ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Диалог при свете "Лампады"

Читателям "Труда" отвечает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

30 марта 2005

– Ваше Высокопреосвященство, я всегда читаю Ваши диалоги, так как давно выписываю газету "Труд". Прошу дать мне совет. Мой сын женился в институте на чудесной девушке, и мы не знали, что она духоборка. Сами мы православные, крещеные, оба были членами КПСС, но в жизни делали только добро, оба инвалиды. Невестка после института перетащила сына в Краснодарский край, где он в 46 лет умер. Мы на похоронах не были, и сына похоронили как духобора, рядом с тестем и тещей. Сын же говорил мне, что он все время боролся с женой, чтобы она не приобщала детей к своей вере. После похорон сотрудники сына, тоже православные, пригласили на кладбище нашего священника и отпели его как православного, невестка не была против. Объясните мне, пожалуйста, кто такие духоборы, можем ли мы теперь поставить на могиле сына памятник и какой, чтобы не сделать что-нибудь неправильно. Мы очень тоскуем по сыну, плачем. Очень вам будем благодарны и молимся за вас Богу.

Мария Павловна Павлова, Иркутская область, город Саянск

– Духоборы – мистическая секта протестантского толка, возникшая в России около 1740 года в Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область Украины) предположительно в результате деятельности безвестного немецкого миссионера, проповедовавшего религиозный индивидуализм. Отколовшись от Православия, его последователи отрицали церковные Таинства, через которые, по учению Православной церкви, верующим сообщаются благодатные дары Святого Духа, за что, вероятно, и получили название духоборов (первоначально – духоборцев). Духоборы не признают не только Церковь, но и государство, отказываются от службы в армии; наиболее радикальные их представители подчеркнуто демонстрируют свое неприятие современной жизни. Однако в большинстве нынешние духоборы все-таки находят свою нишу в обществе, так или иначе интегрируются в него, примером чему является вдова вашего безвременно почившего сына. То, что он погребен рядом с духоборами, не должно смущать вас. К счастью, посмертная участь человека меньше всего зависит от того, где лежат его останки и какие обряды были совершены при похоронах. Тысячи новомучеников российских вообще были лишены христианского погребения, тела их в братских могилах покоятся вместе с телами воинствующих богоборцев, которые в 20-х годах принимали участие в репрессиях против верующих, а в 30-х сами стали жертвами репрессивной машины. И, конечно же, души безвинных страдальцев за Христа не лишаются от этого "соседства" уготованной им у Бога славы.

Что касается установки надгробного памятника и обустройства могилы вашего сына, следуйте тем обычаям, которые приняты в местном православном приходе, для чего лучше всего вам посоветоваться с его настоятелем. И самое главное, почаще молитесь об упокоении души вашего сына. Эта молитва значит для него много больше, чем самый дорогой памятник, да и вам она принесет утешение в горе.

– Что происходит с человеком, если он потерял веру? Можно понять того, кто еще не обрел веры, – значит, Бог ему не открылся. Но если вера была, то человек уже узнал Господа, как же можно отвернуться после этого от Бога? Вам наверняка приходилось встречать таких людей и беседовать с ними. Ведь среди них есть и настоящие личности, очень неглупые люди. Что же с ними происходит? Как это можно объяснить?

Николай Каштанов, Воронежская область.

– Возможно, Николай, вы получите объяснение, ознакомившись с известной притчей Спасителя о сеятеле, которую пересказывает нам апостол и евангелист Матфей:

"Вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное (семя) упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние (т.е. сорняки) и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод" (Мф. 13, 3-8).

Вот как Сам Господь поясняет ее содержание:

"Ко всякому, слушающему слово о Царствии (имеется в виду евангельская проповедь) и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда наступает скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен" (Мф. 13, 19-23).

Могу только добавить, что часто человек приходит в Церковь не потому, что ему, как вы пишете, "открылся Бог", а для решения своих земных проблем, и если проблема уходит, отпадает и потребность в Церкви, в молитве, в Боге. Вера есть особое состояние души, она – дар Божий, и дар этот принимается или отвергается вне зависимости от силы личности или интеллекта. Для усвоения, сохранения и развития в себе этого дара гораздо важнее чистота ума, души и сердца. И человек, действительно обретший веру, действительно узревший Бога, на практике ощутивший радость общения с Ним, никогда не потеряет этого дара.

– Помогите, пожалуйста, в такой проблеме. У меня не вызывает доверия священник храма, в который я хожу. Он там появился недавно. Прежний батюшка был для меня настоящим авторитетом в вере. И исповедь принимал так, что после этого я чувствовал настоящее очищение. А новый особенно не вникает в то, что я ему рассказываю. Кажется, думает при этом о чем-то своем, поглядывает по сторонам и отпускает грехи очень формально. После этого и причащаться как-то неловко. Может быть, грешно так с моей стороны относиться к священнику? Что делать? Настраивать себя как-то иначе? Или искать другой храм и другого священника?

Сергей Сорокин, Москва

– Очень трудно со стороны понять истинные причины появления сложностей в отношениях между людьми, особенно если один из них священник, а другой – его прихожанин. Может быть, возникшее у вас недоверие к новому священнику имеет чисто личностный характер и не связано с его пастырским качеством, а может – ваш новый священник не обладает в должной мере пастырской ревностью и самоотверженностью, которые были присущи его предшественнику. Я не знаю, Сергей, вашего прежнего духовника и не знаком с новым, поэтому не могу объективно оценить их достоинства и недостатки.

В любом случае вам следует помнить, что исповедуетесь вы Богу, священник же только свидетель вашей исповеди. Прекрасно, если духовник входит в переживания кающегося и своим словом способствует наиболее полному раскрытию его души. Но все же результат исповеди зависит прежде всего от осознания вами своих грехов и искренности вашего в них раскаяния.


По материалам источников: "Труд" № 052 за 26 марта 2005 года

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама