ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Грехи, легенды и чувства"

Георгий Литичевский :: 28 марта 2005

В понедельник почти все музеи и галереи обычно закрыты. В этот понедельник главным событием художественной жизни должен стать вердикт Таганского суда в процессе "Осторожно: религия" (см. "Время новостей" от 17 марта). Каким ни будет решение суда, оправдательным или признающим вину, ясно, что на этом дело не остановится и художникам еще не раз придется доказывать свое право на свободное высказывание.

Выступления особо чувствительной общественности по поводу выставок, оперы и балета со всей очевидностью свидетельствуют о набирающем силу тренде. Отворачиваться тут нет никакого резона. Гражданские и другие права искусства ставились под сомнение на протяжении всей его истории. Среди радикальных оппонентов искусства имена весьма почтенные: Платон, Савонарола, Толстой. Пикеты, запреты, охота на ведьм в обличье современных художников – рецидивы подобных эксцессов случаются и в наше время в самых веротерпимых уголках мировой цивилизации. Тысячелетнюю войну со всевозможными, часто выдающимися обвинителями искусство, если и не выиграло, то и не проиграло. Но подозрение в фундаментальной греховности с искусства не снимается.

Оно может и не иметь традиционно религиозного оттенка. В искусстве тревожит всякое отклонение от воображаемых норм. Именно этой теме посвящена проходящая последнюю неделю в Любляне выставка словенских и российских художников, которая так и называется – "7 грехов". Название, конечно, ироническое. Имеются в виду не канонические семь смертных грехов, а семь самых стереотипных грехов восточных европейцев: утопия, коллективизм, непрофессионализм, цинизм, мазохизм, лень и преклонение перед Западом. Собственно, речь идет о проблемах и путях вхождения восточноевропейского искусства в мировое артсообщество. Кроме всего прочего, на человеческом уровне это ироническая реакция восточных европейцев на ироническое отношение Запада к Востоку. Семичастная аналитика греха в экспозиционной реальности все же тяготеет к слитной греховности как таковой. Залы люблянской "Модерна Галерии", хотя и просторны, но все же тесны для приблизительно ста участников выставки. Работы теснят друг друга; живопись, объекты, инсталляции заслоняются тут и там стоящими видеомониторами. Кураторы Зденка Бадовинац, Игорь Забел и Виктор Мизиацр – сторонники общекультурологической, расширительной интерпретации искусства. Поэтому рядом с именами самых известных художников последних десятилетий – от Монастырского и Пригова до групп "Эскейп" и "Радек" – колоссы кино Иоселиани и Хуциев и модные музыкальные видеоклипы. Самый спокойный по экспозиции зал посвящен, естественно, лени ("Жил певчий дрозд", Пепперштейн, Алимпиев и т.д.). Логично и стройно выстроен зал утопии (Злотников, Колейчук, Захаров, Погачар, Драган Живодиев и др.) с видом из окна на утопическую инсталляцию – кипятильник для изменения северобалканского климата русского люблянца Фишкина. Самый тесный и какофонический – зал цинизма. Мешаются звуки словенских и питерских панк-групп, хихиканье Масяни и завывания группы

"Лайбах". "Немцы" Михайлова "перемигиваются" с "Достоевскими" Монро, бурлит объект Сокова "Сердце Корвалана" и нагло выпячивает свою яркость полотно Звездочетова, символически изображающее все семь грехов.

Не сводятся ли все грехи к греху цинизма? Так или иначе они способны превращаться друг в друга, и этому имеются экспозиционные подтверждения. Отдельным грехам не хватает отдельных залов, иные совмещаются в одном зале. Это несколько мешает идентификации художников и их греховной принадлежности. Любопытно, что "Баррикада" Осмоловского – документация акции 1998 года к юбилею событий мая 68-го – попала в зал Преклонения перед Западом.

Выставка в Любляне встраивается в ряд выставок двух городов, таких, как "Париж – Москва", "Москва – Берлин", а теперь и "Москва – Варшава". Последняя открылась на днях в Новой Третьяковке. На ней представлены польские и советские художники старшего поколения (подробнее см. "Время новостей" от 25 марта). Вслед за ней в ГЦСИ открылась выставка современных польских и российских художников "За красным горизонтом". Выставка в целом очень гармоничная, демонстрирующая художественное осмысление общего культурного и политического прошлого и схожесть путей перехода к новым условиям функционирования искусства. Как нам быть с общими утопическими ностальгиями (инсталляция Ирины Кориной), как обживать пространство нового культурного хаоса (фото, объекты и видео Георгия Острецова)? Но во взаимоотношениях двух соседних и в общем-то братских культур были, есть и вновь появляются детали едва ли гармоничные. Такую культурологическую деталь воспроизводил на открытии выставки перформанс Максимилиана Роганова. Молодой художник в экзотическом костюме с наклеенной бородой бродил по выставочному залу, периодически наклеивая на стены вывески с надписью "Улица Джохара Сусанина". В странном именном гибриде сплелись две малоприятные легенды из новейшей и давней истории. Как известно, Москва обижена на Варшаву за наименование одной из площадей польской столицы именем лидера чеченской независимости. В свою очередь нашим главным национальным праздником должен в этом году стать день 4 ноября. Годовщина освобождения Москвы от поляков. Очевидно, не случайно недавно, как раз к торжествам, где-то в Костромской губернии были обнаружены мощи Ивана Сусанина.

Кто и чьи таким образом задевает чувства? И виноваты ли опять художники в том, что чувства неизбежно задеваются? Мифы и предания – неустранимая составляющая общественного сознания, и не вина художников, что у тех, кто отвечает за их использование на политическом уровне, очень часто не хватает по меньшей мере воображения. Этот недостаток воображения с большей или меньшей степенью таланта художники пытаются восполнить в силу своего дарования. Судить за это, выходя за рамки художественного суждения, совсем неумно.

28.03.2005

Источник: Время новостей

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама