15 февраля Русская православная церковь празднует Сретение Господне в память о том дне, когда старец Симеон увидел в храме и даже взял на руки столь давно ожидаемого им Богомладенца. "Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко!" с радостью воскликнул этот измученный долгими годами своей жизни человек.
В сущности, каждый христианский праздник так или иначе напоминает нам об Иисусе Христе и даже неверующих или людей, зыбких в своих убеждениях, заставляет хоть немного задуматься об этой величайшей личности в истории человечества, а праздник Сретения в особенности. "Чему учит нас праздник Сретения Господня? вопрошал в своей проповеди святой праведный Иоанн Кронштадтский. Прежде всего той истине, что Бог верен во всех словах и обещаниях Своих... Кроме того, бывают ежедневно у верующих и благочестиво живущих христиан внутренние тайные сретения, т. е. встречи Господа в душах во время молитвы..."
Многие из нас в этот день не пойдут в церковь, но наверняка потянутся к книге. Может быть, это будут религиозно-философские или исторические труды, но большинство, без сомнения, предпочтут беллетристику. Что делать, время сейчас такое бывали, впрочем, времена и похуже. Какие же романы об Иисусе можно сегодня купить в наших магазинах или попросить у знакомых, располагающих хорошими домашними библиотеками?
Издательство "Азбука" в своей серии "Классика" переиздала знаменитый пожалуй, даже печально знаменитый роман Никоса Казандзакиса "Последнее искушение Христа".
У нас он скорее известен по одноименному фильму Мартина Скорсезе, вызвавшему в свое время очень негативные отклики со стороны как церковных кругов, так и простых верующих. Фильм по сути обвинили в кощунстве и богохульстве. Вопрос этот, конечно, непростой. По нашему мнению, с религиозной точки зрения в принципе должна быть кощунственной сама мысль сделать Богочеловека литературным персонажем или киногероем невзирая, хорошо это будет сделано или плохо. Но мы ведь имеем дело с искусством, а у него свои, совершенно отличные от религии законы. Да, подлинное искусство немыслимо без морали, но морали чисто человеческой, а главный критерий оценки любого произведения интерес к нему миллионов людей на протяжении долгих лет.
Мы знаем, что Мартин Скорсезе верующий католик, и в романе греческого писателя нашел близкие своему сердцу мотивы. Сам же Казандзакис так комментировал идею произведения: "В своем последнем восхождении на крест Христос миновал все этапы, которые проходит борющийся человек. Потому-то его страдания так близки нам... Эта человеческая ипостась Христа помогает нам понять и полюбить его, пережить его страсти как свои собственные".
Писатель на самом деле не отступает ни от духа, ни от буквы Евангелия ведь Иисус не избегает распятия, как наверняка посчитали многие, не читавшие роман, а лишь в своем предсмертном видении на кресте в одно мгновение, которое тянется подобно вечности и описание которого включает почти весь текст романа, видит свою якобы долгую и счастливую человеческую жизнь со всеми ее семейными радостями. В этом-то и заключается последнее и самое страшное искушение, которому подвергает его сатана. Но врагу рода человеческого и в этот раз не удалось одержать победы над Сыном Божьим. "Преодолевая боль, Иисус разлепил веки и окинул взглядом все вокруг. Он был один. Дом, деревья, деревенская улица, да и сама деревня все исчезло... Куда он попал? Зачем он здесь? И почему так больно?.. Кто-то из стоявших внизу пожалел его и перед ним закачалось копье с насаженной на него губкой... Невыносимая боль терзала его сердце, руки, ноги... Он вздрогнул память вернулась к нему. И тут же дикая, необузданная радость охватила все его существо! Он распят! Он с честью дошел до конца, он сдержал свое слово".
Я думаю, что читателям доставит настоящее удовольствие эта книга искренняя и страстная, полная многих сердечных откровений. Для любителей же чтения более изощренного можно посоветовать исторический роман знаменитого английского поэта Роберта Грейвза "Царь Иисус" (издательство "Армада"). Автор в большей степени опирается не на канонические евангелия, а на апокрифы. В качестве эпиграфа он цитирует талмудический словарь: "Валаам Хромой (т. е. Иисус) был тридцати трех лет, когда Пинтий Грабитель (т. е. Понтий Пилат) убил его".
Ну а для любителей чего-нибудь эдакого, в ультрасовременном стиле (когда даже смешно и заикаться о "соответствии Евангелию"), издательством "Фантом Пресс" выпущен роман Кристофера Мура "Агнец. Евангелие от Шмяка, друга детства Иисуса Христа". Как говорится, комментарии излишни.
14.02.2005
Источник: Вечерний Петербург (Санкт-Петербург)