На фоне недавно принятого Госдумой закона о передаче церкви принадлежащих ей до революции зданий в Ростове вновь разгорается тихая война за памятник федерального значения — монастырь Сурб-Хач. "Святой камень" (с арм.) стал камнем преткновения в имущественном споре церковников и музейщиков.
***
Как камень преткновения
ПОСТРОЕННЫЙ в 1783 году, Сурб-Хач в 1960-м чудом избежал сноса — отстоять его удалось лишь благодаря заступничеству нахичеванца Мартироса Сарьяна, а также созвучной духу времени идее: открыть в стенах монастыря Музей русско-армянской дружбы. В 72-м так и случилось, однако теперь церковь настаивает на изгнании музея из стен храма.
***
Музеи вместо церкви
- МУЗЕЙ в Сурб-Хаче открыли только затем, чтобы сохранить церковь, убежден настоятель церкви Сурб-Карапет Тертатеос. — Каждый наш храм имеет свое имя, своего святого и свои праздники: разве верующие не имеют права их отмечать? В Ростове большая армянская диаспора, а церковь одна, и из-за того, что находится при кладбище, мало кто хочет здесь венчаться.
- Сурб-Хач — городской памятник XVIII века, а мы хотим довести его до уровня рядовой церкви! — возражает заведующая музеем Светлана Мелконян. Нельзя забывать, что в 18-м веке сознание было теологическим, все объекты культуры создавались под эгидой церкви, и, строя этот храм, Иосиф Аргутинский ставил перед собой не только религиозные, но и культурно-просветительские цели. А те, кто пришел к нам сегодня, приносят только идеологию моления. Этнография и быт донских армян от них далеки...
В фонде Сурб-Хача сегодня больше 10 тысяч самых разных экспонатов, среди которых хачкар VI века, личные вещи Мартироса Сарьяна, Мариэтты Шагинян, Микаэла Налбандяна. Выставить такую огромную экспозицию у себя Краеведческий музей, филиалом которого является Сурб-Хач, не в силах: самим тесно.
***
Церкви вместо музеев
- А МЕЖДУ тем вытеснение музеев происходит сплошь и рядом, — сокрушается замдиректора Краеведческого музея Ольга Литвиненко. — Сократили зарубежный отдел Музея ИЗО, на месте Музея интернациональной дружбы ресторан... Всего-то и осталось в городе три музея, включая Сурб-Хач. Для нашего миллионного Ростова такое мизерное количество просто непростительно.
Два года назад компромисс вроде бы был найден: администрация области пообещала поддержать просьбу религиозной общины о передаче Сурб-Хача, если та в свою очередь изыщет средства на здание для музея. В конце концов именно за счет государственных денег Сурб-Хач был отреставрирован в 60-х и поддерживается сейчас. Однако, подтверждая на бумаге свою готовность финансировать музейное дело, духовенство последний год отмалчивается, ожидая, что вопрос решится и без капиталовложений в ненужное им предприятие.
- Необходим паритет культуры и религии, а государство снова впадает в крайности, — уверен председатель Фонда по поддержке Сурб-Хача доктор экономических наук Сергей Григорян. — Пользуясь ситуацией, церковь ведет агрессивную экспансию — любой ценой завладеть монастырем.
- Здание музея будет строиться, — успокаивает исполнительный директор Ново-Нахичеванской-на-Дону армянской общины Рафаэль Закарян. — есть документ о его проекте. На чьи деньги? Не могу сказать точно. Да и никто, видимо, не скажет... Но в храме музею не место.
Кстати, несколько лет назад музейщики разделили территорию храма с выходными богослужениями григориан-цев. А в январе на средства местного мецената в Нахичевани начнется скорое строительство нового григорианского храма — Сурб-Лусаворича. Армянских церквей станет три. А музеев?
19.01.2005
Источник: АиФ на Дону