ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Самопальные обряды"

В церкви надо молиться, а не дурью маяться

Александр Маринин :: 24 января 2005

Есть отдельные индивидуумы, считающие себя православными верующими, которые уверены в том, что понимают в религии больше самих священников. Они самолично отсчитают количество земных поклонов, что надо положить по случаю получения квартальной премии, и поведают, от каких хворей и напастей помогает елей, собранный в двенадцати храмах. Более того, они уверены, что в крещенскую ночь, ровно в ноль часов ноль минут, святой становится даже вода, истекающая из кухонного крана. "А почему же тогда священники говорят, что это все ерунда?" – "Да слушайте вы их больше! Чему в семинариях-то учат? Молитвы распевать да пожертвования собирать... "

Даже в храм такие энтузиасты "истинной" веры приходят со своими, как сейчас сказали бы, самопальными обрядами, сбивающими с толку и священников, и прихожан.

Попробуйте пошарить в Интернете на форумах религиозных сайтов – каких только диковин не начитаешься! Сбивающие с панталыку вопросы, откровения одно чуднее другого... А все это на самом деле называется околоцерковными суевериями. И бороться с ними бесполезно: они живучи, как все прочие предрассудки.

"Кое-где на Украине есть интереснейший обычай, – рассказывает на одном таком форуме собиратель обрядов и предупреждает: нервных прошу не читать! – Перед погребением усопшему на лицо кладут блин. А после похорон, на поминках, блин этот втихаря подсовывают священнику, чтобы он его как бы ненароком съел. Если съест – покойнику обеспечено царство небесное. Потому священники, зная об этом диковатом обряде, стараются не есть блинов".

Ну мы-то знаем, что на поминках едят то, что при жизни любил есть покойник. Но вот лимонад, говорят, пить категорически нельзя. Только вдумайтесь в это символическое слово: "лимон" и "ад". Куда, спрашивается, в этом случае покойного проводим?

"А у нас, – вторит другой очевидец, – когда гроб выносят для прощания, ставят на табуретки. Как только его поднимают, надо изловчиться и быстро схватить их и перевернуть вверх ножками. Меня так однажды одна бабуля перепугала до смерти: я хотел табуретку взять и в дом отнести, а она точным движением выбила ее у меня из рук и швырнула на асфальт сиденьем вниз. В чем смысл приметы? Раз на табуретке стоял один гроб, значит, может встать и другой. Того, кто на нее усядется.

Но сей печальный факт можно исправить прикосновением сиденья к земле, что опять делает ее пригодной для эксплуатации".

Вообще в самодеятельных обрядах покойникам отводится странная роль. Есть кое-где обычай на поминках раздавать всем присутствующим носовые платки. Дескать, потом, когда вдруг придет нужда высморкаться, достанешь платок, глянешь на него – и вспомнишь усопшего. Тебе гигиена, ему – поминание. Еще один старинный обряд – мыть полы в комнате, где стоял гроб. Едва его выносят, как женщины, крестясь, бросаются на колени с мокрыми тряпками в руках. Помогают убитым горем хозяевам? Вовсе нет: за мытье полов после покойника будто бы прощается аж 40 грехов! Причем надо успеть вымыть, пока хозяева не заметили: согласно другому обычаю в доме категорически нельзя убираться до сороковин. Когда хоронит жена мужа, то она, чтобы выйти повторно замуж, должна расстегнуть нижнюю пуговицу у рубашки покойника. А положит в гроб свое фото – заболеет неизлечимой болезнью. "Одна по незнанию положила, так потом выкапывать пришлось, такая ее хворь одолела".

В некоторых областях России об усопших заботятся очень трогательно: приносят на панихиду в храм миниатюрные лесенки, вылепленные из теста. Это чтобы покойнику сподручнее было до неба добраться. И напрасно священник будет втолковывать, что душа отлетает в лучший мир без всяких технических приспособлений, – блюстители народных обычаев знают лучше и делают по-своему.

Поставить в храме свечу во здравие или за упокой? Кажется, чего уж проще. Но нет, народная молва гласит, что оплавлять низ свечи от другой, горящей, негоже: тем самым ты жжешь пятки самому Христу! Так и хочется спросить: а горящий фитилек ничего ему не прижигает? Кстати, считается, что свечи в храме передавать через левое плечо нельзя – исключительно через правое. То ли оттого, что за левым плечом вечно маячит Сатана (за правым, как известно, стоит ангел), то ли огарки могут потерять свою целебную силу. Не знали? Ну как же: если болит зуб или в ухо надуло, недогоревшая свеча из тех, что во здравие, первое средство – две-три штуки в рот или одну в ушную раковину. То, что священники возражают, так у них свой интерес: им велено огарки на переплавку сдавать. Главное, не оскандалиться и не прихватить свечу, за которой присматривает ее поставивший. Ведь, по старинному поверью, из храма нельзя уходить, пока свеча не сгорит полностью.А тут кто-то ее возьмет и за щеку засунет...

Или вот креститься в православном храме – как правильно? Сверху вниз и справа налево – это все знают. А знаете ли вы, что женщина, когда ведет щепоть книзу, должна опустить руку до уровня таза? Смысл простой – попасть перстами в "нижнюю чакру", чтобы гинекологические заболевания стороной обошли. "Многие этим пренебрегают, вот и маются по врачам". Вдобавок есть такое авторитетное мнение, что "в храме очень сильная энергетика и поэтому женщине обязательно надо быть в платке, иначе "передоз" может случиться. Мужики-то народ сильный, крепкий – справятся, а вот женщине лучше предохраниться".

Полезно, говорят, постоянно тереть нательный крестик – стираются грехи, да так, что при усердном трении можно даже на исповедь не ходить. Пасхальные яйца в храм нести лучше очищенными, "иначе благодать не пройдет". Выходить из храма спиной к алтарю нельзя – "благодать выйдет". Идти надо боком, на ходу глотая воздух с дымом от паникадила и хватая дым руками – чтобы очистить ладони от денежной скверны.

Ну а за воротами храма... Там-то самые чудеса и начинаются. "Батюшка знакомый рассказывал. После службы и проповеди на нравственную тему выходит он из храма и видит, как две бабушки ссорятся. А ссора как раз по теме проповеди. Он попытался увещевать бабушек, ссылаясь на пример из Евангелия. Но старушки ему резонно ответили: "Батюшка, так то – Евангелие, а то – жисть! "

21.01.2005

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама