С рассветом зазвучали барабаны -и многотысячные толпы гостей карнавальной столицы устремились к знаменитому Кельнскому собору, откуда и стартовало шествие. Только по официальным данным, в этот день в карнавале участвовали около полутора миллионов человек!
Слово "карнавал" ассоциируется у нас с Бразилией или с Кубой. Однако старинные карнавальные традиции существуют и в Европе, в основном в странах и регионах с католическим вероисповеданием. Проходят карнавалы и в Германии: в Майнце, Дюссельдорфе, Берлине. Но все они ничто по сравнению с самым большим и знаменитым кельнским карнавалом. Здесь это действительно "пятое время года".
В Кельн мы приехали ранним утром в "розовый понедельник" пик карнавальных торжеств. Еще затемно срочно убирают улицы "после вчерашнего" локального празднества. Но большинство окружающих уже в карнавальных костюмах, многие толпятся у киосков, торгующих пользующимися особым спросом разнообразными рогами, яркими разноцветными париками, шутовскими колпаками с бубенчиками и косичками, костюмами Арлекина из цветных лоскутков, шарфами с символикой карнавала-2005 и местной футбольной команды (удивительно похожими на "спартаковские"), недешевыми (в среднем 19 евро), но фирменными "карнавальными орденами" , значками с изображением главных традиционных "членов карнавального правительства" батрака, девушки и принца.
После долгой ночной дороги заходим на чашку кофе в привокзальный ресторан. С учетом холодной по здешним меркам погоды минус 3 градуса доливаем в стаканы собственные запасы из фляжек. За соседним столиком завтракают две молодые миловидные монахини. Однако количество пива, которым они угощаются с утра, наводит на размышления. "А что, сестры, разве не грех употреблять?... " интересуемся мы. "Не-е! уверенно отвечают монахини. Всевышний сегодня там, на небе, тоже празднует с нами!" "Ну, тогда прост! (Будем здоровы!)" чокаемся мы флягами с их кружками, уже поняв, что монахини не настоящие, как, впрочем, и весь остальной сегодняшний город.
На карнавал в Кельне смотрят серьезно. Изобилие карнавальных костюмов не случайно подготовка к празднику традиционно начинается задолго до его приближения, а именно 11-го числа 11-го месяца в 11 часов 11 минут. По наиболее распространенной версии, 11-е считается шутовским числом и как нельзя более подходит для карнавала. За это время с ноября по февраль в городе проходят шутовские заседания, где выбирают исполнителей главных ролей карнавала, его тему, оформление и костюмы, а также исполняют сатирические куплеты и анекдоты как скабрезные, так и политические. Темой может быть как проблема безработицы, так и отношение к меньшинствам (в том числе и тем, о которых вы подумали). В этом году тема карнавала звучала на кельнском диалекте (который имеет не больше общего с классическим немецким языком, чем, скажем, голландский) как "Kцlle un die
Рдnz us aller Welt" , что означает, "Кельн и дети всего мира".
С рассветом зазвучали барабаны и многотысячные толпы гостей карнавальной столицы устремились к прилегающей к знаменитому Кельнскому собору площади, откуда и стартовало шествие, а также рассредоточились по специальным трибунам, билеты на которые распродавались заранее и стоили от 30 до 76 евро. Только по официальным данным, в этот день в карнавале участвовали около полутора миллионов человек!
Наша трибуна оказалась на улице Глокенгассе 4711, возле того самого здания, где издавна производилась"кельнская вода" , более известная нам под русифицированным французским названием "одеколон". Соседи по трибуне коренные кельнцы, выразив восторг по поводу "до чего мы дожили на наш карнавал уже приезжают из Москвы!" первым делом объясняют нам, что истинный народный праздник это здесь, а вот в Дюссельдорфе просто жалкие потуги тамошних "богатеньких". Дух соперничества между рейнскими карнавальными центрами очень силен, и любой житель Кельна с удовольствием выскажет множество негатива в адрес Майнца или Дюссельдорфа (Берлин тут просто не принимается всерьез).
Впервые Кельнский карнавал упоминается в летописи 5 марта 1341 года, а возрождается в современном виде в 1823 году. Неотъемлемой частью празднества считается местное светлое пиво "Келын" , сортов которого насчитывается за полтора десятка. Однако то ли традиции меняются, то ли холодная погода повлияла у нас сложилось впечатление, что куда большим спросом пользовались глинтвейн, шампанское и более крепкие напитки, которые "приносят и распивают" все, охотно делясь закуской с соседом...
Тем временем вновь в 11 часов 11 минут начинается движение "парада шутов" в пешем строю, на автомашинах с прицепами и тракторах, разумеется, празднично оформленных. Все это сильно смахивает на первомайскую демонстрацию советских времен, только более многоцветную и изобилующую политической сатирой на актуальные темы.
Учитывая "детскую" тематику нынешнего карнавала, наиболее часто встречающимися персонажами в оформлении процессии были сказочные дети Хеннесхен и Бэрбельхен (Хансик и Барбарочка, или, если хотите, Ванечка и Варенька), предлагавшие тем или иным способом решать имеющиеся проблемы. О падении рождаемости в шуточной форме рассказывали несколько плакатов и символических фигур, как, например, детские коляски и кроватки, затянутые паутиной. Проблемы воспитания изображались в виде огромных кукол родителей, обедневших из-за потакания требованиям детей.
Одно из главных развлечений праздника на клич "Алааф!" с карнавальных повозок активно разбрасываются в толпу миллионы конфет, плиток шоколада, упаковок с печеньем, а также букетиков цветов. При этом многие сладости выпускаются специально для карнавала. В некоторых городах, например в Берлине, для ловли этих подарков используют зонты. В Кельне же нам удалось увидеть, как залетевшие на карнизы домов конфеты собирали из окон с помощью... пылесоса.
Чем дальше, тем ярче атмосфера всеобщего праздника. В процессии под карнавальный гимн "Вива Колония" ("Да здравствует Кельн!") проходят конная гвардия, пешие мушкетеры, даже настоящие (!) гунны, поселок которых еще сохранился на окраине города. Наряду с тысячами разнообразных клоунов и чертей мы видим и "папуасские" племена в юбочках из перьев и в кудрявых париках, викингов в мехах и рогатых шлемах, пожарных, гимнастов, на плечах которых стройные девушки на ходу проделывали замысловатые кульбиты.
Почти перед каждой повозкой шел оркестр или барабанщики. А так как расстояние между ними часто бывало минимальным, порой в правое ухо доносилась одна популярная мелодия, а в левое другая. При этом зрители старались раскачиваться под музыку в такт мелодии, взявшись за руки, это национальная немецкая традиция "шункельн" (schunkeln), позволяющая почувствовать единство.
Кельнский карнавал это настоящий праздник костюмов (а не их отсутствия, как в Бразилии) холодно все-таки, хотя девушки в гольфах время от времени попадаются. Даже те, кому за 60, приходят в карнавальных костюмах, в крайнем случае разрисовав лица в черные, зеленые, красные или желтые тона (что соответствует цветам основных политических партий Германии) или просто украсив щеки изображением герба города. Среди молодежи особой популярностью пользовались девушки в костюмах коров, которых к обоюдному удовольствию охотно трогали за вымя.
По плану карнавальная процессия, или, как здесь говорят, "поезд" пройдет свой более чем семикилометровый маршрут за четыре часа. Но когда мы покидали трибуну в пять часов вечера, процессия все еще продолжалась. Собственно в шествии (без учета зрителей) приняли участие 44 группы "карнавалистов" с 96 повозками, 121 музыкальная группа, 480 лошадей и около 10 тысяч человек.
Заканчивается карнавал в ночь на "пепельную среду" ("ашермиттвох"), когда на улицах полыхают тряпичные чучела, символизирующие зиму и болезни. В среду по традиции народ похмеляется и ест рыбные блюда. Верующим католикам, для которых в этот день начинается великий пост, священники в церквях рисуют на лбу: пеплом крест, чтобы помнили, из чего появились и во что обратятся. А политики, тоже по традиции, в "пепельную среду" принимаются за менее веселые дела за критику в адрес друг друга. И так до следующего карнавала.
03.03.2005
Источник: Парламентская газета