Максим Шевченко Руководитель центра стратегических исследований религии и политики современного мира
Завтра в московской гостинице "Россия" открывается съезд общественного движения "Российское исламское наследие"., на который съедутся делегаты из более чем пятидесяти регионов страны.
И все это можно было считать вполне обычным и ординарным событием мало ли мы видели подобных попыток мусульман или православных показать свою политическую потенцию обществу и государству – если бы не два необычных и в чем-то даже сенсационных обстоятельства.
Обстоятельство первое: в число учредителей "Российского исламского наследия" (РИН) входят деятели из разных, можно сказать диаметрально противоположных частей политического спектра: с одной стороны это, например, братья Умар и Хусейн Джабраиловы, известные своей приверженностью традиционному и умеренному суфизму, с другой лидер и идеолог российского политического ислама Гейдар Джемаль.
Для любого наблюдателя, даже не слишком искушенного в тонкостях российской исламской политики, очевидна принципиальная разница позиций лидеров "Российского исламского наследия".
Обстоятельство второе: в числе лидеров и инициаторов движения нет столь привычных глазу мулл и муфтиев.
Попробуем понять, что заставило этих столь разных людей объединить свои усилия в общем, так сказать, "порыве" и почему клерикальная составляющая "Российского исламского наследия" сведена практически к нулю.
Версий несколько – первая, приходящая на ум: "Российское исламское наследие" плод работы кремлевских политтехнологов, решивших положить конец безальтернативному представительству исламского пространства нашей страны перед лицом государства со стороны разнообразных муфтиятов.
Есть стойкое ощущение, что перессорившиеся между собой, так и не сумевшие договориться о создании единой общественной организации официальные муфтии и имамы, основательно надоели Кремлю.
Конечно все муфтии – разные люди с разным характером разным влиянием. Среди них и поддерживаемый Лужковым, респектабельный московский шейх Равиль Гайнутдин, безрезультатно обвиняемый своими завистливыми врагами в пособничестве ваххабизму. И порой до неприличия эксцентричный уфимский Талгат Таджутдин, именующий себя "верховным муфтием Святой Руси". И укрывшийся за широкой спиной Минтимера Шаймиева немногословный и полновластный в границах Татарстана Гусман Исхаков. И жестко пытающийся распространить свое влияние на весь многонациональный Дагестан (сопротивляющийся порой этим попыткам) Ахмад-Хаджи Абдуллаев.
Объединяет их принципиальная невозможность быть вместе, создать единое и понятное власти исламское пространство России.
Равно как и полная неспособность, собственными силами, не прибегая к помощи государственных силовых органов, справиться со все более распространяющимися в исламской среде радикальными настроениями.
Последнее обстоятельство вообще можно считать особенно трагичным и безысходным для отношений государства с российским исламом. Схема вовлечения государства в "конфликтный круг" проста: "радикалы" (сначала таковыми не являющиеся), особенно из числа молодежи, как правило, начинают с разногласий с традиционными муфтиями. Разногласия эти основаны на желании молодежи более углубленно изучать Коран и его толкования (тавсиры), самостоятельно участвовать в жизни общины, обсуждать в мечети (как это принято в исламской традиции) не только религиозные, но и общественные, порой политические проблемы.
Муфтии, как правило, не готовы к подобному диалогу, в следствие чего их власть и влияние оказываются под угрозой. Для того, чтобы сохранить эти власть и влияния самый простой способ (особенно в провинции) пожаловаться в ФСБ, что тебя одолевают "ваххабиты, науськанные иностранными эмиссарами". А чекистам только дай волю – не шибко разбираясь в деталях они начинают "защищать традиционный ислам" (читай муфтиев) от "радикалов" (читай – граждан России исламского вероисповедания, оспаривающих право муфтиев единолично толковать ислам).
И всего лишь ищущие (как и положено любой нормальной молодежи) молодые российские мусульмане становятся радикалами, оппозиционерами, а то и реальными вооруженными ваххабитами.
Еще одна немаловажная деталь исламской российской жизни – каждый муфтий зависит от одного или нескольких генеральных спонсоров из числа бизнесменов-мусульман, финансирующих и строительство мечетей и жизнь самих муфтиятов.
Вот и родилась версия, что "Российское исламское наследие" есть попытка уставшей от противостояния с российскими мусульманами власти обратиться за помощью не к муфтиям, а к их спонсорам, вполне способным повлиять на позицию самих муфтиев с помощью, так сказать, экономических механизмов.
Наличие в руководстве "Российского исламского наследия" братьев Джабраиловых, сенатора Ралифа Сафина, других более чем успешных бизнесменов мусульман, вполне, казалось бы подтверждает эту версию.
Но, с другой стороны, присутствие в руководстве движения председателя "Исламского комитета России" Гейдара Джемаля, которого ни в малейшей степени нельзя заподозрить в лояльности по отношению к Кремлю, все опровергает.
Джемаль известен тем, что его нельзя использовать "в темную" и невозможно купить – он не скрывает своих политических симпатий и ясно озвучивает свою позицию и по Чечне, и по Палестине, и по Ираку. Он пользуется безусловным доверием и уважением у подавляющего числа отечественных мусульман (в том числе, а кое-кто полагает, что и особенно, и у так называемого "радикального крыла"). Его книги "Революция Пророков" и "Освобождение Ислама", вышедшие в 2004 году, стали бестселлерами исламского книжного рынка России.
Существует ли вероятность, что Кремль договорился с этим "Исламским комитетом"? Вряд ли. И первая реакция строго прокремлевских государственных СМИ на известия о создании РИН подтверждает это. Так, несмотря на присутствие на пресс-конференции организаторов "Российского исламского наследия" 15.03. в РИА "Новости" представителей "Российской газеты" и съемочной группы ОРТ, они обошли ее стороной в своих новостях. Хотя о РИН написали практически все ведущие независимые информационные ресурсы.
Скорее всего, руководители и основатели "Российского исламского наследия", договорившись между собой, убедили Кремль в том, что РИН, как влиятельная независимая светская общественная организация мусульман, (построенная по принципу широкой ассоциации, позволяющей участвовать в ней людям и организациям с разными политическими позициями), может решать серьезные политические, социально-экономические и культурные задачи вполне самостоятельно, опираясь на финансовые возможности и волю таких, как Джабраиловы, и на энергию и авторитет таких, как Джемаль.
А Кремль должен просто считаться с этим.
Похоже, что неурегулированные проблемы в отношениях между государством и исламом, которые способно урегулировать "Российское исламское наследие" действительно очень серьезны.
Это и готовность и эффективная способность РИН активно участвовать в нормализации обстановки в Чечне, других республиках Северного Кавказа. Пожалуй, на сегодняшний день, РИН единственная организация, которая способна вести реальный правозащитный мониторинг в Чечне и пользоваться доверием чеченского населения, в том числе и тех, кто потенциально может "уйти в лес".
"Российское исламское наследие" является организацией, способной представлять Россию в Организации Исламская Конференция. Путин два года назад заявил, что Россия – часть исламского мира. Никто в России не смог до сих пор создать общественную организацию, способную вести диалог с ОИК от имени России. Возможно, РИН – первая, кто сможет проводить государственную политику России в отношении исламского мира.
Очевидно, что люди, активно участвующие в работе движения способны привлекать и управлять огромными инвестиционными потоками из исламского мира в Россию. Они пользуются доверием и уважением со стороны ближневосточного бизнеса.
К тому же и огромные средства исламские капиталы России, находящиеся в настоящее время под неким политическим прессингом, могут быть запущены с помощью РИН в реальную российскую экономику.
Не в последнюю очередь общественная задача "Российского исламского наследия" – противостоять нагнетанию исламофобской истерии, разтделить в общественном сознании ислам и международный терроризм, им прикрывающийся.
В любом случае, очевидно, что созидательный социальный и политический потенциал нового двжения огромен. Как его организаторам удастся этот потенциал воплотить в жизнь и сумеют ли они стать партнерами государства – покажут ближайшие несколько лет. Дата проверки успеха проекта под названием "Российское исламское наследие" – год 2008. А почему – догадайтесь сами!
Источник: РИА Новости