ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Масленица по-немецки"

Анатолий Анисимов, Цилли Келлер :: 05 марта 2005

С рассветом зазвучали барабаны -и многотысячные толпы гостей карнавальной столицы устремились к знаменитому Кельнскому собору, откуда и стартовало шествие. Только по официальным данным, в этот день в карнавале участвовали около полутора миллионов человек!

Слово "карнавал" ассоциируется у нас с Бразилией или с Кубой. Однако старинные карнавальные традиции существуют и в Европе, в основном в странах и регионах с католическим вероисповеданием. Проходят карнавалы и в Германии: в Майнце, Дюссельдорфе, Берлине. Но все они – ничто по сравнению с самым большим и знаменитым кельнским карнавалом. Здесь это действительно "пятое время года".

В Кельн мы приехали ранним утром в "розовый понедельник" – пик карнавальных торжеств. Еще затемно срочно убирают улицы "после вчерашнего" локального празднества. Но большинство окружающих уже в карнавальных костюмах, многие толпятся у киосков, торгующих пользующимися особым спросом разнообразными рогами, яркими разноцветными париками, шутовскими колпаками с бубенчиками и косичками, костюмами Арлекина из цветных лоскутков, шарфами с символикой карнавала-2005 и местной футбольной команды (удивительно похожими на "спартаковские"), недешевыми (в среднем 19 евро), но фирменными "карнавальными орденами" , значками с изображением главных традиционных "членов карнавального правительства" – батрака, девушки и принца.

После долгой ночной дороги заходим на чашку кофе в привокзальный ресторан. С учетом холодной по здешним меркам погоды – минус 3 градуса – доливаем в стаканы собственные запасы из фляжек. За соседним столиком завтракают две молодые миловидные монахини. Однако количество пива, которым они угощаются с утра, наводит на размышления. "А что, сестры, разве не грех употреблять?... " – интересуемся мы. "Не-е! – уверенно отвечают монахини. – Всевышний сегодня там, на небе, тоже празднует с нами!" "Ну, тогда – прост! (Будем здоровы!)" – чокаемся мы флягами с их кружками, уже поняв, что монахини не настоящие, как, впрочем, и весь остальной сегодняшний город.

На карнавал в Кельне смотрят серьезно. Изобилие карнавальных костюмов не случайно – подготовка к празднику традиционно начинается задолго до его приближения, а именно 11-го числа 11-го месяца в 11 часов 11 минут. По наиболее распространенной версии, 11-е считается шутовским числом и как нельзя более подходит для карнавала. За это время с ноября по февраль в городе проходят шутовские заседания, где выбирают исполнителей главных ролей карнавала, его тему, оформление и костюмы, а также исполняют сатирические куплеты и анекдоты – как скабрезные, так и политические. Темой может быть как проблема безработицы, так и отношение к меньшинствам (в том числе и тем, о которых вы подумали). В этом году тема карнавала звучала на кельнском диалекте (который имеет не больше общего с классическим немецким языком, чем, скажем, голландский) как "Kцlle un die

Рдnz us aller Welt" , что означает, "Кельн и дети всего мира".

С рассветом зазвучали барабаны и многотысячные толпы гостей карнавальной столицы устремились к прилегающей к знаменитому Кельнскому собору площади, откуда и стартовало шествие, а также рассредоточились по специальным трибунам, билеты на которые распродавались заранее и стоили от 30 до 76 евро. Только по официальным данным, в этот день в карнавале участвовали около полутора миллионов человек!

Наша трибуна оказалась на улице Глокенгассе 4711, возле того самого здания, где издавна производилась"кельнская вода" , более известная нам под русифицированным французским названием "одеколон". Соседи по трибуне – коренные кельнцы, выразив восторг по поводу "до чего мы дожили – на наш карнавал уже приезжают из Москвы!" – первым делом объясняют нам, что истинный народный праздник – это здесь, а вот в Дюссельдорфе – просто жалкие потуги тамошних "богатеньких". Дух соперничества между рейнскими карнавальными центрами очень силен, и любой житель Кельна с удовольствием выскажет множество негатива в адрес Майнца или Дюссельдорфа (Берлин тут просто не принимается всерьез).

Впервые Кельнский карнавал упоминается в летописи 5 марта 1341 года, а возрождается в современном виде в 1823 году. Неотъемлемой частью празднества считается местное светлое пиво "Келын" , сортов которого насчитывается за полтора десятка. Однако то ли традиции меняются, то ли холодная погода повлияла – у нас сложилось впечатление, что куда большим спросом пользовались глинтвейн, шампанское и более крепкие напитки, которые "приносят и распивают" все, охотно делясь закуской с соседом...

Тем временем вновь в 11 часов 11 минут начинается движение "парада шутов" – в пешем строю, на автомашинах с прицепами и тракторах, разумеется, празднично оформленных. Все это сильно смахивает на первомайскую демонстрацию советских времен, только более многоцветную и изобилующую политической сатирой на актуальные темы.

Учитывая "детскую" тематику нынешнего карнавала, наиболее часто встречающимися персонажами в оформлении процессии были сказочные дети Хеннесхен и Бэрбельхен (Хансик и Барбарочка, или, если хотите, Ванечка и Варенька), предлагавшие тем или иным способом решать имеющиеся проблемы. О падении рождаемости в шуточной форме рассказывали несколько плакатов и символических фигур, как, например, детские коляски и кроватки, затянутые паутиной. Проблемы воспитания изображались в виде огромных кукол родителей, обедневших из-за потакания требованиям детей.

Одно из главных развлечений праздника – на клич "Алааф!" с карнавальных повозок активно разбрасываются в толпу миллионы конфет, плиток шоколада, упаковок с печеньем, а также букетиков цветов. При этом многие сладости выпускаются специально для карнавала. В некоторых городах, например в Берлине, для ловли этих подарков используют зонты. В Кельне же нам удалось увидеть, как залетевшие на карнизы домов конфеты собирали из окон с помощью... пылесоса.

Чем дальше, тем ярче атмосфера всеобщего праздника. В процессии под карнавальный гимн "Вива Колония" ("Да здравствует Кельн!") проходят конная гвардия, пешие мушкетеры, даже настоящие (!) гунны, поселок которых еще сохранился на окраине города. Наряду с тысячами разнообразных клоунов и чертей мы видим и "папуасские" племена в юбочках из перьев и в кудрявых париках, викингов в мехах и рогатых шлемах, пожарных, гимнастов, на плечах которых стройные девушки на ходу проделывали замысловатые кульбиты.

Почти перед каждой повозкой шел оркестр или барабанщики. А так как расстояние между ними часто бывало минимальным, порой в правое ухо доносилась одна популярная мелодия, а в левое – другая. При этом зрители старались раскачиваться под музыку в такт мелодии, взявшись за руки, – это национальная немецкая традиция "шункельн" (schunkeln), позволяющая почувствовать единство.

Кельнский карнавал – это настоящий праздник костюмов (а не их отсутствия, как в Бразилии) – холодно все-таки, хотя девушки в гольфах время от времени попадаются. Даже те, кому за 60, приходят в карнавальных костюмах, в крайнем случае разрисовав лица в черные, зеленые, красные или желтые тона (что соответствует цветам основных политических партий Германии) или просто украсив щеки изображением герба города. Среди молодежи особой популярностью пользовались девушки в костюмах коров, которых к обоюдному удовольствию охотно трогали за вымя.

По плану карнавальная процессия, или, как здесь говорят, "поезд" пройдет свой более чем семикилометровый маршрут за четыре часа. Но когда мы покидали трибуну в пять часов вечера, процессия все еще продолжалась. Собственно в шествии (без учета зрителей) приняли участие 44 группы "карнавалистов" с 96 повозками, 121 музыкальная группа, 480 лошадей и около 10 тысяч человек.

Заканчивается карнавал в ночь на "пепельную среду" ("ашермиттвох"), когда на улицах полыхают тряпичные чучела, символизирующие зиму и болезни. В среду по традиции народ похмеляется и ест рыбные блюда. Верующим католикам, для которых в этот день начинается великий пост, священники в церквях рисуют на лбу: пеплом крест, чтобы помнили, из чего появились и во что обратятся. А политики, тоже по традиции, в "пепельную среду" принимаются за менее веселые дела – за критику в адрес друг друга. И так – до следующего карнавала.

03.03.2005

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама