Живущий с 1959 года в изгнании в индийском городе Дхармасала 69-летний духовный глава буддистов мира и религиозный лидер Тибета далайлама XIV Агван Лобсан Тенцзин Гятсо в конце ноября уходящего года, после больших сложностей с получением разрешения на въезд, все же посетил Россию.
Среди сопровождавших почетного гостя – от самого начала визита до его завершения – был человек, не значившийся в официальных списках – Павел СВИРИДОВ, профессиональный астролог, создатель и руководитель Фонда темпоральных исследований, анализа и прогноза. Кроме того – полковник в отставке, специалист в области public relations силовых структур. (Работал в Германии, Китае, США и других странах. Владеет китайским, английским, немецким языками.) Мы попросили Павла Свиридова поделиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.
– Павел, вы можете так сказать: "Я был в ближнем круге далай-ламы"?
– Это звучит амбициозно и, наверное, неправильно. Я просто ездил в джипе охраны, фотографировал. То есть постоянно был где-то рядом. Я вместе с ним и его ближним кругом обедал. Но, поскольку расписание визита было очень плотным, далай-лама отвлекаться от протокола на досужие разговоры не мог. Если я находил удобную минуту, то задавал ему вопрос.
Мне показалось, что постепенно далай-лама стал меня выделять среди других. Старался не надоедать. Когда Его Святейшество фотографировался с представителями принимающей стороны, он вдруг усадил меня рядом с собой и взял за руку, что позволял себе далеко не с каждым и что, разумеется, меня очень взволновало…
– Еще бы! Столько людей мечтают о том, чтобы прикоснуться хотя бы к святейшим одеждам. Что вы ощущали?
– Это очень странно, но у меня воспалились глаза. Можно объяснить это работой в сложных погодных условиях, но я верю в биоэнергетику и знаю, что это сигнал о том, что человеку нужно менять мировоззрение. Я провел в обществе далай-ламы довольно много времени и понял, что стал другим.
– Какое впечатление на вас произвел далай-лама?
– Он меня поразил как человек. Невероятно прост в общении, скромен и с величайшим уважением относится к другим людям. В нем ощущается удивительная молодость души. И в то же время он многолик. Когда перед началом службы в главном буддийском храме Калмыкии – Элистинском хурул Сякюсн-сюмэ – он вошел в храм, сразу в нем почувствовалось властное начало. Что-то кому-то сказал, что-то подправил в порядке… И стало ясно, что это не просто добрый дедушка, который учит других, а человек, знающий свое дело.
– А поразило ли вас что-то в далай-ламе с точки зрения мировоззренческой?
– Однажды на одной из встреч он вдруг сказал: "Я, наверное, самый большой атеист на Земле". – "Вы, глава мирового буддизма, религиозный лидер – и атеист?" – переспросил я. Он ответил, что буддизм не предполагает существования на небе кого-то, кто правит миром и контролирует его. Буддизм верит в творческое саморазвитие и самосовершенствование человека. Если человек становится светлым – и в мире становится светлее.
– Значит, для далай-ламы не существует Некто, создавший наш мир, – тот, кого мы называем Богом?
– Я пытался спросить об этом, но натыкался на вежливый уход от ответа. "Читайте мои книги", – вежливо говорил он.
– Говорили ли вы с далай-ламой об астрологии? Ведь вы – профессиональный астролог.
– Я попытался уточнить, когда он родился. Но далай-лама снова мягко ушел от ответа. Понятна его осторожность – сейчас кто только не называет себя астрологом и вторгается на священные территории. И вообще: чтобы понять буддизм, нельзя просто "надкусывать яблоко" – нужно все яблоко съесть. Чтобы получить некое сокровенное знание, ты должен быть к этому готов.
– Но известно, что когда Далай-лама умирает, монахи ищут его воплощение в маленьких мальчиках и отбирают из них претендента в ламы. Обращаются ли в этом случае к его гороскопу?
– Конечно! Далай-ламой может стать только особый человек, у которого в гороскопе существует большое количество аспектов, называемых в астрологии "квинтильной группой". Для того чтобы попасть, так сказать, в "вектор истории" и управлять большими потоками энергии, то есть людьми, информацией, знаниями, эти аспекты просто необходимы. Они складываются в определенную конфигурацию и свидетельствуют о наличии у личности особых творческих данных. Присутствие "квинтильной группы" в натальной карте и ряд других факторов говорят о том, что человек по рождению предрасположен к высокой степени духовного просвещения и допущен к каким-то системам управления миром. Такие люди являются как бы "посвященными по рождению". Они способны учить и благотворно воздействовать на других.
Кстати, хоть далай-лама и не ответил на мой вопрос о точном времени рождения, но дата его известна, он – Рак по рождению. Его нашли в двухлетнем возрасте, когда умер его предшественник – 13-й далай-лама. Он показывал свои пять пальцев и объяснял: "Большой палец – это я, далай-лама, духовный лидер буддистов. Я стал таким, потому что я – посвященный монах (указывал на второй палец). Я стал посвященным монахом, потому что я – буддист (третий палец). Я стал буддистом, потому что я – тибетец (четвертый палец). А до осознания того, что я – тибетец, был просто человеком (пятый палец)".
Потом пояснял: "Вот спросите у ребенка от 2 до 4 лет, который только начинает понимать мир: "Ты русский, немец, еврей, китаец?" Он не может ответить, потому что не знает, не понимает, что это такое. Так вот самый основной, базовый уровень – это просто человек. А те, кто выступает за приоритет какой-либо религии, игнорируют базовый уровень. Те, кто выступает за приоритет какой-то национальности, совершают то же самое. Надо любить просто человека и идти в своих воззрениях от его взглядов, потребностей, благополучия. Такая философия дает успех в любом деле".
– А как далай-лама рассматривает свое пребывание в святейшей "должности" главы буддистов мира?
– Как служение, как полное отсутствие свободы. По сути, далай-лама – духовный узник. Он сказал мне: "Родину я потерял в 9 лет, когда вынужден был бежать из Тибета в период захвата его китайцами, а свободу – в 16 лет, когда стал далай-ламой. Ради высокой цели я перестал принадлежать себе".
Я задал ему провокационный вопрос: "Чем бы вы занимались в жизни, если бы не стали далай-ламой?" Он ответил: "Инженером. У меня на удивление мастеровитые руки, и мне доставляет большое удовольствие починить что-то своими руками – часы, механизм, стол… Однажды ко мне приехал корреспондент, и у него поломалась камера, он был в отчаянии. Но, к моему и его величайшему изумлению, я камеру починил". Я спросил его: "А как вы оцениваете то, что именно вы стали далай-ламой, взошли на вершину пирамиды и стали высшим духовным лицом?" Он улыбнулся и ответил: "Я сам удивляюсь, как простой мальчишка из деревни – и стал далай-ламой!"
– А какие еще вопросы задавали далай-ламе журналисты и люди, его принимавшие?
– Например, о марксизме. Он ответил, что поддерживает марксизм как философское учение и считает, что у него большое будущее. Потом добавил: "Советский Союз имел огромный потенциал, пока его руководители не начали замешивать марксизм на страхе. С этого момента идея начала разрушаться и терять свое прогрессивное значение". Но если идти от человека, от его интересов, марксизм – стройная и разумная философия.
– Много ли сановного народу пыталось пробиться к далай-ламе?
– Разумеется, многие хотели с ним поздороваться лично, прикоснуться: "А вот это наш уважаемый генерал, а это его жена. А можно с вами…" Проявляли себя и депутаты. Например, господин Митрофанов заявил: "Я курирую в Госдуме вопросы, связанные с космонавтикой. Как вы относитесь к идее запустить монаха или вас, далай-ламу, в космос, чтобы над Землей совершить мантру. Это возможно?" Далай-лама ответил: "Теоретически – да, практически – нет. Когда я был маленьким, мне отец рассказывал такую вещь. Однажды он увидел, как высоко на горе лама творит молитву. И тут же он увидел того же ламу, который медитировал на вершине уже другой горы. Для того чтобы творить молитву над миром и общаться с Богом, не надо садиться в космический корабль и подниматься с ревом на орбиту. Молитве не нужна вся эта механика".
– Что вас еще поразило в этом визите?
– Необычайный духовный подъем всех калмыков, вышедших на улицы города. Они терпеливо стояли на холоде, мерзли, но не уходили. Даже в морозе они видели доброе предзнаменование, пели и радовались как дети. А далай-лама настоял на том, чтобы в автомобиле, который вез его по улицам Элисты, были открыты окна, вопреки всем правилам безопасности. Он хотел видеть лица людей. И я с трудом могу представить его на шикарном "Мерседесе" с охраной, летящем на бешеной скорости и распугивающем людей. Он просил, чтобы скорость машины была не более 15 км в час.
– Говорил ли что-нибудь далай-лама про Россию?
– Он сказал, что верит в великое будущее России и с большим вниманием относится к тем переменам, которые происходят у нас. Но был в комментариях чрезвычайно сдержан.
СПРАВКА "ВМ"
Буддийская сангха России признана в качестве одной из четырех традиционных религий РФ. Основными регионами распространения буддизма считаются Бурятия, Калмыкия и Тыва. В настоящий момент в РФ действует около 200 буддийских общин, а число последователей буддизма приближается к 1,5 млн. чел.
Источник: Вечерняя Москва