ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

На каком языке говорят евреи в СНГ

Семен Чарный :: 29 марта 2005

Распад Советского Союза и возникновение новых независимых государств привел к исчезновению множества общих измерений, объединявших его граждан.

Естественно, столь драматический процесс не мог не затронуть и еврейские общины стран бывшего СССР. Хотя до последнего времени казалось, что именно они сохраняют единообразие, оставаясь последней нитью, равномерно связывающей территории бывшей империи.

Было создано несколько организаций, претендовавших на объединение русскоязычных евреев в рамках постсоветского пространства и даже шире (к примеру, в 2003 г. был организован Всемирный конгресс русскоязычного еврейства).

Однако в реальности на просторах СНГ набирал силу дезинтеграционный процесс. Евреи — жители новых независимых государств, все дальше отдалялись друг от друга, превращаясь из "жителей единой коммуналки" в граждан отдельных стран со своей идентичностью. О неумолимости этой тенденции на последней конференции, организованной научным центром "Сэфер", говорил президент Федеральной еврейской национально-культурной автономии (ФЕНКА) России, профессор Михаил Членов.

Отражением этих изменений стало падение роли русского языка, бывшего главным средством повседневного общения советских евреев в последние десятилетия существования СССР, в еврейских общинах на постсоветском пространстве. Количество русскоязычных евреев падает, в основном, за счет современной амбициозной молодежи. Ведь после обретения независимости за пределами России, а зачастую – и в некоторых национальных республиках РФ, без знания языка коренного населения невозможно сделать карьеру на госслужбе или в СМИ.

Самым примечательным примером подобного рода можно назвать Беларусь. Притом, что русский язык официально является одним из двух государственных языков страны, и без ограничений используется наравне с белорусским, численность евреев, признающих своих родным языком исключительно белорусский, неуклонно растет.

Рост этот принимает прямо-таки обвальный характер. Согласно данным переписи 1999 г. численность евреев, признающих родным белорусский язык, составила 17,1 %, против 2,1 % в 1989 г., когда проходила предыдущая перепись. А в газету "Голас Радзiмы", издающуюся для белорусов, живущих за рубежом, подавляющее большинство писем из Израиля приходит именно на белорусской "мове".

На Украине, по самым осторожным оценкам, хорошо говорит по-украински, постепенно забывая при этом русский язык, не менее трети еврейской общины. А в Армении практически все молодое поколение небольшой еврейской общины считает армянский язык родным.

В значительной мере подобной ситуации способствовало распространение смешанных браков с представителями коренного населения, а также лояльность еврейских общин к мероприятиям властей, видевших в русском языке средство российской экспансии и добивавшихся сокращения его преподавания.

В результате даже возникают ситуации, которые еще несколько лет назад могли бы показаться невероятными — на съезды еврейских организаций, объединяющих евреев бывшего СССР, похоже, придется приглашать переводчиков.

Однако до последнего времени все эти проблемы обсуждались в кулуарах и на академических площадках. В рамках общественно-политической и гуманитарной эту проблему внятно обозначил в своем интервью "Независимой газете" президент Евро-Азиатского еврейского конгресса Александр Машкевич, кстати, параллельно возглавляющий еще одну постсоветскую еврейскую диаспору – в Казахстане.

Машкевич особо подчеркнул, что на постсоветском пространстве стремительно растет число евреев, считающих родным язык "титульной" национальности государства, в котором они живут.

Впрочем, существует и другая точка зрения. Глава Департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин в интервью корреспонденту "Религии и СМИ" заметил, что еврейские общины бывших советских республик действительно отдаляются друг от друга.

Однако, причиной этого процесса, по его мнению, служит не пробуждение нового самосознания у евреев-жителей стран СНГ и Балтии, а амбиции местных лидеров. По мнению Горина, разобщенность помимо всего прочего приводит к тому, что уменьшается влиятельность еврейских общин, с ними перестают считаться.

"Конечно, лучше быть вместе. И то, что постсоветское еврейство до сих пор не прикладывает совместных усилий к тому, чтобы это было, а действует в противоположном направлении, означает только то, что делающие это еврейские лидеры роют яму для самих себя", – подчеркнул Горин.

Однако с подобной точкой зрения не совсем согласен глава Департамента общественных связей Евро-Азиатского еврейского конгресса Роман Спектор. По его мнению, ускоренное освоение языков "титульных" наций символизирует исторически привычную для евреев успешность в процессе интеграции, в данном случае, на заменившем СССР, новом политическом и культурном пространствах.

Оказавшись в новых национальных государствах, они, несомненно, будут говорить на местных языках не хуже основной массы носителей. Как это было даже в рамках советской империи, где в наиболее этнически гомогенных республиках (например, в Закавказье, Средней Азии и Прибалтики), в первую очередь, именно "туземные" евреи нисколько не отставали от "аборигенов" во владении "титульным" языком.

Что касается других стран на Западе бывшего СССР, то в исчезновении русского, как единого и единственного языка общения, по словам Спектора, тоже нет ничего необычного — это лишь восстановление прежних компетенций.

"Там, на территории бывшей черты оседлости (а это современные Украина, Беларусь, Молдова) знание русского языка среди евреев было мало распространено. В основном, пока их не принудили к этому власти, помимо идиша и знания основы местных языков, они говорили по-польски, по-немецки, по-румынски.

А стимулом для серьезного изучения языков коренного населения в этих регионах были кампании "коренизации кадров" в 1920-х и 1950-х гг.".

Русский язык не может исчезнуть бесследно для большого числа евреев, живших в Советском Союзе, и для которых он в силу почти тотального запрета на еврейскую школу после войны вынужденно стал, в полном смысле слова, родным языком.

И сейчас русский во многом остается языком старшего и среднего поколения, а роль языка для повседневного общения у современной еврейской молодежи перехватывают "мовы" "титульных наций", которые для подрастающего поколения, как раз и оказываются родными.

Инструментом же общения между еврейскими диаспорами будет все чаще выступать английский, ставший стандартным средством коммуникации евреев из разных стран.

А в тех случаях, когда дети учатся в еврейских средних школах, эту функцию, в какой-то мере, может выполнять иврит, даже слабое владение которым позволяет находить общий язык всему еврейству планеты. Эта тенденция неплохо наблюдается уже сейчас, когда евреи, испытывающие затруднения в самовыражении на английском языке, обращаются за поддержкой к ивриту или, что существенно реже, к идишу.

Вполне возможно, что будущим поколениям уже не будет в полной мере доступен тот русскоязычный капитал еврейского наследия, который создавался в СССР или создается сейчас в России и в диаспоре русскоязычного еврейства, и на что потрачено немало времени и средств. Об этом, действительно, стоит сожалеть".

Впрочем, ситуация может развиваться иным путем в том случае, если, к примеру, тот же Всемирный конгресс русскоязычного еврейства организует и поддержит масштабную программу преподавания русского языка в еврейских школах за пределами России.


Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама