ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Красный день календаря"

Церковный праздник или национальный символ?

02 февраля 2005

В рамках выставки "Православная Русь" состоялся "круглый стол" , посвященный вопросу переноса празднования Дня примирения и согласия с 7 на 4 ноября. В обсуждении участвовали митрополи Смоленский и Коломенский Кирилл, председатель Комитета Госдумы по труду и социальной политике А. К. Исаев, руководитель аппарата Совета муфтиев России Х. Саубянов, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций России З. Л. Коган, председатель Союза писателей России В. Н. Ганичев и ряд известных историков: заместитель директора Института российской истории Н. М. Рогожин, Н. НЛисовой, А. В. Назаренко.

... Где только ни искали в последние годы российские горе-идеологи "национальную идею". Не нашли. Или не там искали? Сегодня все большее число людей, верующих и неверующих, начинают понимать, что единственно возможными для России формами национального сознания и бытия были и остаются Православная Церковь и православная Империя. И что Империя жива и существует, пока живет и совершает свое спасительное тайнодействие Церковь. Потому и традиционный, веками апробированный и "намоленный" русский церковный календарь является лучшей основой для выбора национального праздника – единственного, но зато бесспорного дня в году, который уж точно всех объединял бы и примирял.

Вы, конечно, поняли, что речь идет об утвержденном Госдумой празднике 4 ноября.

Год 1612-й... Вот уже семь лет продолжается на Руси Смутное время, начавшееся со смертью царя Бориса Годунова. В Москве – поляки, в Новгороде – шведы, по всей стране банды изменников и "воровских людей" рыщут в поисках кто добычи, кто славы, кто "суверенитета". Рухнули вековые устои государственности и правопорядка, размыты критерии истинности и праведности... В Нижнем Новгороде и Ярославле Минин и Пожарский собирают ополчение для освобождения столицы. Религиозным палладиумом русского воинства стала чудотворная икона Матери Божией, совсем недавно, почти что в канун Смуты, обретенная в Казани.

В августе ополчение подошло к Москве, в которой засел польский гарнизон. 22 октября 1612 года штурмом был взят Китай-город. По естественному народному верованию, победа была одержана заступлением Пречистой Богородицы. Ей – не препирающимся друг перед дружкой воеводам, не хитроумным и жадным до власти боярам – надлежали честь и поклонение. Потому, как издревле бывало на Руси, в память победы установлен был праздник Казанского образа 22 октября (4 ноября н. ст. ).

Впрочем, скажет историк, борьба в Белокаменной на этом не кончилась. "В Кремле поляки держались еще месяц, пишет С. М. Соловьев. – Доведенные голодом до крайности, они вступили, наконец, в переговоры и сдались". Это случилось 26 ноября. На другой день москвичи стали свидетелями невиданного церковного действа. "27 ноября, -продолжает автор "Истории России с древнейших времен" , : ополчение Трубецкого сошлось к церкви Казанской Богородицы за Покровскими воротами, ополчение Пожарского – к церкви Иоанна Милостивого на Арбате и, взявши кресты и образа, двинулись в Китай-город с двух разных сторон, в сопровождении всех московских жителей. Ополчения сошлись у Лобного места, и вот из Спасских ворот Кремля показался другой крестный ход: шел архиепископ Арсений с кремлевским духовенством и несли Владимирскую. Вопль и рыдания раздались в народе, который уже потерял было надежду когда-либо увидеть этот дорогой для всех русских образ. После молебна войско и народ двинулись в Кремль".

Мы нарочно привели длинную цитату, чтобы читатель ясно представил себе последовательность событий. Фактически, днем освобождения ("очищения" , как сказано в летописи) Кремля и Москвы является, с исторической точки зрения, не 22 октября (4 ноября н. ст. ), а 27 ноября (10 декабря н. ст. ) – день, в который празднуется другая хорошо всем известная икона – "Знамение Божией Матери". По идее, его и следовало бы сделать национальным праздником примирения и согласия.

Сделали, однако, праздник осенней Казанской. Тому способствовали и энтузиазм верующего народа к новопрославленным иконам Богородицы, и благочестивое желание князя Д. М. Пожарского освятить победу над поляками новым праздником (Казанская икона будет помещена в построенном князем на Красной площади Казанском соборе), и позднейшие благодеяния от чудотворного образа.

Разумеется, перелистывая страницы истории, можно было бы найти и какой-либо другой из общечтимых "красных дней календаря" , достойный того, чтобы стать российским национальным праздником. Например, 21 сентября (н. ст. ) -праздник Рождества Богородицы и память Куликовской победы. Издавна входит в анналы российской славы и 28 июля (н. а. ) – праздник князя Владимира Красного Солнышка, крестителя Руси, основателя русской православной цивилизации. В этот день Александр Невский разгромил на Неве шведов в 1240 году.

Кстати, и упоминавшийся день 11 сентября (н. а. ) – также является своеобразным днем примирения и согласия: Екатерина II в 1769 году именно на это число назначила "поминовение воинов, павших за веру и Отечество".

Да ведь и Рождество Христово связано с не менее знаменательным событием. В "Минее праздничной " под 25 декабря записано: "Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления Церкви и державы Российския от нашествия галлов и с ними двунадесяти язык". И когда встал вопрос об увековечении подвига народа в Отечественной войне 1812 года, было решено воздвигнуть храм Рождества Христова – храм Христа Спасителя, символ освобождения и духовного возрождения России.

Так почему же 4 ноября? Хочется думать, не только из-за того, что кому-то захотелось отменить 7 ноября, оставив при этом народу "привычный ноябрьский праздник". Такое волюнтаристское решение мало чем отличалось бы от "большевистской" практики резания календаря и истории по живому – от папского декрета 1582 года до ленинского, 1918 года? Но подобно тому, как никакому папе не под силу исключить из истории хотя бы и 10 дней, так никому не удастся вычеркнуть 75 лет из трудной, но ничем не восполни-мой истории русского XX века. Тем более, что при жизни нашего поколения насильственное внедрение искусственно сконструированного "Дня примирения" заведомо вело бы лишь к новому разделению общества.

Будем надеяться, что праздник 4 ноября действительно станет для нас символом преодоленной Смуты и утоленной совести, прекращения распада и начала нового державного собирания.

***

Исторические сведения об иконах, представленных на выставке "Православная Русь" Третьяковской галереей

Икона "Богоматерь Владимирская"

Владимирский чудотворный образ Пресвятой Богородицы принадлежит к числу писанных, по преданию, Евангелистом Лукой, В V веке при византийском императоре Феодосии Младшем он был принесен из Иерусалима в Царьград, чтобы оттуда через семь столетий прийти в Киев, где был поставлен в Вышгороде Киевском, в Девичьем монастыре,

В 1155 году святой князь Андрей Боголюбский перенес чудотворный образ во Владимир, столицу Ростово-Суздальского княжества. Здесь, в Успенском соборе, икона, ставшая главной святыней Русского государства, находилась до 1395 года -времени ее перенесения в Москву.

Богородица чудотворным своим Владимирским образом осенила и благословила отныне и до века главнейшие события русской истории: 1395 год – избавление Москвы от нашествия Тамерлана (празднуется 26 августа), 1480 год – спасение Руси от нашествия хана Ахмата и окончательное падение монгольского ига (празднуется 23 июня). 1521 год – спасение Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея (празднуется 21 мая).

Перед Владимирской иконой в Успенском соборе Московского Кремля совершалось избрание митрополитов и патриархов Русской Церкви. 5 ноября 1917 года перед ней совершилось 8 Храме Христа Спасителя избрание Святейшего Патриарха Тихона – первого после восстановления патриаршества в Русской Церкви.

Представленная на выставке икона, написанная священником Иоанном Михайловым в 1697 году, – классический памятник московской иконописи конца XVII века. Это повторение одного из списков чудотворного образа, исполненного при митрополите Варлааме в 1519 году, образцом для которого, в свою очередь, послужил Рублевский список "Богоматери Владимирской" из Успенского собора Владимира. Имя мастера и дата создания иконы были указаны в надписи на окладе, впоследствии утраченном.

Икона "Богоматерь Знамение"

Чудотворный образ Знамений Пресвятой Богородицы прославился в Великом Новгороде в XI! веке. Слово "знамение" означало в древнерусском языке "знак, пророчественное указание". Иногда это знак беды и Божия наказания, иногда – знак благословения и победы.

... В 1170 году суздальская рать двинулась на непокорный Новгород. При осаде города, когда новгородцы вынесли на крепостную стену в защиту от неприятеля самую чтимую из своих икон, суздальская стрела попала нечаянно и дерзновенно в лик Пречистой. Наказанием за святотатство стало поражение суздальского войска и отступление его от Новгорода. В память победы новгородцы, по благословению Святителя Иоанна, и учредили праздник "Знамения" 27 ноября.

Странное, на первый взгляд, разногласие наблюдается в содержании иконы (державно-патриотическом и почти военно-политическом) и ее народном восприятии (лирическом, семейном). Но подобная "нелогичность" , как бы размытость жанра и "функционального" назначения образа, является распространенной чертой почитания чудотворных в русском народе: образы, непосредственно связанные с самой что ни на есть интимной и лирической сферой чадородия и материнства, приобретают со временем характер воинских и державных святынь.

Казалось бы, что общего между композицией богородичных икон типа "Умиление" , с Младенцем, нежно прижавшимся к щеке Матери, – и прославлением "Взбранной Воеводы" православного победоносного воинства? И тем не менее, именно таким был характер почитания упомянутой уже нами выше Владимирской чудотворной иконы – от ее непосредственного участия в походах Андрея Боголюбского до знаменитого заступления Москвы от полчищ Тамерлана в 1395 году.

Еще меньше отношения имеет к понятиям войны и победы иконография Матери Божией с Младенцем в лоне – типа "Знамения" , или, как говорили в старину, "Воплощения". Икона, многие годы служившая (и служащая доныне) источником благодатной помощи жен щи нам-роженицам, сделалась священной заступницей русского народа против изменников и захватчиков.

Данный список, выполненный в 1796 году, передает колорит, который приобрела чудотворная святыня к концу XVIII века.

На полях иконы представлены святые, особо почитавшиеся в древнем Новгороде: на левом поле – святой великомученик Георгий Победоносец и преподобный Макарий Египетский, на правом – великомученик Иаков Персянин и преподобный Онуфрий Великий.

01.02.2005

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама