ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Масленица по-немецки"

Анатолий Анисимов, Цилли Келлер :: 05 марта 2005

С рассветом зазвучали барабаны -и многотысячные толпы гостей карнавальной столицы устремились к знаменитому Кельнскому собору, откуда и стартовало шествие. Только по официальным данным, в этот день в карнавале участвовали около полутора миллионов человек!

Слово "карнавал" ассоциируется у нас с Бразилией или с Кубой. Однако старинные карнавальные традиции существуют и в Европе, в основном в странах и регионах с католическим вероисповеданием. Проходят карнавалы и в Германии: в Майнце, Дюссельдорфе, Берлине. Но все они – ничто по сравнению с самым большим и знаменитым кельнским карнавалом. Здесь это действительно "пятое время года".

В Кельн мы приехали ранним утром в "розовый понедельник" – пик карнавальных торжеств. Еще затемно срочно убирают улицы "после вчерашнего" локального празднества. Но большинство окружающих уже в карнавальных костюмах, многие толпятся у киосков, торгующих пользующимися особым спросом разнообразными рогами, яркими разноцветными париками, шутовскими колпаками с бубенчиками и косичками, костюмами Арлекина из цветных лоскутков, шарфами с символикой карнавала-2005 и местной футбольной команды (удивительно похожими на "спартаковские"), недешевыми (в среднем 19 евро), но фирменными "карнавальными орденами" , значками с изображением главных традиционных "членов карнавального правительства" – батрака, девушки и принца.

После долгой ночной дороги заходим на чашку кофе в привокзальный ресторан. С учетом холодной по здешним меркам погоды – минус 3 градуса – доливаем в стаканы собственные запасы из фляжек. За соседним столиком завтракают две молодые миловидные монахини. Однако количество пива, которым они угощаются с утра, наводит на размышления. "А что, сестры, разве не грех употреблять?... " – интересуемся мы. "Не-е! – уверенно отвечают монахини. – Всевышний сегодня там, на небе, тоже празднует с нами!" "Ну, тогда – прост! (Будем здоровы!)" – чокаемся мы флягами с их кружками, уже поняв, что монахини не настоящие, как, впрочем, и весь остальной сегодняшний город.

На карнавал в Кельне смотрят серьезно. Изобилие карнавальных костюмов не случайно – подготовка к празднику традиционно начинается задолго до его приближения, а именно 11-го числа 11-го месяца в 11 часов 11 минут. По наиболее распространенной версии, 11-е считается шутовским числом и как нельзя более подходит для карнавала. За это время с ноября по февраль в городе проходят шутовские заседания, где выбирают исполнителей главных ролей карнавала, его тему, оформление и костюмы, а также исполняют сатирические куплеты и анекдоты – как скабрезные, так и политические. Темой может быть как проблема безработицы, так и отношение к меньшинствам (в том числе и тем, о которых вы подумали). В этом году тема карнавала звучала на кельнском диалекте (который имеет не больше общего с классическим немецким языком, чем, скажем, голландский) как "Kцlle un die

Рдnz us aller Welt" , что означает, "Кельн и дети всего мира".

С рассветом зазвучали барабаны и многотысячные толпы гостей карнавальной столицы устремились к прилегающей к знаменитому Кельнскому собору площади, откуда и стартовало шествие, а также рассредоточились по специальным трибунам, билеты на которые распродавались заранее и стоили от 30 до 76 евро. Только по официальным данным, в этот день в карнавале участвовали около полутора миллионов человек!

Наша трибуна оказалась на улице Глокенгассе 4711, возле того самого здания, где издавна производилась"кельнская вода" , более известная нам под русифицированным французским названием "одеколон". Соседи по трибуне – коренные кельнцы, выразив восторг по поводу "до чего мы дожили – на наш карнавал уже приезжают из Москвы!" – первым делом объясняют нам, что истинный народный праздник – это здесь, а вот в Дюссельдорфе – просто жалкие потуги тамошних "богатеньких". Дух соперничества между рейнскими карнавальными центрами очень силен, и любой житель Кельна с удовольствием выскажет множество негатива в адрес Майнца или Дюссельдорфа (Берлин тут просто не принимается всерьез).

Впервые Кельнский карнавал упоминается в летописи 5 марта 1341 года, а возрождается в современном виде в 1823 году. Неотъемлемой частью празднества считается местное светлое пиво "Келын" , сортов которого насчитывается за полтора десятка. Однако то ли традиции меняются, то ли холодная погода повлияла – у нас сложилось впечатление, что куда большим спросом пользовались глинтвейн, шампанское и более крепкие напитки, которые "приносят и распивают" все, охотно делясь закуской с соседом...

Тем временем вновь в 11 часов 11 минут начинается движение "парада шутов" – в пешем строю, на автомашинах с прицепами и тракторах, разумеется, празднично оформленных. Все это сильно смахивает на первомайскую демонстрацию советских времен, только более многоцветную и изобилующую политической сатирой на актуальные темы.

Учитывая "детскую" тематику нынешнего карнавала, наиболее часто встречающимися персонажами в оформлении процессии были сказочные дети Хеннесхен и Бэрбельхен (Хансик и Барбарочка, или, если хотите, Ванечка и Варенька), предлагавшие тем или иным способом решать имеющиеся проблемы. О падении рождаемости в шуточной форме рассказывали несколько плакатов и символических фигур, как, например, детские коляски и кроватки, затянутые паутиной. Проблемы воспитания изображались в виде огромных кукол родителей, обедневших из-за потакания требованиям детей.

Одно из главных развлечений праздника – на клич "Алааф!" с карнавальных повозок активно разбрасываются в толпу миллионы конфет, плиток шоколада, упаковок с печеньем, а также букетиков цветов. При этом многие сладости выпускаются специально для карнавала. В некоторых городах, например в Берлине, для ловли этих подарков используют зонты. В Кельне же нам удалось увидеть, как залетевшие на карнизы домов конфеты собирали из окон с помощью... пылесоса.

Чем дальше, тем ярче атмосфера всеобщего праздника. В процессии под карнавальный гимн "Вива Колония" ("Да здравствует Кельн!") проходят конная гвардия, пешие мушкетеры, даже настоящие (!) гунны, поселок которых еще сохранился на окраине города. Наряду с тысячами разнообразных клоунов и чертей мы видим и "папуасские" племена в юбочках из перьев и в кудрявых париках, викингов в мехах и рогатых шлемах, пожарных, гимнастов, на плечах которых стройные девушки на ходу проделывали замысловатые кульбиты.

Почти перед каждой повозкой шел оркестр или барабанщики. А так как расстояние между ними часто бывало минимальным, порой в правое ухо доносилась одна популярная мелодия, а в левое – другая. При этом зрители старались раскачиваться под музыку в такт мелодии, взявшись за руки, – это национальная немецкая традиция "шункельн" (schunkeln), позволяющая почувствовать единство.

Кельнский карнавал – это настоящий праздник костюмов (а не их отсутствия, как в Бразилии) – холодно все-таки, хотя девушки в гольфах время от времени попадаются. Даже те, кому за 60, приходят в карнавальных костюмах, в крайнем случае разрисовав лица в черные, зеленые, красные или желтые тона (что соответствует цветам основных политических партий Германии) или просто украсив щеки изображением герба города. Среди молодежи особой популярностью пользовались девушки в костюмах коров, которых к обоюдному удовольствию охотно трогали за вымя.

По плану карнавальная процессия, или, как здесь говорят, "поезд" пройдет свой более чем семикилометровый маршрут за четыре часа. Но когда мы покидали трибуну в пять часов вечера, процессия все еще продолжалась. Собственно в шествии (без учета зрителей) приняли участие 44 группы "карнавалистов" с 96 повозками, 121 музыкальная группа, 480 лошадей и около 10 тысяч человек.

Заканчивается карнавал в ночь на "пепельную среду" ("ашермиттвох"), когда на улицах полыхают тряпичные чучела, символизирующие зиму и болезни. В среду по традиции народ похмеляется и ест рыбные блюда. Верующим католикам, для которых в этот день начинается великий пост, священники в церквях рисуют на лбу: пеплом крест, чтобы помнили, из чего появились и во что обратятся. А политики, тоже по традиции, в "пепельную среду" принимаются за менее веселые дела – за критику в адрес друг друга. И так – до следующего карнавала.

03.03.2005

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама