Пензенский велосипедный клуб передал в музей Пензенской епархии схемы и описания маршрутов путешествия паломников по святым местам нашей области, Нижегородской и Республики Мордовия.
Духовный стержень
Понятие "паломничество" в последние годы вернулось в жизнь россиян. Нации, стремительно выскочившей из эпохи атеизма, трудно осознать истинное и глубокое значение паломничества. Но, тем не менее, люди в массе устремляются в возрожденные монастыри и прочие святые места. Конечно, мотивы у всех разные. Кто-то просто подчиняется моде, кто-то ищет новых впечатлений, а кто-то жаждет обрести здоровье, "получить благодать".
Паломником сегодня называет себя всякий решившийся отправиться в храм, находящийся вдали от его дома. Часто на комфортабельном автобусе можно увидеть табличку "Паломники".
- Таких людей правильнее назвать прихожанами, молящимися, рассуждает основатель и руководитель велосипедного клуба, путешественник с сорокалетним стажем Николай Яковлевич Платов. У паломника должен быть трудный путь. Если ты направляешься к святыне, то надо заслужить право прикоснуться к ней. А как? Должен помыкаться.
Николай Яковлевич считает, что путешествие на велосипеде сродни передвижению пешком и возможностей "помыкаться" дает предостаточно. Поездки по святым местам он и его товарищи начали совершать еще в советское время, когда о паломничестве нельзя было и заикнуться. И вел их простой интерес путешественников.
В начале 70-х годов решили поехать на Вологодчину в Ферапонтов монастырь смотреть знаменитые фрески Дионисия, русского живописца XV века. Следующим было путешествие на Соловецкие острова. Затем посетили Спасо-Преображенский монастырь на острове Валаам, Кижи, Кирилло-Белозерский монастырь в Вологодской области.
Совершая дальние поездки, пензенские путешественники помечали на карте маршруты и со временем выявили интересную закономерность. Если взять северные точки Соловки, Кижи и провести прямые линии, соединяющие места посещений, образуется некий коридор, в который входят монастыри Дивеевский, Наровчатский, Вадинский и Пензенский.
И еще один факт: почти все монастыри на этой территории основаны приблизительно в одно время в конце XIV начале XV века. Предположение напрашивается само собой: не специально ли создавался этот мощный стержень, чтобы на молитве держать духовное пространство далеко вокруг?
Земля обетованная
В 1999 году пензенские велосипедисты во главе с Николаем Яковлевичем Платовым задумали поездку в Израиль, получив на то благословение архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима. Попасть на Землю обетованную по ходатайству Владыки помогла им Московская патриархия, вручив паломникам загадочную бумагу с текстом на иврите. Они считались гостями Русской духовной миссии в Иерусалиме, которой, как оказалось, в свое время руководил Владыка Серафим.
На самолете прилетели на Кипр, откуда паромом перебрались в Хайфу. Дальнейший путь совершали на велосипедах. Сначала посетили Русскую духовную миссию и оттуда были направлены в Горницкий женский монастырь, где служат несколько монахинь из Пензы. Им-то и было поручено подготовить путешественников к причастию, которое они приняли через пять дней в храме Гроба Господня.
Священнослужители скорректировали намеченный ранее маршрут так, чтобы он пролегал по наиболее важным духовным местам. Именно этот поход называет Платов паломническим и считает самым сильным по впечатлениям и значительным из всех своих многодневных и многотрудных путешествий, общая протяженность которых перевалила за 300 тысяч километров.
Николай Яковлевич делится впечатлениями об Иерусалиме:
- В Израиле говорят не съездить в Иерусалим, а подняться. Так оно и есть. Все 50 километров от Тель-Авива до Святого града подъем, где крутой, а где очень крутой.
Ртутный столбик нашего походного термометра порой поднимался за отметку +45 градусов. Рельеф самого города, сверх всяких ожиданий, оказался для велосипедиста очень тяжелым. По его улицам пешком почти не ходят, в основном ездят в автомобилях с наглухо закрытыми окнами.
В Иерусалиме тесно переплелись основные религии, при этом каждая считает себя приоритетной. Христиане разных конфессий но, тем не менее, имеют свои приходы не только в Иерусалиме, а практически по всей территории Израиля и Палестины.
Почти неделю мы старались жить в ритме этого удивительного города. Ездили по его улицам и окрестностям, общались с ортодоксами и просто обывателями, исповедующими иудаизм, православие или мусульманство. Ночевали в монастырских кельях, в квартирах израильтян, в своих палатках на пустырях и в скверах, на еврейских и арабских землях. Как могли, старались разобраться в особенностях здешней жизни. Но покидали Иерусалим неудовлетворенными собой: мы так и не поняли ни его людей, ни уклада жизни.
Нам было непонятно, почему в этой на первый взгляд благополучной стране почти все молодые люди, и парни, и девушки, носят военную форму. Почему на дорогах так часто встречаются военные пикеты? Почему на Святой земле так много колючей проволоки? Мне кажется, однозначный ответ на эти вопросы вряд ли существует...
Мертвое море
О Мертвом море, к которому далее направились путешественники, мнения были тоже противоречивые. Одни уверяли, что лечебные свойства его воды уникальны: несколько купаний и вы здоровы, как младенцы. Другие говорили: "Подумайте сами, что может дать мертвое живым?" Николаю Яковлевичу не терпелось испытать все на себе.
- Подъехав к берегу, мы удивились прозрачности воды, рассказывает он. Никаких следов солей каменистый берег безжизненно чист. Я внимательно вглядывался в голубовато-зеленоватую воду, и у меня создалось впечатление, что по ее поверхности разлит глицерин. Температура воды была +32 градуса. Идти по дну моря можно только до глубины чуть за колено, дальше уже всплываешь и торчишь, как пробка, почти весь на поверхности. Приятное ощущение, но очень быстро надоедает.
Вкус воды не соленый, а пронзительно горький: если мокрым пальцем дотронуться до языка, очень долго жжет это место. После 2 3 минут купания чувствуешь по всему телу как бы комариные укусы, потом это проходит. А вот когда выйдешь из воды, то оказываешься покрытым маслянистым слоем, скорее ищешь пресную воду отмыться. Потом, прежде чем войти в море, думаешь: а стоит ли? Четырех часов нам было достаточно для того, чтобы без сожалений, даже с удовольствием закончить водные процедуры на Мертвом море.
Далее путников ждал двухдневный переход по безжизненной и безводной Иудейской пустыне и река Иордан, в воды которой они мечтали погрузиться.
- Но река эта, являющаяся в истории православия такой важной вехой, нас несколько разочаровала, признается Платов. Мы проехали по правому берегу полторы сотни километров и едва нашли место, где можно было зайти в ее, скажем мягко, мутную воду. Наверное, в те далекие времена, когда крестился Иисус Христос, река была иной. А вот вода Галилейского моря оказалась удивительно чистой и приятной. Здесь мы приводили себя в порядок и готовились теперь уже к последнему переходу по горной Галилее.
Галилея
- Часов пять мы взбирались по крутой дороге в сердце Земли обетованной, где находятся гора Фавор, город Назарет и множество других мест, связанных с жизнью Иисуса Христа, прожившего в этом крае 30 лет, продолжает рассказ Николай Яковлевич. С точки зрения не паломника, а туриста этот район красив и внушителен. Гора Фавор хоть и не очень высока, но вызывает уважение и восхищение своей массивностью, формой и, конечно, исторической значимостью. Приближаться к ней даже страшновато: ее густо заросшие лесом склоны темны и днем. Ночью же подножие окружено, как ожерельем, огнями расположенных там деревень. И дальше до горизонта россыпи огней. Смотришь и думаешь: может, это и не земля вовсе, а тоже небо?
Жизнь и деяния Иисуса Христа на этой земле в подробностях описаны, отображены в иконах, и представить все это нетрудно еще и потому, что здесь сохранился дух того времени.
Назарет, город 25 церквей разных верований и конфессий, небольшой по размерам, но дома, улицы, машины в нем будто спрессованы. Улицы очень узкие, чтобы протиснуться по ним, нужна большая сноровка и сила. Иногда подъемы столь круты, что трудно не только передвигаться, но и просто удержаться и не съехать вниз, особенно с хорошо груженным велосипедом.
Добавьте сюда жар нещадно палящего солнца, от которого некуда спрятаться, и множество возбужденных и непомерно любопытных детей, от которых тоже некуда деться, это и будет город Назарет.
Светлое и вечное
Конечно, Николай Яковлевич рассказал только о малюсенькой части паломнических мытарств, которыми путешественники зарабатывали себе право прикоснуться к святыням. А духовные впечатления и переживания относятся к тому бессловесному, что принадлежит только душе. Платов уверен в том, что любая дорога необъяснимым образом влияет на путника.
- Дорога же паломника, связанная с посещением святых мест, кроме того, лечит еще и душу, делая ее отзывчивее и добрее, очищает помыслы от дурного и греховного, настраивая на светлое и вечное.
Уже в Московском аэропорту Николай Яковлевич стал думать о будущих путешествиях. Перед глазами стояла карта Израиля, испещренная маршрутами паломников. "А почему не создать подобную карту Пензенской области, Нижегородской и Мордовии, которые так богаты святыми местами?" подумал он.
И в течение последующих лет пензенские велосипедисты неоднократно побывали в монастырях Троице-Скановом в Наровчате, Керенско-Тихвинском в Вадинске, исколесили Мордовию и Нижегородчину, наслаждаясь духовной атмосферой Дивеева, Пайгармского, Темлянского, Санаксарского храмов. Они разработали маршруты паломников разной продолжительности и сложности и надеются, что со временем появится карта этих дорог. И каждый человек сможет выбрать одну из них себе по силам.
04.02.2005
Источник: Наша Пенза