Религия не может быть игрушкой С удивлением смотрел я на эту книгу, увидев ее на полке в магазине. Две повести епископа Михаила (Семенова) "Второй Рим" и "Великий разгром". Эту последнюю повесть, вышедшую отдельной книгой в 1912 году, отксерокопировал я когда-то для себя полностью, отыскав в Российской национальной библиотеке, что в Санкт-Петербурге. Хотелось
Старообрядческий епископ Михаил приходит к читателю одним из последних и главным образом благодаря усилиям самих старообрядцев. Повести изданы в Барнауле издательством Фонда поддержки строительства храма Покрова Пресвятыя Богородицы Русской православной старообрядческой церкви. Знакомые владыки Михаила давно переизданы: Василий Розанов, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, недавно пришла очередь Дмитрия Филосо-фова. А епископа Михаила даже не включили в самый подробный на сегодня литературный биографический словарь "Русские писатели. 1800 1917 годы", хотя статья о нем должна там присутствовать по всем критериям.
Сейчас хотелось бы поговорить о повестях. Вообще написано епископом Михаилом много: драма об Иване Грозном, рассказы для детей, проникновенные проповеди, литературная критика, публицистика, другие повести, учебники... Придет время, ученые займутся этим. Исторические повести епископа Михаила попытка разобраться в прошлом ради современности, причем попытка довольно высокой художественной пробы. Церковный историк, он выбрал темами повестей эпоху византийского императора Михаила, когда начиналась деятельность братьев Кирилла и Мефодия, и события церковной трагедии XVII века, приведшие к расколу русской церкви. В названии повести заключена скрытая полемика с произведением исторического романиста Даниила Лукича Мордовцева: "Великий раскол" "Великий разгром".
Монах и художник. Епископ Михаил не чуждался светской культуры, но при этом интересно наблюдать, как он обращается с вымыслом в своих художественных произведениях. То смело прибегает к нему, вводит в действие придуманных героев, то боится, что ли, и, описывая какие-то события, использует подстрочные ссылки, поясняя, что легло в основу того или иного эпизода, описания. Иногда вступает в полемику с историками и византистами, как будто сама художественная ткань повести лишь повод высказать свое мнение, согласие или несогласие.
Остановимся на повести "Второй Рим". Драматическое действие может развиваться двумя путями. Первый двигаясь от события к событию, второй от одного душевного состояния героя (героев) к другому, действие развивается благодаря столкновению идей, их борьбе. Последний принцип у епископа Михаила доминирующий. Все изображаемые им события и поступки осмысляются в христианских категориях временного и вечного, писатель стремится разобраться в смысле человеческого бытия в перспективе вечности.
Во "Втором Риме" несколько тесно переплетенных между собой сюжетных линий. Судьбы братьев Кирилла и Мефодия, патриарха Игнатия, славянской девушки Россы. Византия на краю гибели. Еще хранят ее молитвы Андрея юродивого и омофор Богородицы от нашествия чужих племен, но другая опасность зреет, и зреет неумолимо. Кризис веры. Религия стала игрушкой, вера выродилась в суеверие, церковное благолепие и блеск все это чисто внешнее. Это уже не православное царство. Причин тому много. "Благотворительная работа монахов была огромна и проникнута истинным подвижничеством до восторга, до того экстаза, когда дыхание прокаженных пьют, как сладкое вино. <...> Но наряду с этим среди многих и многих тысяч иноков в Византии множились и бродяги, которые предпочитали песни танцовщиц гимнам Романа Сладкопевца; которые, живя за счет своего клобука, сознательно множили самое темное суеверие, низводя религию св. Григория Богослова и св. Афанасия до степени полуязычества. Самый рост монашества становился угрожающим: монастыри отнимали у полей работников, взяли в свои руки огромные земельные владения. Неудивительно, что явилась реакция и против церковности, слишком граничившей с суеверием, и против монашества, ставшего опасной для государства (а иногда и для церкви) силой. А реакция всегда родит крайность. Иконоборчество и борьба с монашеством приняли формы похода против святейшего в церкви, что составляло душу православия". Все было готово, чтобы к власти пришел император Михаил по прозвищу Пьяница. "Мастер пародии", "изобретательный кощунник". "Всепьянейший собор" его идея, не Петра Первого. Повесть попытка ответить на вопрос, как в такой религиозной стране, как Византия, мог встать у власти такой правитель. "Михаил видел и чувствовал, что кругом него религия стала игрушкой в руках силы, что базилевсы распоряжаются догмой и обрядом свободнее, чем своими гвардейцами. И оставаясь одной половиной души во власти религиозной веры и частью религиозного суеверия, другой он ненавидел епископство патриархии и веру евнухов как злую, лицемерную силу, втайне враждебную его божественному самовластию во имя его самовластия".
Рим разрушили не гунны, а разврат.
Второй Рим, Византия, пап из-за разврата.
Император Михаил в конце повести выносит приговор своему государству, устраивая собственные похороны. "Да, я хороню себя, и этот город, и мою страну область блуда и беззакония... Я говорю: пусть владеет сатана царством прокаженных, слепых и глухих. Не слепа ли, не глуха, не прокажена ли страна Юстиниана?! Да, правда ослепла в ней и вера покрыта проказой. И исцеления ей нет. Посему пусть умрет". Вскоре после этой речи во время пиршества Михаила убивают, и он как будто ждет этой минуты...
Что стало с Византией, мы знаем.
Что будет с Третьим Римом Москвой?
Но, может быть, падение Третьего Рима уже произошло? Этот вопрос возникает, когда читаешь "Великий разгром". Первые страницы посвящены осаде Соловецкого монастыря. "Намедни из пушек палили... Надругались Велиаровы слуги над святыней одно ядро попало в Самого Спаса. Другое около могилки святителя Германа разорвалось". Увы, это не вымысел. Не напоминает ли это расстрел Кремля большевиками? А что, если эти события действительно взаимосвязаны, сказал же однажды Солженицын: если б не было семнадцатого века, не было бы и семнадцатого года...
Больные, тяжелые вопросы ставит "Последний разгром". Автора особенно остро волнует проблема разрыва между высшим духовенством и народом, и это проблема вневременная. Этот разрыв смертельно опасен для церкви, о чем и хотел предупредить автор. Хочется осмотреться, задуматься: во "Втором Риме" русский народ мыслится как народ богоизбранный, как достойный и единственный преемник православия от погибающей Византии, а что теперь? О безверии как сущностной черте русского народа писал Белинский в хрестоматийном "Письме к Гоголю". Сам Гоголь придерживался совершенно иного мнения, но тем не менее резкие слова Виссариона Григорьевича не лишены оснований. В самом деле, если Россия православная страна, то как объяснить то презрение к вере, какое выявили 1920-30-е годы? Что же случилось?..
С первых абзацев заметно, что "Великий разгром" написан старообрядцем. Еще академик П.Н. Сакулин отмечал, что мировоззрение писателя непосредственно отражается на создании художественного образа: "Мировоззрение понимается как поэтическая концепция жизни и мира. Оно проникает собою все художественное творчество поэта и школы..." События XVII века в художественном мире епископа Михаила осмысляются совершенно особо. Возьмите, к примеру, "Брынский лес" Михаила Загоскина и сравните, как он описывает Стрелецкий бунт и как епископ Михаил, а потом, как говорится, "почувствуйте разницу".
Епископ Михаил недолюбливал Чехова. Он писал, что от его творчества веет каким-то безнадежным отчаянием, что Чехов не знает, что в конце концов победит: серая паутина скуки и футляра или расширенная светлая жизнь. Он стучит своим молоточком, будит "мертвецов" и зовет их из могил, но при этом сам слегка недоумевает, зачем он это делает. Поэтому смысл его стука непонятен. Куда-то зовут, но куда? К правде? Но есть ли она? Чехов сам не знает. Совсем иное дело творчество Короленко. Особенно ценил епископ Михаил маленький рассказ "Огни", который называл стихотворением в прозе. "Но все-таки... все-таки впереди огни!" В этих последних словах рассказа заключена программа всей литературной деятельности Короленко. В этих огнях, которые всегда впереди, которые всегда звали, зовут и будут звать человека, отличие Короленко от Чехова. Конечно, эти утверждения небесспорны, но поспорить с ними хочется в другой статье, отдельно. Хочется отметить, что "положительные герои" повестей епископа Михаила люди ищущие, "жаждущие правды" и для них тоже горят впереди огни...
01.03.2005
Источник: Учительская газета