ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Истина и жизнь" (архив)

Марк Шагал

Картинки с выставки

Наталья Апчинская :: 10 октября 2005

Проходившая весной нынешнего года в залах Третьяковской галереи выставка Марка Шагала из зарубежных и русских собраний была самой полной из когда-либо показанных в нашей стране. В первом зале экспозиции зритель, словно подгоняемый гипнотическим взглядом художника, смотрящего ему в спину с фотографии 30-х гг., обозревал его ранние работы, а в последних залах, на другом этаже, видел перед собой полотна, литографии и гуаши, созданные Шагалом в последние десятилетия его необычайно долгой жизни. Масштабы выставки позволяли уяснить и эволюцию художника, и неменяющуюся сущность его искусства – прозрение мистического и духовного измерения реальности.

Одно из самых выразительных из показанных на выставке ранних произведений — картина "Смерть" (второе название — "Покойник"), написанная в 1908 г. Тогда Шагал постигал ремесло живописца в Петербурге, периодически возвращаясь в родной Витебск. Умерший лежит на земле, окружённый поминальными свечами. Справа изображена кричащая женщина, чей взрыв отчаянья нарушает привычный распорядок вещей: падает из окна горшок с цветами, убегает куда-то с холста мужчина. Всё это уравновешивается фигурами невозмутимого подметальщика улицы и скрипача, играющего на крыше на фоне рассветающего неба.

Главное в картине — внушающее страх мистическое чувство смерти, воплощённое в экспрессивно написанном образе умершего, чувство, коренящееся в хасидских верованиях. Смерть показана как нечто непостижимое (в "Моей жизни" Шагал писал: "Я не понимал, как может живое существо взять и умереть"), но существующее рядом с жизнью и являющееся звеном в кругообороте бытия. Другие важные моменты этого круговращения были запечатлены на отсутствовавшем на выставке холсте "Рождение" и экспонированном в том же зале, что и "Смерть", большом полотне "Свадьба". Художник создал его в Париже, где жил в 1911–1914 гг. Именно в эти годы Шагал окончательно сформировался как один из выдающихся и самых индивидуально-неповторимых мастеров живописного авангарда начала ХХ в.

В монументальности стиля "Свадьбы" есть нечто фресковое. Между "землёй" и "небом" разворачивается свадебное действо, одновременно реальное и мистериально-фантасмагоричное. На фоне витебских домиков движутся обитатели местечка. Они выстроены с помощью цветовых плоскостей и вспышек света, очерчены то плавным, то обрывистым контуром. В "Свадьбе" со всей наглядностью проявилась одна из фундаментальных особенностей Шагала, сближающая его с классическими мастерами, — умение "рассказывать истории" и соединять современную универсальность образов с их поразительной жизненностью и психологизмом.

В то время как в "Свадьбе" происходит движение по горизонтали, во времени, в другом замечательном произведении 1910-х гг., которое можно было увидеть на выставке — картине "Жёлтая комната", — акцент перенесён на выход персонажей за пределы земли и конкретного времени.

В прочитанном в США в годы Второй мировой войны докладе Шагал говорил, что восхищение французской живописью конца ХIХ — начала ХХ в. не мешало ему верить в то, что существуют иные измерения по сравнению с теми, что отражены в этой живописи, — "открывающиеся не только глазу". Всю свою жизнь он ощущал себя "рождённым между небом и землёй" и рассматривал искусство как миссию, цель которой — принести на землю весть о небе. В экстатическом акте художественного творчества он проникал, по собственным словам, "в сердцевину мироздания".

На картине "Жёлтая комната" воплощение подобного экстаза — сидящая на стуле женщина с перевёрнутым и полным радости лицом. Стоящий мужчина устремлён к дверному проёму, сквозь который в комнату входит солнце и мировой простор. Мы видим также животное "шагаловской породы", полное мистической тревоги. Души людей и животных соприкасаются с мировой душой, а комнатное пространство расширяется, сливаясь с космическим.

Та же тема разработана в написанном в жёстком кубистическом стиле холсте "России, ослам и другим" (1911–1912). На крыше дома красная корова кормит окрашенных в зелёный цвет телёнка и человеческого младенца, в то время как молочница с ведром, преодолевшая тяготение, с головой, отделившейся от туловища и парящей в небесах, потрясённо созерцает идущие с неба таинственные лучи. Красная корова, в соответствии с древней иудейской традицией, символизирует иррациональность религиозной веры; как и животное в "Жёлтой комнате", корова охвачена мистическим страхом. Между тем, платье русской молочницы покрыто знаками, которыми нацисты метили евреев, а на куполе православной церкви, занимающей важное место в композиции, художник поместил шестиконечную звезду, подчеркнув тем самым единство иудеев и христиан. Напряжённую, шокирующую экспрессивность стиля картины и её название можно связать с переживаниями Шагала по поводу проходившего в Киеве в 1911–1913 г. процесса Бейлиса, на котором была сделана попытка обвинить евреев в ритуальном жертвоприношении русских младенцев. По мнению известной израильской исследовательницы З. Амишай-Майзельс, "ослы", фигурирующие в названии картины, — черносотенцы, затеявшие дело Бейлиса, "другие" — русская интеллигенция, выступившая в его защиту.

В 1914 г., открыв в Берлине выставку своих работ, Шагал уезжает в Витебск, где его застаёт Первая мировая война. Художник не смог вернуться в Париж, но впоследствии благодарил судьбу за своё "пребывание в России во время войны и революции, как и за пребывание во Франции в переломные для искусства годы". В этот период его произведения приобретают более документальный характер, хотя и сохраняют религиозную основу; как писал биограф Шагала Ф. Мейер, художник теперь "сильнее ощущает реальность человеческого".

Целый ряд живописных и графических работ на выставке отражал военную тему. Продавец газет на одноимённой картине был задуман как вестник войны. В карандашном эскизе на одной из газет значилось слово "война", на самой картине огненно-красными буквами написано название газеты "Огонёк" и огнём охвачено небо. Самое впечатляющее в этом произведении — лицо старика еврея, несущего газеты, полное неизбывной печали и умудрённой примирённости с жизнью.

Приметами военного времени наполнена серия рисунков тушью, поражающих силой претворения реальности в экспрессивные образы. Словно иглой гравёра, очерчены улица Витебска или вокзал со скованно-экспрессивными и психологически выразительными фигурами людей. Из контрастов чёрных и светлых пятен туши рождается образ раненого на носилках. В просветлённом лице — странная смесь боли и ликования; именно страдание позволяет шагаловскому герою приобщиться к запредельному. На другом листе увековечен плач женщины над погибшим.

Наряду с военными мотивами звучат темы, раскрывающие другие аспекты бытия. На одной из картин зеркало уподобляется искусству, предназначенному не для отражения видимой глазом реальности, а для постижения её скрытой и таинственной сути. В лиловом зазеркалье возникает обычная, но волшебно преображённая керосиновая лампа. Настенные часы из родительского дома в Витебске, сопоставленные с выполненной в гораздо меньшем масштабе фигуркой человека, смотрящего в окно на ночное небо, вырастают до огромных размеров и превращаются в символ времени. Ландыши напоминают белый огонь, вырывающийся из обрамления листьев. На природу — как на мир вообще — художник глядит из глубины души, с этим связан мотив окна, соединяющего внутреннее и внешнее, дом и мир. Мотив этот пройдёт через всё творчество Шагала, а в 10-е гг. достигнет кульминации в известном полотне "Окно на даче". На дачный сад — и как будто на всё мировое пространство — смотрит не художник из плоти и крови, а его душа, направляемая душой возлюбленной и музы. Отсюда — бестелесность, прозрачность и светоносность изображений, пластические сдвиги, отрешённо-углублённый характер образов.

На не менее известной картине "Ворота кладбища" (1917), также показанной на выставке, Шагал возвращается к теме смерти. Приоткрытая калитка словно приглашает на кладбище новых обитателей — новых жертв исторических катаклизмов. Однако странный свет, наполняющий полотно, пересечения и кубистические сдвиги планов делают изображённое ирреальным и фантасмагоричным — перед нами ворота, ведущие не столько на кладбище, сколько в потусторонний мир.

В небольших парных портретах с изображением "голубых", "розовых" и "серых" любовников Шагал воспевает союз с Беллой Розенфельд, любимой женой, музой, в полном смысле слова своим вторым "я". Персонажи очерчены то угловатым, то плавным, словно поющим контуром или погружены в бездонную синеву — в итоге возникает живописная сюита о любви, полная лиризма, глубокой нежности и веры в будущее. На созданном позже монументальном полотне "Над городом" сила любви поднимает влюблённых в воздух, и они летят над домиками Витебска. Взгляд художника мечтательно устремлён в небо, в то время как вторая половина его души, воплощённая в Белле, шлёт привет земле. На другой знаменитой картине, показанной на выставке — "Прогулка", — Шагал с напряжённо-театральной улыбкой держит в одной руке птицу, в другой — парящую в воздухе Беллу. Своего рода апофеозом темы выглядит "Двойной портрет с бокалом вина". Смеющийся Шагал, сидящий на плечах улыбающейся возлюбленной, одной рукой поднимает бокал с вином, другой закрывает глаз Беллы, подчёркивая этим динамичную асимметрию композиции. Фигуры образуют "цирковую" пирамиду, увенчанную слетевшим с небес ангелом. И кажется закономерным, что спустя несколько лет художник изобразит себя на театральном панно сидящим уже на руках известного критика А. Эфроса, который вносит его в Камерный еврейский театр, руководимый Алексеем Грановским.

Именно Абрам Эфрос весной 1920 г. представил Шагала Грановскому, ибо, по его убеждению, еврейской сцене был нужен самый еврейский, "самый современный, самый необычный и самый трудный художник". Сам Шагал вспоминал в "Моей жизни": "Вот, — думал я, — вот возможность перевернуть старый еврейский театр с его психологическим натурализмом и фальшивыми бородами. Наконец-то я смогу развернуться и здесь, на стенах, выразить то, что считаю необходимым для возрождения национального театра".

На выставке был показан весь (за исключением несохранившихся плафона и занавеса) ансамбль панно Шагала, размещённых некогда в зрительном зале первого здания Камерного еврейского театра и хранящихся ныне в Третьяковской галерее.

Этот ансамбль — самое удивительное из когда-либо созданных для театра живописных произведений. Главное панно, имевшее почти три метра в высоту и восемь в длину, называлось "Введение в новый национальный театр". Расположенное по продольной стене зала, оно в прямом смысле слова подводило зрителя к сцене. Именно на нём рядом с задумчивым Грановским изображён энергично шагающий, сосредоточенный Эфрос, несущий на руках вдохновенного Шагала, над головой которого можно различить знак избранности — раскрытые скрижали Моисея. Слева низвергается с высоты зелёная шагаловская корова, символизирующая мистический и музыкальный характер театрального представления (коровьи рога на идише обозначают, кроме всего прочего, игру на музыкальном инструменте); ей протягивает сломанную скрипку актёр Михоэлс, выражая готовность учиться у Шагала новой театральной эстетике. Тот же Михоэлс, магически преображённый театром, взлетает над землёй в центральной части композиции, ведя за собой местечковую козу. Рядом изображены музыканты еврейского оркестра, далее — акробаты с молитвенными принадлежностями: цирковой номер является также молитвой, за ними — актёры театра Грановского. То там, то тут возникают портретные изображения деятелей еврейской культуры и близких художника, трубящие ангелы, человек с зонтиком (слово "зонтик" являлось частью выражения на идише: "Пусть Бог нас защитит"). Обобщённая трактовка фигур, лишённых тяжести материи, компенсируется богатством фактуры, декоративных узоров, цветовых сочетаний. Театр предстаёт как мир, и мир как театр — сакральный, но полный юмора, пронизанный светом, хаотичный и многомерный, но организованный на каком-то высшем уровне.

Напротив, в простенках между окнами, в театре Грановского были размещены четыре вертикальных холста, посвящённые осуществляемому в спектаклях синтезу искусств. На одном ("Музыка") варьируется мотив парижского периода: скрипач между рядами домов с церковью, осенённый ангелом, демонстрирует национальный и вселенский характер творчества. Как всегда у Шагала, божественное начало не противостоит повседневному, а выражается в видимом мире, открываясь взгляду художника-визионера.

На панно "Танец" предстаёт свадебная танцовщица, окружённая инструментами еврейского оркестра, и кажется, что танцует не только главный персонаж, но вся картина. На холсте "Литература" показан переписчик Торы, напоминающий образы евангелистов в средневековом искусстве, — Шагал именовал его "первым поэтом-мечтателем". Наконец, на панно под названием "Театр" (или "Драма") можно видеть бадхана, свадебного шута, со смеющимся лицом-маской и одновременно поднятой в поучающем жесте рукой. Рядом — молитвенно склонённые жених и невеста и плачущая родня. ("Слёзы так и льются, — писал художник в "Моей жизни", — когда бадхан громким голосом поёт и причитает: Ох, невеста, невеста, что тебя ожидает!")

Тема брачного союза, прозвучавшая в вертикальных панно, была продолжена в размещённом над ними горизонтальном фризе с изображением свадебного стола (точнее, двух, частью зеркально отражённых, столов), где на блюдах возлежат куры, очеловеченная рыба и даже живой гимназист.

У входа в зрительный зал находилось почти абстрактное полотно, названное "Любовь на сцене". Среди затенённых и светлых поверхностей, прямых и округлых линий можно различить дематериализованные фигуры танцующей пары, а также очертания еврейских согласных, входящих в имя Шагала. Буква "ш" выделена красным, ибо она является также начальной буквой одного из имён Бога (Эль Шаддаи), другая литера — "л" — служит началом слова "любовь". Таким образом, панно содержит скрытое послание художника, в котором говорится о любви, называется имя автора этого произведения и имя Творца всего сущего.

В 1922 г., побуждаемый, как он скажет в "Моей жизни", стремлением "сохранить свою душу", Шагал покидает советскую Россию. Проведя больше года в Берлине, где он освоил технику офорта и литографии, художник оказался в Париже. Знаменитый маршан и издатель Амбруаз Воллар, распознав в нём прирождённого книжного графика, заказывает Шагалу иллюстрации к популярному роману с русским сюжетом, но Марк Захарович предлагает свою тему: "Мёртвые души" Гоголя, писателя, с которым он чувствовал глубокое родство. С 1923 по 1925 г. он выполняет около 100 офортов к гоголевской "поэме" и посылает экземпляр оттисков в Москву, в Третьяковскую галерею, "со всей любовью, — как сказано в дарственной надписи, — русского художника к своей родине".

Надпись эту можно было прочесть на одном из восьми офортов, показанных на выставке. В этом листе, открывающем всю серию, изображено прибытие Чичикова в город NN: два "русских мужика" рассуждают у дверей кабака о том, куда доедет колесо брички (последнее для наглядности увеличено в размере), а на фронтоне въездных ворот непринуждённо располагаются огромные петухи. Всё кажется начертанным одним движением пера, запечатлевающим шагаловское вИдение прозы Гоголя — экспрессивное, юмористически-гротескное. В другом листе Шагал рассказал о своих отношениях с писателем. Оба изображены похожими, но повёрнутыми друг к другу спиной. Гоголь, пишущий книгу, на которой обозначено ключевое для иллюстратора слово "мёртвые", весело смеётся, в то время как у Шагала улыбка переходит в страдальческую гримасу, напоминая и о характерном еврейском сочетании юмора и печали, и о гоголевском "смехе сквозь слёзы", при этом писатель слегка теснит художника. Над ними — смеющийся мужик с коромыслом, которое также склоняется в сторону Гоголя, персонажи "Мёртвых душ" и в самом верху — потрясённый ангел в облаках, олицетворяющий прямое вторжение чудесного в обыденную реальность.

Чудесное присутствует в каждой иллюстрации "Мёртвых душ", в частности, в показанном в Третьяковке офорте "Вечеринка у губернатора". Манипулируя масштабами фигур, художник раздвигает, как в романе Булгакова, бальный зал, при этом находящиеся рядом персонажи оказываются как бы в разных измерениях. На листе "Двор Коробочки" на первом плане изображён петух, которому Чичиков "сказал дурака", но, как и все прочие обитатели птичника, он превращён в странное одушевлённое существо, а весь двор — в хаотически-целостный микрокосм, раскрывающий мистическую сущность мироздания.

Воссоздавая гоголевских героев, таких, как Собакевич или "дядя Миняй" вместе с Митяем, Шагал реализует гоголевские метафоры и гиперболы, превращая живых людей в почти мифологические существа, несравненные по художественной выразительности. Многим из этих существ свойственно нечто демоническое. Подытоживая иллюстрациями к "Мёртвым душам" недавний трагический опыт революционных потрясений, Шагал показал в своих образах меняющиеся обличья мирового зла.

Между тем, в его живописи 20-х гг. звучат иные, мажорные ноты, отражающие гедонистическую атмосферу послевоенного десятилетия. Стиль становится более живописным, цветовая материя сгущается, уходят кубистические гранения формы, свет обволакивает объёмы, заставляет краски светиться и переливаться. В конце 20-х возникает серия живописных и графических работ на тему цирка, который предстаёт порой воплощением поэзии и любви, — такова показанная на выставке картина "Акробатка". Размещённый рядом с ней "Ангел с палитрой" свидетельствовал о начале нового периода в творчестве Шагала, протекавшего во многом под знаком Библии.

Ещё в 10-е гг. художник писал в Париже картины на сюжеты из Ветхого и Нового Заветов. Однако развёрнутое воплощение библейская тема нашла в его искусстве только в 30-е и послевоенные годы — в выполненных по заказу Воллара 105 офортах к Пятикнижию и другим книгам иудейского Танаха (Ветхого Завета). Посетив в 1931 г. Палестину, Шагал, как всегда, населил свои листы удивительно живыми персонажами, являвшимися одновременно обитателями еврейских местечек России и участниками священной истории. Как писал Ф. Мейер, "герой офортов — человек, который не изменяется в веках, который видит Бога, говорит с Ним и черпает оттуда своё достоинство и величие". Этот ветхозаветный Бог у Шагала полон любви к Своим творениям и является источником любви, которая — несмотря на зло, пришедшее в мир после грехопадения, — соединяет людей друг с другом и всеми обитателями земли.

Часть чёрно-белых офортов была предварена цветными гуашами, восемь из которых можно было увидеть на выставке. На этих листах Ной потрясённо и благоговейно созерцает после потопа ангела с радугой — знак Завета между Богом и человеком. Авраам видит духовными очами трёх таинственных крылатых существ, сидящих за его столом или идущих в Содом. Иосиф-пастух провидит свою судьбу, перипетии которой показаны на двух других листах. Израильтяне едят пасхального агнца — в каждом выражено напряжённое переживание встречи с высшей Силой, олицетворённой в летящем Ангеле смерти. Во всех гуашах происходит преодоление эмпирического пространства; изображение, кажущееся частью некой фрески, уплощается и придвигается к зрителю.

В офортах ощущение фрагментарности исчезает, и композиции уподобляются микрокосму, созданному из сгущений и разряжений мельчайших частиц краски и пронизанному светом. В стиле видны переклички с Рембрандтом и Эль Греко, чьё творчество Шагал изучал в процессе работы над офортами. Так, на показанном в Третьяковке листе "Исаак благословляет Иакова" персонажи выглядят родственными рембрандтовским; с великим голландцем современного мастера сближало также слияние пластического и психического начал. Как всегда, Шагал подробно пересказывает сюжет: помимо главных героев мы видим простодушного Исава за столом, фигурки бедуинов. Всё помещено в ирреальное пространство, безграничное и одновременно замкнутое, как в новейшей физике. Способность художника преображать реальный пейзаж с особой наглядностью проявилась в композиции "Гробница Рахили". На другом офорте Иаков, борющийся с ангелом, готов исполнить волю Бога, а в мучительном выражении лица ангела передана его причастность к каким-то непостижимым, пугающим тайнам. Самсон побеждает льва с человеческим лицом — оба показаны как равноправные участники сакрального действа. Царь Давид возносится над Иерусалимом в сверхреальном величии, а Исайе благодаря сверхчеловеческому напряжению духа открывается видение Сиона, к которому текут народы, чтобы перековать мечи на орала и копья на серпы…

В своё время Шагал с энтузиазмом воспринял русскую революцию, которая сулила освобождение от социального и национального неравенства. Сама идея революции импонировала художнику, чья поэтика была основана на принципе "выхода за пределы". Однако с годами он осознал разницу между революцией политической, несущей разрушение, и духовной — созидательной. На картине "Революция" (1937), живописный эскиз к которой был показан на выставке, Ленин, делающий стойку на руке, воплощает с шагаловской прямотой дух политических переворотов; он противопоставлен старику еврею с Торой, олицетворяющему религиозное созерцание. Спустя десять лет, находясь в эмиграции в США, Шагал превратит картину в триптих, посвящённый только что прошедшей мировой войне. Место Ленина в нём займёт распятый Христос, воплощающий страдания еврейского народа и всего человечества и дополняющий сострадательной и жертвенной любовью библейскую мудрость старика с Торой. Таков был вдохновлённый Евангелием ответ Шагала на трагические события истории.

В конце 40-х художник обосновался на всю оставшуюся жизнь на юге Франции, по соседству со своим новым издателем Э. Териадом, а также — с Матиссом и Пикассо. В его искусство вливаются образы, краски и свет Средиземноморья. Так, экспонированные в Москве изображения клоунов, арлекинов, женщин и животных, выполненные в 1960-е и 1970-е гг. в технике гуаши, пастели и коллажа, кажутся сияющими, как солнце. В них поражают не только предельная сгущённость цвета и богатство фактуры, но также особая суггестивность и свобода образного языка.

В 1951 г. Шагал вновь посещает Израиль. Эта поездка напитала его библейские образы новыми впечатлениями, и после возвращения он пишет масштабное полотно "Царь Давид" (привезённое на выставку из Центра Помпиду). Давид предстаёт в особенно близком художнику образе — боговдохновенного псалмопевца, царственно прекрасного и полного печали, которой он, по слову А. Ахматовой, "по-царски одарил тысячелетья". Вслед за этим произведением последовал длинный ряд картин на библейскую тему, среди которых особое место заняли 17 монументальных панно под общим названием "Библейское Послание", находящиеся теперь в Ницце, в одноимённом музее. Одно из них — "Авраам и три ангела" — было впервые показано в Москве. Вместо тончайшей нюансировки, отличавшей гуаши и офорты, мы видим здесь монументальные формы, резкие контуры, большие поверхности близкого локальному цвЕта. Но образное содержание остаётся тем же — непостижимая тайна мироздания, воплощённая в ангелах и открывшаяся избранному Богом свидетелю — Аврааму. Как всегда, в композиции много подробностей, цвето-пластических и предметных, то там, то тут проступают контуры еле видимых существ. На фоне заливающего холст красного цвета сияют белые, жёлтые, синие краски крыльев и одежд. Всё, изображённое художником, экспрессивно и продиктовано тем же напряжённым религиозным чувством, которое испытывает его герой.

Такие же поражающие видения открывались зрителю и на других полотнах. Возникший из пламени серафим касался уст Исайи, наделяя его пророческим даром. Потрясённый Моисей, увенчанный лучами света и с лицом в зелёном пятне краски, из рук Бога принимал золотые скрижали. На картине "Пророк Иеремия" создан рембрандтовский и вместе с тем современный образ, полный человечности и величия. Скорбь о разрушенном Иерусалиме и бедствиях народа, расплавляя форму, превращает фигуру пророка в горящее золото, в то время как сопереживающий неотмирный ангел написан сквозящими в черноте белыми мазками…

Хотя выставка в Третьяковской галерее, конечно, не могла исчерпать всего богатства образов, тем и художественных жанров Шагала, она явила московскому зрителю разные его лики, показала его значение как одного из немногих великих религиозных художников своего века.


Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Летняя Москва"Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /