Если кто не знает кто такой Марат Гельман, то вот короткая справка. С начала 90-х начал заниматься арт-бизнесом. Открыл собственную галерею. Картины, скульптуры, инсталляции. Стиль, жанр – любые. Основное требование – провокационность. Как в западной торговой рекламе. Прославился кощунством – коровой из папье-маше, заглянув в анус которой можно было "понять", что из себя представляет Россия. Кроме коровы, Гельман знаменит участием в беспрецедентных перевыборах Ельцина под слоганом "Голосуй, а то проиграешь!", а также участием в попытке заменить Лужкова на Кириенко. Кроме того, наш герой принял живейшее участие в создании "Родины". Им был проявлен интерес к последним украинских выборам, во время которых Гельман выступил на стороне Януковича. Правда, злые языки поговаривают, что "казачок, то был засланный".
Суть новой акции Гельмана заключается в том, чтобы собрать в одну кучу все лево-радикальное искусство, объявить это Россией-2, параллельной "путинской" России-1. Неким земным "Китежем", населенным творческими людьми, "творянами", призванными находиться в сей обители, пока за её стенами бушует чума "путинизма". Этакая интеллектуальная "опричнина". Довольно мило для человека, пару месяцев назад изготовлявшего плакатики типа "Янки, геть до хоума!" для кандидата Януковича. Что ж, творческая личность.
Вот начало свежего гельмановского манифеста: "В России стало скучно и неинтересно. Про Россию стало все понятно..." И далее про то что, встроиться во власть невозможно, бороться с системой бессмысленно, уйти в андеграунд – некомфортно и непродуктивно. И Гельман предлагает строить "параллельную" Россию – Россию-2: "И в тот день, когда Россия рухнет – по той причине, что любая система рано или поздно ржавеет и рушится, освободившееся место займет сформировавшаяся и окрепшая Россия-2". Нечто вроде лимоновской "другой России", но не такой людоедской и нетерпимой к иным формам жизни.
Однако, побывав на выставке "Россия-2" галереи Марата Гельмана убеждаешься, что современные арт-технологии столь же лишены адекватности и терпят такой же крах, как и технологии политические. Идут, так сказать, ко дну, пуская мыльные пузыри. Выставка, воспроизводящая атмосферу перестройки или времен проельцинского "Голосуй, а то проиграешь", создаёт ощущение "дежа вю". Если отталкиваться от последней установки Глеба Павловского "Вовремя дать революции в морду", то выставка "Россия-2" это, судя по всему, попытка сделать из революции пригодный для коммерческой реализации продукт и впарить его очередным лохам, ни мало не заботясь о последствиях. Участники выставки, этой тенденции ни мало не скрывают. На одной из стен висит гигантское фото "Революция продолжается", на котором огромная туша революционера в грязной майке с Че Геварой предаётся рубенсовским радостям жизни.
Без провокаций Марат Гельман, как без пряников. Каких-то православных людей занесло на "Россию-2". Увиденное потрясло их настолько, что они тут же написали заявление в прокуратуру. Хотя Марат Гельман собственно рассчитывал на больший эффект, так как погромов, как на скандальной выставке в Сахаровском Центре "Осторожно религия", на его мероприятиях ещё не было. Авторы заявления, требуют привлечь к уголовной ответственности организаторов скандальной выставки за оскорбление их религиозных чувств. Особенно возмутили верующих несколько работ. Например, проект, изображающий монитор, на котором лик Спасителя выполнен в виде трафарета, наложенного на постоянно меняющиеся рекламные ролики. Или работа под названием "Солнце правды, любви и добра" – она изображает распятого Христа, охваченного пламенем. Всё бы ничего, даже, несмотря на соседство фонтана изображающего трёх мужчин мочащихся на четвёртого. Но под этим "Солнцем правды", поэты-неформалы выбрали место для читки матерных стихов. Кроме того, на выставке представлен совершенно идиотский монтаж изображающий Иисуса Христа в компании Пушкина и Путина.
Адвокат заявителей Михаил Воронин считает, что подобного вообще не должно быть в современной России (которая, Слава Богу, ещё не № 2!). Такие экспозиции способны вызвать откровенно негативные социальные последствия. В Московской Патриархии считают, что устроители "России-2" пытаются добиться известности путем поругания христианских святынь. Заместитель председателя комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев намерен лично проинспектировать выставку, узнав о жалобах православной общественности.
Христианства Гельману, на сей раз, показалось мало, выставка сумела задеть и религиозные чувства мусульман. На сайте Islam.ru появилось сообщение, резко критикующее куратора "России-2". В нем говорится, что Гельман выдвинут на соискание премии "Тухлое яйцо" за январь. "Эта награда присуждается ежемесячно наиболее отличившимся исламофобам. И, видимо, именно скандальному концептуалисту и политтехнологу скоро действительно предстоит стать ее лауреатом", – утверждает автор материала. Мусульмане ребята горячие, но об этом доморощенные Тео Ван-Гоги, как-то не думают.
Хотя интеллектуалы в восторге. Вот что говорит известный искусствовед Милена Орлова: "Мне выставка кажется, все-таки достаточно смелой по нынешним временам. То есть такого рода работы у нас уже показывались, но в последнее время это становится все более опасным, что доказывает суд, который сейчас происходит над художниками, которые сделали выставку "Осторожно – религия". И мне кажется, что отчасти эта выставка поддерживает любых инакомыслящих людей. Просто звучит немножко пафосно, но на самом деле это так. Здесь есть хорошие работы именно в этом смысле. Я на самом деле очень обрадовалась новой серии работ Тер-Оганяна". Сейчас "художник"Тер-Оганян отсиживается в Праге, опасаясь исполнения приговора вынесенного ему российским судом за надругательство над православными иконами на выставке в Манеже.
В общем, несмотря на мессианские заявления, выставка получилась как старые добрые диссидентские кухонные посиделки. "Россия-секонд". Полувынутая из кармана фига, Пригов, Винтухновская.… Какой то заповедник воинствующей "диссы" придумавшей свою маленькую, персональную "российку"-2, потому что настоящая, абсолютно непонятная им Россия, их только раздражает и пугает.
По иронии судьбы в день открытия "России секонд" состоялась презентация нового опуса Егора Тимуровича Гайдара "Долгое время". Тираж – 6000, все выкуплено Институтом переходного периода, которым и руководит Гайдар. Для бесплатного распространения в учебных заведениях.
Судя по амбициям замыслу автора, книга "Долгое время" – "талмуд" в 600 страниц – должна встать в один ряд с "Капиталом" Маркса. В ней, рассматривая проблемы России, Гайдар анализирует весь ход экономического мирового развития за тысячелетия, начиная с неолита. То есть за последние 10 000 лет. Маркс отдыхает. И всеми эти тысячелетиями Гайдар пытается объяснить не первое место России в современном мире, проанализировать положение нашей страны в мировом социально-экономическом процессе, ее переход после краха социализма к рыночной экономике. В книге масса интересных фактов и экономических оценок, как принято нынче выражаться "шокирующих".
Мы, например, узнаем, что две тысячи лет назад, в год Рождества Христова, ВВП Китая на душу населения составлял 450 нынешних американских долларов. Весьма необычен анализ античности и греческих городов-полисов, как источников нестабильности общественного устройства того времени. Немало места уделено истории аграрных обществ, становлению и развитию капитализма в Европе, особенно в Голландии и Англии. vulkan ipad Но с Европой для России никаких параллелей. Зато часто проводятся параллели с Китаем и Индией. Не осталось без внимания влияние татаро-монгольского ига на эволюцию социально-экономических институтов России. Вот так, в мировом масштабе, на уровне вечной колонии, Гайдар исследует особенности нашего российского экономического развития.
Удивляет внимание, которое Гайдар уделяет Карлу Марксу и марксизму. Судя по "Долгому времени" Гайдар покаялся в грехах юности, проклял шоковую терапию и рыночную экономику. Скинул розовые штаны чикагского мальчика и перешел на позиции ортодоксального марксизма. Причем ни Ленин, ни Сталин для него не марксисты. Маркс и государство отвергал и к России относился, по меньшей мере, прохладно. Маркса Гайдар ставит выше главных теоретических либералов Поппера и Хайека. Государство, вообще, очень не нравится Гайдару-марксисту. Может потому, что противоречит установкам марксистов Березовского и Ходорковского?
Но главное, ради чего написана книга – доказательство того, что Россия, с первого ней упоминания, отстает от передовых стран на 50-60 лет, и положение это меняться не будет, несмотря ни на какие исторические обстоятельства. Тезис сам себе противоречащий, поскольку эпоха социализма при этом становится несущественной. Какая разница шла страна по марксистскому пути или не шла, поскольку дистанция, остается все время одинаковой? Как у Ахилла и черепахи в известном силлогизме.
Значит, у нас все идет по-гайдаровски правильно. Россия всегда производила где-то треть от развитых стран и жила всего в три раза хуже, чем "просвещенные" народы. Сейчас, правда, уже дошли до одной пятой. Но это от того, что Россия идёт ельцинско-путинским курсом спокойно следовать в фарватере за Западом, используя преимущества "догоняющего развития", без всяких "догнать и перегнать". Без всякого первенства по галошам в 1913 и первенства по космосу в 1961. Вот такая главная марксистская тайна.
И Гельман со своей "культурной революцией" в отдельно взятой художественной галерее, и Гайдар с марксистскими установками на экономическую отсталость России, явления одного плана. Социальная группа, носящая гордое имя либеральная интеллигенция, более исторически не востребована. Проекты, буквально высосанные из пальца, никого уже не могут обмануть. "Князья мира сего" эпохи горбачевщины и ельценизма оказались халифами на час. Как говорил человек с пятидолларовой купюры: "Можно долго обманывать одного человека, можно обмануть толпу, но невозможно долго обманывать собственный народ"!
Оригинал этого материала опубликован на сайте "Русская цивилизация"
Источник: АПН Нижний Новгород