитаризм" (“Centesimus Annus”, №41).
Мы лучше меня осведомлены об опасностях тоталитаризма, но и в Западной Европе фундаментальные духовные ценности стали жертвой секуляризма. Как результат, даже в таких традиционных христианских странах как Франция, Англия и Испания, иерархия ценностей была нарушена и Истина, Красота и Доброта были низведены ниже уровня индивидуальных, релятивизированных и социальных ценностей.
Идет активная поддержка главенствующей роли индивидуальности, но забывается истинная ценность человека. Теперь демократия считается ценностью, превосходящей Истину, а не средством для ее поддержки и защиты. Другим последствием утери христианской культуры является тот факт, что сейчас необходимо организовывать курсы христианства для студентов, изучающих искусство, с тем, чтобы они смогли в полной мере осознать великие шедевры и свою собственную христианскую культуру. Без этого невозможно полностью осознать подлинную ценность "Страсти св. Иоанна" Баха, "Мессию" Генделя, "Missa Solemnis" Бетховена и "Пиету" Микеланджело.
Но не следует сгущать краски! Секуляризм не секуляризация и не все, что не имеет отношения к религии, является злом. Трансцендентная реальность может вдохновлять нас различными способами! Даже атеист может по достоинству оценить произведения искусства. Это и есть отправной точкой сегодняшней евангелизации. На протяжении 2 000 лет святые ознаменовывали историю своим присутствием – одни из них развивали различные выражения христианской духовности, другие – оберегали наше библейское наследие, третьи – разрабатывали фундаментальные идеи относительно закона и ценностей, а четвертые являлись источником постоянного обновления, которое так характерно для европейской истории и ее культурного развития. Нашей задачей является следование по их пути, раскрывая истину о человечестве всем людям, и приобщая их к истинным ценностям, с тем, чтобы Европа могла вновь вернуться к своим корням.
Ответ Церкви: Новая евангелизация культуры
Евангелизация не должна оставаться в прошлом, а должна перетекать в следующее поколение. Для решения этой задачи, Папский совет по культуре выступает с поддержкой различных инициатив, направленных на евангелизацию культуры путем молитв, личного диалога, создания культурных центров и теологических институтов, способствования большей осведомленности о христианской антропологии, поддержки ценностей семьи и жизни, верной христианской формации посредством "via pulchritudinis", евангелического использования христианского наследия, современного языка, равно как и поддержки паломничеств и связанных с ними сопутствующих вопросов.
Евангелизация культуры нацелена на проникновение Евангелия в жизни людей современного общества. Пастырская практика должна предпринимать задачу формирования христианского мышления в повседневной жизни ("Ecclesia in Europa", № 58). Эта евангелизация носит подготовительный характер, она своего рода подготовительная евангелизация.
Если главной проблемой является безразличие, то перед нами стоит задача привлечения внимания населения. Определяя ключевые моменты для провозглашения Евангелия и дальнейшего следованиям им, евангелизация культуры обладает повторяющимися темами, идеями и методами, тремя из которых я бы хотел с вами поделиться.
Христианские культурные центры
Сближение веры и культуры, Евангелия и повседневной жизни, провозглашения Послания и практического атеизма множества людей современного времени является важнейшим аспектом деятельности христианских культурных центров, которые я считаю крайне важными элементами евангелизации. Основываясь на учении Церкви, эти центры предоставляют возможность укрепления местных культурных традиций, отвечая нуждам и ожиданиями конкретных общин. Само понятие "христианский культурный центр" следует понимать в широком смысле, отражая большое многообразие культурных ситуаций в различных странах мира, где разнообразные интересы и инициативы отвечают местным нуждам в соответствии с поместными культурными и социальными традициями.
Четвертый свод рекомендаций для католических культурных центров, опубликованный Папским советом по культуре, имел своей целью способствовать более тесному общению и эффективному сотрудничеству между подобными центрами, академиями, институтами культурной формации в различных сферах их деятельности как то теологическая, научная, образовательная или сфера искусства. Сотрудничество в таких областях как культурные тенденции, ценности, межкультурный и межрелигиозный диалог, наука и искусство следует развивать путем организации дебатов, встреч, семинаров, публикаций, культурных мероприятий, выставок и прочих инициатив.
Несмотря на все свое многообразие, эти центры имеют одну общую черту: их культурные инициативы отражают их постоянную озабоченность взаимоотношениями веры и культуры. Развитие этих взаимоотношений происходит через диалог, научные исследования, личную формацию и поддержку культуры, которую вдохновляет вера и делает ее плодотворной, живой и динамичной. Католические культурные центры (что вполне может быть применимо и к православным и христианским культурным центрам) являются общественными форумами, где люди встречаются, размышляют, изучают, обмениваются идеями и развивают диалог между верой и культурами. В глобальном смысле, эти центры представляют католикам и всем заинтересованным людям культурные возможности для установления контактов и диалога относительно мира и истории, религии и культуры. Именно эти контакты помогают разглядеть истинные ценности и пролить новый свет на существование и подлинный смысл жизни.
Следует иметь в виду и два других аспекта христианских культурных центров: их сети и их публикации. Папский совет по культуре уже организовал несколько плодотворных встреч этих центров в различных культурных регионах: во Франции, Германии, Италии, Ливане, Румынии, Мексике, Чили и Бразилии. Опыт этих встреч был заметно обогащен участниками, прибывшими для взаимного обогащения и обменами различными новыми творческими программами и проектами для этих центров. Совместно с Епископской конференций Италии мы выпустили "Vademecum", направленный на оказание помощи людям в осознании точек зрения культурных центров.
Я бы хотел привести три конкретных примера христианских культурных центров. Первый – Centre de musique sacrée de Sainte-Anne-d'Auray во Франции. Он был учрежден в 1996 году как средство культурного общения между государством, Церковью и артистами. Сочетание теологии, литургии, музыки и культурного образования стало доступным для широкой публики, оберегая тем самым культурное и литургическое наследие Франции. Задача сохранения культурного наследия несет в своей основе поддержку и защиту основополагающих ценностей. Достоевский отмечал , что "красота спасет мир", а руководитель данного института считает, что текущей задачей является сохранение этой красоты.
Вторым примером я считаю Центр углубленных исследований веры и культуры. В задачи этого образовательного института входит организация курсов теологии, предоставление пространства для проведения этих исследований на профессиональном уровне и способствование тесному взаимодействию между Евангелием и культурой. Кроме публикаций, они организуют конференции, с тем, чтобы их исследования важнейших аспектов современных культур были доступны широкой публике. Темой их недавней конференции была "Вера, страх и безразличие". Я бы с удовольствие выслушал информацию о деятельности Православной Церкви в этом направлении: что делают центры теологического образования для мирян в России, Беларуси и Украине для преодоления пропасти между верой и культурой?
Третьим примером является Духовная библиотека в Москве. Вот уже 15 лет этот христианский культурный центр занимается публикацией работ христианского культурного толка, как Католической так и Православной Церкви. Публикация этих материалов на русском языке позволяет жителям не только России, но и зарубежных стран, получить представление о христианских убеждениях относительно человека и Бога и оценить важные произведения теологии и духовности.
Благодаря поддержке Его Высокопреосвященства Митрополита Филарета, главы Синодальной теологической комиссии Русской Православной Церкви и поддержке Католической Церкви, этот центр предоставляет христианству возможность распространения своего послания посредством культуры, литературы, встреч и через глобальную сеть распространителей, тем самым поддерживая христианскую совесть, лежащую в основе общества, и внося свой вклад в созидание общества, основой которого является Любовь.