ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Панк во Христе"

Социальный протест может привести к вере

Петр Силаев :: 21 января 2005

 

Недавно вышедшая книга диакона Андрея Кураева "Рок и миссионерство" подняла довольно интересный и во многом насущный вопрос: возможно ли взаимодействие традиционной религии и современных молодежных движений? Проблема поднята только сейчас, но уже много лет представители духовенства пытаются как-то это взаимодействие наладить, постоянно встречая на своем пути огромное количество возражений.

Многие верующие убеждены, что молодежное движение и субкультура равнозначны "сатанизму". Уверен, переубедить их будет сложно даже Андрею Кураеву. Его выводы основываются на опыте личного общения с некоторыми представителями отечественной рок-сцены. В связи с этим складывается впечатление, что он воспринимает музыкальную культуру лишь в контексте личного выбора того или иного музыканта, будто хочет сказать: "Посмотрите, и в роке есть наши люди!" При этом очевидно, что за молодежным движением не остается права на культурную самобытность, ее можно воспринимать лишь как новое поле миссионерской деятельности.

В связи с этим хочется заметить, что на Западе проблемы взаимоотношений религии и современной музыки вообще не существует. Тысячи коллективов позиционируют свою религиозность, среди них огромное число и христианских рок-групп. Интересно, что более половины составляют группы одного направления, а именно панк. Христианский панк на данный момент – мощное культурное движение, во многом определяющее настроения на всем мировом пространстве сцены. Может возникнуть вопрос, как члены движения, прочно ассоциирующегося в общественном сознании с нигилизмом, вандализмом и алкоголизмом, могли прийти к христианству. Ответ следует искать в его истории.

Панк возник в конце 1970-х годов как яркое контркультурное движение в английском обществе. С самого начала он поставил себя в активную оппозицию окружающему миру. Основным отличительным признаком панка был некий бескомпромиссный революционный задор, заметно отличавший его от предыдущих молодежных движений, где была сильна тенденция пассивного ухода от реальности, параллельного существования с Системой. Панк – идейный нигилист того времени – всем своим поведением, внешним видом, своей музыкой плевал в лицо машине власти и контроля. Контроль осуществляется не только на физическом, но и на духовном уровне, человек – пешка в руках политиков и принадлежащих им масс-медиа, формирующих общественное мнение. Выход – тотально пересмотреть систему ценностей, сделать своими приоритетами и идеалами вещи, абсолютно противоположные общепринятым. Надо стать диаметрально другим.

Исходя из этого сформировались принципы "панка-77" (раннего панка). Ими стали пренебрежение общественной моралью (зачастую выражавшееся в показной аморальности), резкое отрицание всех форм государственного, идейного, религиозного контроля, отказ от карьеры и благополучия (переходящий в ведение жизни бомжа), старый призыв сознательно "умереть молодым" (чаще всего от наркотиков). В свое время битничество было элитарным уходом из мира, панк стал бунтом против него среднего класса.

Однако с начала 1980-х годов ситуация изменилась. Для многих представителей движения стало очевидно, что подобные действия не наносят системе мирового порядка ожидаемого урона. Люди просто спивались, умирали от передозировки. Саморазрушение оказалось не самым удачным путем духовной революции. В среде американских панков росло убеждение, что действительное противостояние возможно лишь тогда, когда ты можешь предъявить миру некую ответную культуру, которая станет твоим оружием в борьбе с ним. Нигилизм и отрицание должно стать позитивным.

Такие настроения сформировали новое ответвление панка – хардкор-культуру. К предшествовавшим идеалам нестяжания, асоциальности, нонконформизма прибавились запреты на алкоголь, наркотики, беспорядочный секс, даже курение. Обычным стало участие в различных "самодеятельных" социальных программах (вроде акций бесплатной раздачи пищи неимущим), организация антивоенных, экологических и социальных пикетов, демонстраций. Сама музыка заметно изменилась: ритм и темп ускорились, тексты зачастую стали напоминать набор лозунгов. Произошли и духовные изменения. А именно: чтобы действительно противоcтоять духу времени, надо проявлять любовь и сострадание, укреплять дружеские взаимоотношения, заботиться о будущем планеты и человечества. И еще – верить в добро и справедливость.

"Не удивительно, что мир вас ненавидит, он бы возвысил вас, если бы вы были его. Но как он ненавидит Христа, так он ненавидит и следующих за Ним" – вольный перевод фразы из песни панк-группы Strongarm говорит о том, что с некоторого момента понятие вечного врага в лице Системы в умах некоторых меняется на религиозное понятие Мир.

В начале 1990-х годов на хардкор-сцене появилось христианство. Его расцветом можно считать середину 90-х, именно тогда образовалось большинство известных панк-команд, открыто называвших проповедь идей христианства главной целью своего существования. За это дело они взялись со всей присущей панкам энергичностью и бескомпромиссностью, за что заслужили от своих товарищей-атеистов ярлык "религиозных фанатиков". Основные разногласия были связаны с концепцией "pro-life" – движения против абортов (панки-атеисты придерживаются принципа "pro-choice" – за свободу выбора матери), с выступлениями против контрацепции и против гомосексуализма. Среди многих панков были распространены фундаменталистские настроения, что зачастую тоже вызывало негодование.

Со временем движение христианского панка стало набирать обороты. Ныне по всему миру существуют сотни конфессиональных панк-групп и пропорциональное количество их почитателей. Среди них есть баптисты, пятидесятники, англикане и католики. На сайтах в интернете ведутся оживленные богословские дискуссии, свидетельствующие, что христианство для них вовсе не увлечение юности.

Существует ли христианский панк в России? Один из представителей самого раннего доперестроечного "сибирского панка" лидер группы "Инструкция по выживанию" Роман Неумоев уже довольно долго декларирует свою принадлежность к православию. Большинство последних песен Неумоева посвящены изложению его религиозных взглядов. Похожая эволюция произошла и с суперзвездой российского рока Константином Кинчевым, лидером группы "Алиса".

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама