Есть отдельные индивидуумы, считающие себя православными верующими, которые уверены в том, что понимают в религии больше самих священников. Они самолично отсчитают количество земных поклонов, что надо положить по случаю получения квартальной премии, и поведают, от каких хворей и напастей помогает елей, собранный в двенадцати храмах. Более того, они уверены, что в крещенскую ночь, ровно в ноль часов ноль минут, святой становится даже вода, истекающая из кухонного крана. "А почему же тогда священники говорят, что это все ерунда?" "Да слушайте вы их больше! Чему в семинариях-то учат? Молитвы распевать да пожертвования собирать... "
Даже в храм такие энтузиасты "истинной" веры приходят со своими, как сейчас сказали бы, самопальными обрядами, сбивающими с толку и священников, и прихожан.
Попробуйте пошарить в Интернете на форумах религиозных сайтов каких только диковин не начитаешься! Сбивающие с панталыку вопросы, откровения одно чуднее другого... А все это на самом деле называется околоцерковными суевериями. И бороться с ними бесполезно: они живучи, как все прочие предрассудки.
"Кое-где на Украине есть интереснейший обычай, рассказывает на одном таком форуме собиратель обрядов и предупреждает: нервных прошу не читать! Перед погребением усопшему на лицо кладут блин. А после похорон, на поминках, блин этот втихаря подсовывают священнику, чтобы он его как бы ненароком съел. Если съест покойнику обеспечено царство небесное. Потому священники, зная об этом диковатом обряде, стараются не есть блинов".
Ну мы-то знаем, что на поминках едят то, что при жизни любил есть покойник. Но вот лимонад, говорят, пить категорически нельзя. Только вдумайтесь в это символическое слово: "лимон" и "ад". Куда, спрашивается, в этом случае покойного проводим?
"А у нас, вторит другой очевидец, когда гроб выносят для прощания, ставят на табуретки. Как только его поднимают, надо изловчиться и быстро схватить их и перевернуть вверх ножками. Меня так однажды одна бабуля перепугала до смерти: я хотел табуретку взять и в дом отнести, а она точным движением выбила ее у меня из рук и швырнула на асфальт сиденьем вниз. В чем смысл приметы? Раз на табуретке стоял один гроб, значит, может встать и другой. Того, кто на нее усядется.
Но сей печальный факт можно исправить прикосновением сиденья к земле, что опять делает ее пригодной для эксплуатации".
Вообще в самодеятельных обрядах покойникам отводится странная роль. Есть кое-где обычай на поминках раздавать всем присутствующим носовые платки. Дескать, потом, когда вдруг придет нужда высморкаться, достанешь платок, глянешь на него и вспомнишь усопшего. Тебе гигиена, ему поминание. Еще один старинный обряд мыть полы в комнате, где стоял гроб. Едва его выносят, как женщины, крестясь, бросаются на колени с мокрыми тряпками в руках. Помогают убитым горем хозяевам? Вовсе нет: за мытье полов после покойника будто бы прощается аж 40 грехов! Причем надо успеть вымыть, пока хозяева не заметили: согласно другому обычаю в доме категорически нельзя убираться до сороковин. Когда хоронит жена мужа, то она, чтобы выйти повторно замуж, должна расстегнуть нижнюю пуговицу у рубашки покойника. А положит в гроб свое фото заболеет неизлечимой болезнью. "Одна по незнанию положила, так потом выкапывать пришлось, такая ее хворь одолела".
В некоторых областях России об усопших заботятся очень трогательно: приносят на панихиду в храм миниатюрные лесенки, вылепленные из теста. Это чтобы покойнику сподручнее было до неба добраться. И напрасно священник будет втолковывать, что душа отлетает в лучший мир без всяких технических приспособлений, блюстители народных обычаев знают лучше и делают по-своему.
Поставить в храме свечу во здравие или за упокой? Кажется, чего уж проще. Но нет, народная молва гласит, что оплавлять низ свечи от другой, горящей, негоже: тем самым ты жжешь пятки самому Христу! Так и хочется спросить: а горящий фитилек ничего ему не прижигает? Кстати, считается, что свечи в храме передавать через левое плечо нельзя исключительно через правое. То ли оттого, что за левым плечом вечно маячит Сатана (за правым, как известно, стоит ангел), то ли огарки могут потерять свою целебную силу. Не знали? Ну как же: если болит зуб или в ухо надуло, недогоревшая свеча из тех, что во здравие, первое средство две-три штуки в рот или одну в ушную раковину. То, что священники возражают, так у них свой интерес: им велено огарки на переплавку сдавать. Главное, не оскандалиться и не прихватить свечу, за которой присматривает ее поставивший. Ведь, по старинному поверью, из храма нельзя уходить, пока свеча не сгорит полностью.А тут кто-то ее возьмет и за щеку засунет...
Или вот креститься в православном храме как правильно? Сверху вниз и справа налево это все знают. А знаете ли вы, что женщина, когда ведет щепоть книзу, должна опустить руку до уровня таза? Смысл простой попасть перстами в "нижнюю чакру", чтобы гинекологические заболевания стороной обошли. "Многие этим пренебрегают, вот и маются по врачам". Вдобавок есть такое авторитетное мнение, что "в храме очень сильная энергетика и поэтому женщине обязательно надо быть в платке, иначе "передоз" может случиться. Мужики-то народ сильный, крепкий справятся, а вот женщине лучше предохраниться".
Полезно, говорят, постоянно тереть нательный крестик стираются грехи, да так, что при усердном трении можно даже на исповедь не ходить. Пасхальные яйца в храм нести лучше очищенными, "иначе благодать не пройдет". Выходить из храма спиной к алтарю нельзя "благодать выйдет". Идти надо боком, на ходу глотая воздух с дымом от паникадила и хватая дым руками чтобы очистить ладони от денежной скверны.
Ну а за воротами храма... Там-то самые чудеса и начинаются. "Батюшка знакомый рассказывал. После службы и проповеди на нравственную тему выходит он из храма и видит, как две бабушки ссорятся. А ссора как раз по теме проповеди. Он попытался увещевать бабушек, ссылаясь на пример из Евангелия. Но старушки ему резонно ответили: "Батюшка, так то Евангелие, а то жисть! "
21.01.2005
Источник: Мегаполис-Экспресс