ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Русский протестантизм: у порога истории"

Михаил Черенков :: 01 февраля 2005

Протестантизм в России – тема актуальная и дискуссионная не только для политиков, ученых, религиозных деятелей иных конфессий, но, в первую очередь, жизненно важный вопрос для самих русских протестантов, все еще не определившихся, быть ли им, и если быть, то в каком образе и каким способом. Такую ситуацию неопределенности мы условимся называть, пользуясь метафорой российского философа А. Павленко, "бытием у порога". Войти в историю, состояться, сбыться, обрести себя как субъекта общественно-исторического процесса – к этому российский протестантизм подталкивает логика развития и вызов духовной ситуации времени. Вместе с тем, ряд внутренних причин (внутренняя инерционность) препятствует реализации протестантской идеи в России. Об этой группе факторов выскажем несколько концептуальных соображений.

Во-первых, необходимо констатировать отсутствие идеи "русского протестантизма". Банально, но данный факт еще не осмыслен с должной серьезностью. Для русского человека протестантизм в целом, как специфическая богословская теория, остается загадкой. Не больше ясности и относительно "русскости". Тем более все усложняется при их смешении, т. е. непонятно, что и во что контекстуализировать, что и к чему приспособить. Поэтому до сих пор остается крайне актуальной проблема разграничения, демаркации русского и православного, русского и протестантского.

И здесь вспомним еще один вопрос – об отношении русского протестантизма к Западу. Нам говорят: вы чужие. Вы разрушаете исторические и духовные традиции русской веры и культуры. Вы "пятая колонна", "западники". Мы невнятно что-то обиженно бурчим, но своей жизнью часто подтверждаем эти подозрения (финансовая зависимость от Запада, массовая эмиграция, засилье переводной литературы, богословское "равнение на Запад" и т. д.). Здесь нужно определиться и четко сформулировать свою социальную позицию: мы протестанты, но мы русские протестанты. Мы разделяем историческую судьбу русского народа и ответственность за его будущее. Мы свои, местные, почвенные, родные.

Поневоле приходит на ум лозунг времен исламской революции в Иране (1979): "Ни Запад, ни Восток". Иными словами, лишь опора на собственные силы дает возможность идее окрепнуть и развиться даже во враждебных обстоятельствах. Никто не верил в успех утопической идеи исламского государства, никто не поддерживал, никому это не было выгодно, и именно поэтому оно сегодня существует. Напротив, если ориентироваться, исходя из конъюнктурных соображений, не поднявшись над логикой момента, то внешнее вмешательство будет определяющим: по своей воле и нашими руками как построят, так и разрушат.

Конечно, исторические параллели исламской революции и протестантского движения вряд ли оправданны, но упомянутая формула "Ни Запад, ни Восток", несомненно, приемлема. Да, мы часть общехристианского мира и должны поддерживать взаимообогащающие отношения с Западом, но было бы преступно поощрять культивирование искусственной зависимости, "заторможенности", отсталости, духовного неоколониализма. Итак, я уверен, "протестантизм в России" должен стать "русским протестантизмом", т. е. не просто "филиалом", представительством Запада, но самостоятельной силой, новым фактором в духовном возрождении нашего народа.

Во-вторых, необходим грамотный и взвешенный богословский межхристианский диалог, прежде всего, с Православной церковью. Нужно изживать стереотипы и преодолевать конфронтацию, вспомнить о единстве и взыскать его. Нас разделяет множество исторических ошибок и недоразумений, но объединяет большее – христианская ответственность за мир, общество, народ. Сегодня, когда усиливается межрелигиозная рознь, когда бросаются новые и новые вызовы христианству и христианскому миру, жизненно важно стать рядом и вместе. Вопреки всему разделяющему, верю, что идея альянса православных и протестантских церквей России востребована современностью и рано или поздно, в той или иной мере, будет реализована.

В-третьих, необходим "внутренний поворот" от самодостаточности – навстречу обществу, лицом к его реальной жизни и нуждам. Это предполагает преодоление собственного комплекса социальной отчужденности, маргинальности, субкультурных рамок, оборонительной позиции. Процесс социализации протестантизма сложен и долог, но выходить на этот путь нужно сейчас, пока еще есть возможность изменить социальную диспозицию, пока еще народ смотрит на протестантизм с интересом. А ведь ожидание может вскоре смениться разочарованием и отторжением! Об этой опасности – упустить исторический шанс стать частью русского общества – нужно напоминать снова и снова. Мы упустили его в конце 80-х – начале 90-х гг. Сегодня, быть может, шанс последний.

В-четвертых, заявленная активная роль протестантских церквей в жизни общества неизбежно требует авторитетности их руководителей, подготовки компетентных лидеров, ставки на прогрессивных. О каком социально-политическом, культурном, научном влиянии может идти речь, если уровень грамотности верующих практически не сдвинулся с "мертвой точки" советских времен? При всех успехах (сильно преувеличенных) богословского образования, к сожалению, так и не удалось сформировать нового творческого поколения, которое совершило бы прорыв в теории и практике протестантизма. Нам крайне не хватает грамотных и способных авторов, исследователей-теоретиков, дальновидных руководителей. И поэтому еще раз нужно сказать: образование и самообразование должны стать делом каждого и всех.

Пятое и последнее, русскому протестантизму нужно вспомнить о своей реформаторской направленности. У вчерашних реформаторов сегодня уже появились свои жесткие традиции, непререкаемые авторитеты, иерархия, бюрократический аппарат. Слишком быстро реформаторы становятся консерваторами! Вместе с тем, реформация – это постоянное обновление, критика мертвых, отживших форм, борьба с реакцией, консерватизмом, бюрократией. Протестантизм – это протест против всего, что становится между Богом и человеком, что препятствует живому опыту Богопознания и Богообщения. Это призыв быть всегда актуальным и понятным для современников, говорить к ним (а не самому себе) и на их языке. А для этого нужно быть готовым к переменам, быть готовым пожертвовать полюбившимся, привычным, традиционным. Только так можно преодолеть инерцию и, войдя в историю, изменить ее.

http://gazeta.mirt.ru/

Источник: Baznica

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама