ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Истина и жизнь" (архив)

Если люблю, то — навсегда

10 октября 2005

Татьяна Бек… Поэт, прозаик, педагог. В памяти её улыбка, приветственный жест, доброжелательный взгляд, энергичный голос. Что ещё? Честность, ответственность, верность данному слову. Неподдельный интерес к собеседнику, кем бы он ни был. Умение радоваться жизни как таковой, успеху друзей – как своему, вообще – любому пустяку.

Принявшая крещение у о. Александра Меня, она не считала возможным делать общим достоянием свою духовную жизнь. Её стихи, по словам А. Кушнера, свидетельствуют о "её верности культуре и человечности, о её сопротивлении бесчеловечности и бескультурью". Духовный мир Татьяны Бек приоткрывается и в этом интервью, записанном незадолго до её ухода.


— Татьяна Александровна, как известно, вы заядлая путешественница. Кажется, не так давно снова из дальних стран?

— Не так уж и недавно. В конце февраля — начале марта 2004 года я впервые побывала в Израиле. Долго не верилось, что попаду в эту страну, которая всегда была для меня желанной и таинственной. Это путешествие — подарок судьбы. Меня пригласили друзья юности — Давид Маркиш и его жена Наташа. Я провела в Израиле двенадцать счастливых дней. Успела как следует посмотреть и Тель-Авив, и маленькие городки, и, конечно, Иерусалим, и другие святые для христиан места. Мистика, но, когда попадаешь в Старый город, действительно ощущение, что всё так и было, Он здесь был.

— Что ещё не забывается?

— Во-первых, я приехала в идеальное для Израиля время года — жуткой жары пока нет, но всё начинает цвести. Буквально на каждом клочке земли. И какими-то необыкновенными, "вечными" цветами и растениями. И какие-то плоды на каждом шагу, и какие-то неведомые птицы… Во-вторых, я там сразу же окунулась в гущу русскоязычной литературной жизни. О Давиде Маркише я уже говорила. По духу он абсолютно российский человек и при этом стопроцентный израильтянин.

Несколько лет назад я прочла роман Светланы Шенбрунн "Розы и хризантемы". Была им просто очарована. Это высококлассная проза. С тех пор её автор — моя любимая современная писательница. Позже я познакомилась со Светланой в Москве, но даже и подумать не могла о том, что спустя несколько лет буду гостить в её домике на окраине Иерусалима. Исходили с ней — буквально до мозолей — весь Иерусалим, съездили на Мёртвое море.

Много общалась там со славистом Романом Тименчиком. Считаю его самым главным в мире на сегодня специалистом по Ахматовой. Знакома с ним тоже ещё с юности, с тех времён, когда он жил в Риге. Сейчас он — профессор русской литературы в Иерусалимском университете. А его жена — прекрасная художница. И опять прогулки, большая экскурсия по университету…

— А ваш поэтический вечер?

— Вечер — громко сказано. Пришли около тридцати русских евреев. Когда вошла в зал, еле сдержала смех: мне показалось, что это филиал ЦДЛ ! Половина собравшихся — друзья юности, с которыми я ходила в литературные кружки: Зиночка Палванова, Лена Аксельрод, Боря Камянов…

— Вам не хотелось остаться в какой-нибудь красивой и удобной для жизни стране навсегда?

— Нет-нет, жить и умереть мыслю только на этой земле. Как бы ни ругала свою страну, я — с ней "всем ознобом, замыслом и долей!". Ещё себя процитирую:

И вся эта злая, родная, горячая тьма
Пронизана светом, которого нету сильнее.
......................................
И снег этот страшный, и зелень, и ливень, и пух —
Я вас не оставлю. Поскольку мне вас завещали.

Но если бы — такое бредовое предположение — случилась вторая жизнь, наверное, я могла бы жить в Швеции. Для меня это близкая страна. Лет семь назад выпала удача погостить в маленьком городке Висбю на острове Готланд, что находится посредине Балтийского моря, в шести часах езды на пароме от Стокгольма. Кстати, именно на этом острове Андрей Тарковский снимал "Жертвоприношение".

Мне понравилось в Швеции абсолютно всё: архитектура, природа, как местные жители общаются друг с другом, как они относятся к животным. Например, в кирху шведы ходят со своими кошками и собаками, сажают их к себе на колени и вместе слушают Баха. Потрясли огромные каменные глыбы высотой с двухэтажный дом — раукуры. Это окаменелости морской флоры и фауны: водоросли, ракушки, скелеты мёртвых рыб и прочего "мусора", которые вырастают в приморские скалы. Мне показалось, что это — материализованное время в камнях.

Кроме того, для меня родовые корни — отнюдь не пустые слова. Мой отец Александр Альфредович Бек — из обрусевших датчан. Согласно семейной легенде (отец, с его пристрастием к фактам и документам, уже в 60-е удостоверился в её точности, покопавшись в ленинградских архивах), прадеда, Христиана Бека, "выписал" из Дании сам Пётр I в качестве опытного почтмейстера — организовать российскую почту. От скандинавов досталась по наследству странная во мне обязательность, даже педантизм. Подчас отчётливо даёт о себе знать еврейская горячность, пассионарность. Это от мамы, Наталии Лойко.

— У вас и стихи об этом есть:

Родословная! Сказочный чан.
Заглянувши, отпрянешь в испуге.
Я, праправнучка рослых датчан,
Обожаю балтийские вьюги.

Точно так же мне чудом ясны
Звуки речи, картавой, как речка,
Это предки с другой стороны
Были учителя из местечка.

Узколобому дубу назло,
Ибо злоба — его ремесло,
Заявляю с особенным весом:
Я счастливая. Мне повезло
Быть широким и смешанным лесом.
Между прочим — российским зело.

Или другое, посвящённое эмигрировавшей в Израиль подруге:

Горбоносая пичуга,
Не желая быть чужой,
Ты тогда ушла из круга
И взлетела над межой.

Почему выяснение, кто есть кто по национальности, столь многих волнует в нашем обществе?

— В нашей семье, несмотря на пограничную национальную принадлежность, никогда этот вопрос не заострялся. Просто считалось абсолютным: антисемитизм — это вонь. И, кстати, когда я сталкиваюсь с еврейским если не высокомерием, то узкой зацикленностью, ничего, кроме досады, у меня это не вызывает. Правда, может быть, у евреев было больше оснований в ХХ веке для столь нервного отношения к национальной проблеме…

Это сейчас район вокруг метро "Аэропорт" привилегированный. А в 1965 году, когда я окончила школу, тут были бараки, жуткий Инвалидный рынок. Вместе с тем в конце 50-х здесь построили много кооперативных домов, куда въехали писатели, актёры, циркачи. С одной стороны, в нашем дворе росли дети из обеспеченных еврейских семей, с другой — бедствующие русские ребята. Мне же обязательно почему-то — видимо, сказался мой темпераментный, с "заострениями", характер — нужно было дружить одновременно и с "барачными" (чем, наверное, многих из своей среды я раздражала), и с ярко выраженными евреями, которых эти "барачные" дразнили "жидами". При этом и те и другие очень часто друг друга любили. Разговоры о взаимной неприязни русских и евреев я считаю полной ерундой.

Сгинул Славка, умер Вовка,
Оступившись на лету, —
Те, кто звал тебя "жидовка",
И любил за доброту,

И гулял с тобою в слякоть.
Знаю:
           прилетев домой,
Ты ночами будешь плакать
Над могилой и тюрьмой.

О, как ветер губы студит, —
Будь то север или юг.
Никогда уже не будет
У меня таких подруг!

Но,
     рыданье успокоив
В этом горе и тепле, —
Я скажу, что нет изгоев,
Нет изгоев на земле.

В литературе меня давно упрекают в том, что не следую моде, стою на своём, либо, напротив, за это же уважают. То же самое и в жизни. Если я кого люблю, то — навсегда и несмотря ни на что. Но если раньше я боялась суда людского, то теперь мне всё равно, как меня оценят со стороны и что обо мне скажут.

Среди людей есть те, кто сбрасывает кожу, как змея, а есть — черепахи, у которых панцирь всегда только нарастает, твердеет. Я, конечно, черепаха. Всё-всё, что со мной происходило, помню.

— И в стихах вы тоже об этом говорите: "Помню ли? Всё — и навеки", "Все времена — как одно — в настоящем". Да и вообще, ворошить страницы прошлого если не самое любимое ваше занятие, то одно из них. И "наследная память" — тоже отнюдь не пустой звук. Почему эта память так важна для вас?

— Это действительно сейчас моя любимая тема… Порой с теми, кто уже ушёл от нас, мы связаны теснее, чем с нашими соседями по жизни. До сих пор моя мама приходит ко мне во сне, предупреждает, если мне угрожает какая-то опасность. Допустим: "Ты должна выйти из этого автобуса, иначе попадёшь в аварию". Или: "Берегись этого человека". До сих пор мой папа очень помогает мне жить, хотя с тех пор, как он умер, прошло больше тридцати лет. Или — Юрий Коваль, мой незабвенный друг и любимый писатель. Есть ещё несколько близких друзей.

— Значит, память, как вы когда-то написали, "это выход любящих"?

— Да-да, по-видимому…

— А то, что вы — дочь писателей, помогало вам?

— На первом этапе мешало. Все кому не лень упрекали: "Вечно эти писательские дети лезут вслед за родителями, по блату!" Мне было 23 года, когда умер папа. Так что "по блату" я действовать не могла. Но подобные разговоры продолжались довольно долго, а потом как-то сами собой заглохли.

Однако по большому счёту — конечно, помогало. Прежде всего — гены. Если у меня есть скромные литературные способности, то этим я обязана родителям, особенно отцу. Он был незаурядным человеком, с сильными этическими принципами. Причём он их не то чтобы специально вырабатывал — они были даны ему изначально. Правдолюб, бессребреник, трагический шут…

Мои родители были люди "правильные", работящие. Их памяти посвящена моя книга стихотворений "Смешанный лес" (1993).

— Почему вы выбрали не Литературный институт, а журфак МГУ?

— Сначала хотела поступить в Литературный. И даже поехала сдавать туда документы. Подборки в "Юности", "Новом мире" — мне казалось, что я вундеркинд! Однако в приёмной комиссии сказали, что без стажа не принимают. Без всякой паники я села на троллейбус и проехала от Пушкинской площади до Манежной — до журфака. Но оказалось, что со сдачей документов я опоздала. Родители — опять спасибо им! — сцен не устраивали: "Ничего страшного. Год не учись. Разберись в себе". В тот год я часто ходила в театр, на спектакли Эфроса. Занималась. Много читала, думала. И в итоге остановилась на журфаке. Наверное, поняла, что лучше не зависеть от поэзии. Мало ли: может, она меня надолго или навсегда покинет? Сколько из-за этого несчастных судеб!

— Но в Литературный вы всё-таки вернулись…

— Да, как преподаватель, руководитель мастер-класса. Временами хочется всё это бросить. Но наступает очередной вторник — и я опять спешу на второй этаж, в аудиторию, любоваться юными лицами, обижаться, хохотать и анализировать.

— А как в вашем доме коротали вечера?

— Мои родители были людьми не светскими, не богемными. Им лучше тихо-мирно чайку попить, в шахматы поиграть. Особенно у нас никто не толпился. Всякие творческие знакомства заводила я сама. Лет в 17 близко подружилась (как оказалось, на всю жизнь) с Войновичами, которые были нашими соседями по подъезду. "Чонкина" читала ещё в рукописи. Меня туда больше всего тянуло. Там то Галич пел, то Виктор Некрасов из Киева приезжал…

— Кто из писателей приходил в дом ваших родителей?

— Помню регулярные и чуть церемонные визиты Арсения Александровича Тарковского с женой. Короткий плащ, кепка тёмного букле, корявая полированная палка, скрипучий протез, лицо непревзойдённой красоты, точно острым ножом по смуглому дереву вырезанные морщины. Обменивались новостями, что-то подолгу обсуждали. Помню атмосферу: недобитые интеллигенты говорят полушёпотом и понимают друг друга с полуслова. Буквально назавтра после выхода, 4 мая 1962 года, Тарковский принёс нам свою первую книжку — "Перед снегом". Отец давал ему рукопись своего "Онисимова". Арсений Александрович читал стихи, особенно любимые моими родителями. Голос у него был низкий, вибрирующий, густой.

Ещё родители очень дружили с Анатолием Рыбаковым. Мама училась с ним в одной школе, описанной в романе "Дети Арбата", первый вариант рукописи которого хранился у нас дома. Спустя годы Рыбаков стал председателем комиссии по литературному наследию Александра Бека. Неустанно боролся за публикацию "Нового назначения" на родине.

Позже, когда Анатолий Наумович бывал в Москве наездами из Нью-Йорка, я приходила к нему в гости в Дом на набережной, и мы часами разговаривали по душам. Он без устали учил меня уму-разуму, ругал на все корки, всячески просвещал и даже давал советы, как похудеть. Мне это ужасно нравилось, ибо я ощущала, что нотации продиктованы любовью и посланы мне как привет от родителей. Много он рассуждал и о политике, не приемля равно и советской власти, и постсоветской — за псевдореформы, за войну в Чечне, за фальшь… А я в эти минуты почему-то ощущала свою вину за несостоятельность родной демократии.

— Снова из ваших стихов:

Особняком, отдельно, на отшибе, —
Чтоб памяти и страсти не отшибло! —
Цвету в шипах на оголённой глыбе
И повествую сбивчиво и хрипло…
.................................
Чем больше линий, и углов, и граней,
Тем точка одиночества бездонней!

И в то же время:

Не касаясь людей, вообще невозможно сказаться.

Вы нашли выход из этого противоречия?

— В своём одиночестве я не одинока. В принципе, об этом — очень большая часть литературы, особенно ХХ века, в частности — французский экзистенциализм. В юности, когда прочла Сартра и Камю, была поражена: прежде мне казалось, что я одна такая странная. С одной стороны, безумно общительная, я без людей не могу, и даже если они на какое-то время забудут обо мне, буду сама их дёргать за полы. С другой — как только они ко мне приплывают и хотят пребывать со мной в неком коллективизме, начинаю этим тяготиться.

Думаю, такой тип личности — не редкость, особенно в наше время. Я это просто зафиксировала.

— Как приходят стихи?

— Есть поэты ровного горения — например, Александр Кушнер, который почти каждый день пишет стихи, какое бы у него ни было душевное состояние. Я всегда писала, как Бог на душу положит — будто диктовалось сверху или накатывалось волнами извне. Иногда стихи не приходят ко мне несколько месяцев. Отношусь к такому явлению спокойно: наверное, вернутся, коли всегда возвращались. И хорошо, что у меня есть масса других литературных дел, которыми могу в это время заняться.

Правда, есть одно "но". Как у всяких нормальных людей, у меня бывают спады и подъёмы. В основном стихи приходят, когда мне плохо: личный разрыв, смерть близкого человека… Отсюда — почти исключительно трагическая нота, что частенько порождает недоразумения. У иных добрых людей, от литературы далёких, мои стихотворные откровения вызывают тревогу. Они видят там не метафоры или гиперболы, но катастрофу личной жизни, считают, что я очень несчастная. Я же пытаюсь их успокоить: перед вами, дескать, всего лишь образы или, как говорится, лирическая героиня…

— Но разве ваши стихи не напоминают дневник, в котором лирическая героиня фиксирует каждодневную борьбу с собой? Её разрывают противоречия…

— Стихосложение было и остаётся для меня доморощенным, знахарским видом самоврачевания: в стихах я выговаривалась — так больному в старину "пускали кровь" — и лишь таким образом душевно выживала. "Болящий дух врачует песнопенье" — так, кажется, у Боратынского. Видимо, ко мне "песнопенье" приходит только для этого — врачевать "болящий дух". Когда же мой дух выздоравливает, оно, как врач, выезжает в другие места, по другим вызовам.

— Сегодня не редкость такое суждение: "Что толку читать современных писателей? Всё уже написано до них…"

— Нечто подобное я слышала не раз и раньше. Некоторые старшие мэтры даже отговаривали меня писать стихи: всё равно лучше, чем Ахматова или Цветаева, не напишешь. Но так же можно вообще дойти до абсурда! Зачем же мы рождаемся, влюбляемся, ошибаемся, совершаем открытия, если возможные варианты жизни — и все правила, и все грехи — уже прописаны в Библии?

Любая жизнь — всегда творчество. И внутри любой жизни что-то вечное может быть уточнено.


Беседовала Елена Константинова
Октябрь 2004


Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Летняя Москва"Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /