Его Высокопреосвященство Архиепископ Сергий (Коновалов) заступил на Кафедру в Париже в 1993 г., заменив Архиепископа Георгия (Вагнера) выдающегося богослова, тонкого, умного и образованного человека. К сожалению, Владыка Георгий в течении всех лет пребывания на Кафедре был как бы обречён на бездействие из-за двух моментов: будучи немецкого происхождения, он опасался критического отношения со стороны "русских", которыми он руководил, и к тому же он обладал традиционной для немцев осторожностью характера. Все свои решения он принимал после долгих раздумий и многим поэтому казался человеком нерешительным. Владыка Георгий яростно сопротивлялся всякому сближению или даже отдалённым контактам с РПЦЗ. Это отрицательное отношение проявилось даже во время торжеств, посвященных тысячелетию Крещения Руси. Он в равной мере игнорировал и РПЦ МП, запрещал своему клиру всякое с ней сослужение.
Владыке Георгию поступали многие предложения по внесению поправок в Устав Архиепископии, этот документ явно нуждался в улучшении. Ни одно из этих предложений не удостоилось официального рассмотрения.
Его Высокопреосвященство Архиепископ Сергий, пришедший вслед, явно не располагал опытом, который помогал бы ему руководить столь сложной структурой как наша Архиепископия. Владыка Сергий очень дорожил своими русскими корнями и "прислушивался" к ним. Именно любовь к русскости оказалась решающей в том, что он согласился выставить свою кандидатуру на должность правящего Архиепископа, о чём его просили очень многие после кончины Владыки Георгия. Его отец был русским, мать голландка, сам он прекрасно говорил на многих языках, хорошо понимал людей, как русских так и не русских. Владыка глубоко страдал от раздоров разделяющих православных русской традиции в Западной Европе, от распрей между РПЦЗ, Архиепископией и РПЦ. Почти сразу после вступления на Кафедру он вполне отдал себе отчёт в организационных недостатках Архиепископии, отсутствии логики и ясности в её структурах. Сразу же после своего избрания он взялся за огромную богословскую работу. Он полагался на свою совесть, здравый смысл, доверял сотрудникам и советникам, которые были рядом и с мнением, которых он считался.
Владыка Сергий поставил перед собой четыре главные задачи. Он хотел опереться в своей деятельности на Устав, который был бы удобоприменимым, логичным и соответствовал бы законам тех стран, на территории которых находится Архиепископия. Необходимо было упорядочить отношения с Вселенской Патриархией. Отношения подчинённости Константинополю возникшие в 1971 году, когда Архиепископия была "вновь принята" под омофор Вселенского Патриарха, были в его глазах исторически и объективно неприемлемыми. Предстояло преодолеть анормальность отсутствия всяких связей между Архиепископией и Русской Церковью. Такое положение стало ещё более странным после политических перемен происшедших в СССР, перемен приведших к независимости Московской Патриархии. Необходимо было при всём этом сохранить мир и единство внутри самой Архиепископии.
Владыка Сергий для восстановления живых связей с Московской Патриархией направил в Москву, с согласия Вселенского Патриарха, делегацию, в состав которой входили отцы Борис Бобринский и Иоанн Гейт. После этого Владыка Сергий был официально приглашён в Москву. Его сопровождали о. Борис Бобринский, о. Евгений Чапюк и др. В результате этого визита в 1995 г. было объявлено о восстановлении евхаристического общения, что открывало перспективу нормализации церковных отношений, но требовало всеобщего согласия внутри Архиепископии.
Владыка Сергий учредил Комиссию по разработке Проекта Нового Устава Архиепископии. Комиссии было поручено правильное соотношение между юридическими обязательствами вытекающими с одной стороны из законодательства стран, в которых находятся её приходы, с другой стороны обязательствами и принципами православия русской традиции, а также решениями Московского Собора 1917-18 гг. Необходимо было учитывать и конкретные требования Вселенской Патриархии. Владыка Сергий совершенно сознательно ввел в состав Комиссии представителей различных тенденций существовавших в то время в Архиепископии, таких как о. Иоанна Гейта (генерального секретаря "Православного Братства") и г. Антуана Нивьера, близкого к бюллетеню "Service de presse orthodoxe" (Православная Служба Печати). После широкого согласования и консультаций с Его Святейшеством Патриархом Варфоломеем проект нового Устава был представлен на рассмотрение чрезвычайной сессии Ассамблеи Архиепископии. Он был утверждён значительным большинством делегатов 7 февраля 1998 г. Переговоры, которые в этой связи велись в Константинополе чётко выявили все неудобства, связанные с положением Архиепископии в лоне Вселенского Патриархата в период с 1965-1971 гг.
В этой связи, Его Святейшество Патриарх Варфоломей попросил Владыку Сергия представить ему проект нового " Томоса", который бы иначе определял положение Архиепископии. Владыка Сергий создал специальную Комиссию по разработке этого документа. После всестороннего обсуждения, внутри Архиепископии, проект нового Томоса был представлен Вселенскому Патриарху. Владыка Сергий и Митрополит Иеремия несколько раз ездили в Константинополь для обсуждения проекта. Патриарх Варфоломей обусловил утверждение Томоса введением новых поправок в только что утверждённый Устав Архиепископии. Ассамблея Архиепископии утвердила эти поправки 1 мая 1999 г. Провозглашение вновь обретённого положения Экзархата состоялось 18 июня 1999 года в присутствии Митрополитов Мелитона (представителя Вселенского Патриарха) и Иеремии (Франция). Во всём этом деле митрополит Иеремия безоговорочно поддерживал нашу Архиепископию.
После обсуждения положения на Совете Владыка Сергий создал Комиссию "Будущее Архиепископии", в её состав вошли представители всех существовавших внутри Архиепископии тенденций. Комиссия проработала несколько лет и согласовала документ, содержащий основные принципы будущего Архиепископии. Этот документ был обсуждён на Совете при участии двух Викарных Епископов, он лёг в основу переговоров, которые велись Владыкой Сергием, как в Константинополе, так и в Москве. Содержащиеся в нём принципы не вызвали энтузиазма обоих Патриархатов. Но они определённо послужили основой исторического "Послания Московского Патриарха Алексия II" от 1 апреля 2003 г.
В результате этой кропотливой работы Архиепископ Сергий сумел восстановить положение Архиепископии в её отношениях, как с Константинополем, так и с Москвой. Благодаря этому открылись перспективы нового устройства Православия в Западной Европе.
Но на практике возникали немалые трудности. Клир Архиепископии состоял из священнослужителей русского происхождения верных русской традиции и желающих её сохранить. Эта группа, старшая по возрасту, обновлялась с трудом. Тут требовался новый приток кадров из России. Другая группа была сторонницей "озападненного современного Православия", она состояла из людей различных возрастных групп, а наиболее молодые находились под влиянием модных течений в Западном обществе. Эта часть клира стремилась к появлению "обновлённого православия" и созданию неопределённой и даже малопонятной им самим Поместной Церкви. Таким образом, эти священники были органично связаны со всеми модернистскими тенденциями от униатов, до "католической православной церкви Франции". Была также и группа священнослужителей перешедших в православие из католицизма или из неканонических группировок. Именно этот клир был призван пасти традиционных прихожан Архиепископии, окормлять прибывающих из Восточной Европы верующих, справляться со всеми сложностями многоязычия. Языковые сложности возникали и в службах, и в исповедях, и просто в контактах с людьми, оторванными от своих стран, для которых простое общение было насущно необходимым.
Радикально менялся и контингент верующих. Политические изменения привели к непредсказуемому по масштабу притоку верующих из России, Украины, Молдавии. Часто у этих людей не было никакой духовной, церковной подготовки, часто это были "нелегалы", без работы, без крова, без средств. Хоть приходы Архиепископии были не в состоянии оказать необходимую материальную помощь, они были обязаны проявить максимум человеческой и духовной теплоты. Владыка Сергий очень на этом настаивал, тем более что во многих храмах новые прихожане оказались в большинстве. Так произошло в Соборе Святого Александра Невского в Париже, в церквах Марселя, Льежа... Эти люди не знали в своём большинстве французского языка, им необходимо было общение как духовное, так и "повседневное" на их родном, русском языке.
В этих непростых условиях Владыка Сергий сумел сохранить единство и сплочённость внутри Архиепископии. Владыка Сергий умел слушать своих собеседников, стремился их понимать, прежде всего, он стремился откликнуться на призывы отчаявшихся православных людей, даже если принимаемые им решения бывали не полностью продуманы с точки зрения административной. Я имею в виду открытие ряда приходов в Испании. Со временем эти дерзкие решения приводили к положительным духовным результатам. Он был инициатором строительства церквей в Бельфоре, Сэн Луи, Бюсси ан От. Хоть не всегда у него находилось время лично освятить эти новые храмы, он оказал огромную поддержку делу их строительства, а также оказать сопротивление немалому давлению тех, которые требовали рукополагать священников не русского происхождения.
Хоть Владыка Сергий и не смог, из-за внезапной кончины, порадоваться результатам всего того, что он предпринял, он сумел оставить своему приемнику Архиепископию несомненно пребывающую в мире и единстве.
Его Высопреосвященство Архиепископ Сергий скончался утром 22-го января 2003 г., за несколько недель до десятилетия его избрания.
23 января 2003 г. Совет Архиепископии избрал Его Преосвященство Владыку Гавриила Местоблюстителем опустевшей кафедры. В соответствии с Уставом местоблюститель должен вести текущие дела и готовить проведение Чрезвычайной Ассамблеи, которая изберет нового епископа. Как на деле проходила "подготовка" Ассамблеи?
Архиепископия заняла известную всем позицию по отношению к посланию Патриарха Алексия II, полученного 2 апреля 2003 г. Известно и то как готовились кандидатуры, как прямо или косвенно контролировалось всё то, что было связано с выборами, а также само проведение Ассамблеи.
Послание Патриарха было получено секретариатом Архиепископии за несколько часов до начала заседания Совета Арихиепископии. Необходимо было в срочном порядке решить: надо было считать Послание полученным и, следовательно, обсудить его содержание. Или же сделать вид, что никакого Послания не было.
Один из членов Совета попросил о проведении голосования, второе решение прошло незначительным большинством голосов. Казалось бы, такой результат, мог бы положить конец дискуссии. Однако именно этот результат послужил основой проведению кампании по очернению инициативы Его Святейшества и представлению Местоблюстителя как единственного защитника свобод Архиепископии. В результате этой кампании Местоблюститель стал получать сотни писем верующих, требующих проведения открытой дискуссии. Письма остались без внимания.
На Чрезвычайной Ассамблее, собравшейся 1 мая 2003 года, Местоблюститель Владыка Гавриил выступил с речью, в которой настойчиво заявлял о своих про-русских симпатиях, о приверженности к РПЦ. Он обязался в случае избрания провести широкую дискуссию вокруг Послания Его Святейшества Алексия II. В слове на Ассамблее было отказано всем тем, кого подозревали в желании проведения этой дискуссии в срочном порядке. Среди руководящих сотрудников Архиепископии была проведена чистка. Были устранены сотрудники Секретариата, которые были близки покойному Владыке Сергию. После чрезвычайной Ассамблеи, новый Архиепископ Владыка Гавриил окружил себя новой командой и забыл своё обещание о проведении дискуссии в связи с Посланием Патриарха. Затем были предприняты санкции, чтобы оказать давление на священников подозреваемых в "русофилии" (о. Владимир Ягелло, о. Николай Ребиндер, о. Эммануил Башев, о. Георгий Манжош). Целый ряд священнослужителей РПЦ, несколько лет прослуживших в приходах Архиепископии, были запрещены в сослужении (о. Нестор, о. Михаил Осоргин). Новый состав Совета Архиепископии утвердил ряд документов наносящих ущерб взаимному сотрудничеству с Московской Патриархией. Владыка Гавриил направил Московской Патриархии "личное" письмо (ставшее известным совсем недавно), которое было получателями сочтено оскорбительным. Многое было сделано для того, чтобы отдалиться от русской традиции и выработать "западную традицию", для того чтобы противопоставить европейский модернизм "русскому консервативному архаизму".
Развитие событий привело к тому, что православные люди, верные русской традиции, создали общественную организацию "Движение за поместное православие русской традиции в Западной Европе" (ОЛТР). В неё входят представители трёх православных юрисдикций.
Все призывы этой организации к открытому разговору были отвергнуты. ОЛТР стали обвинять в клевете по отношению к Архиепископу Гавриилу и его окружению, а также в желании спровоцировать раздоры внутри Архиепископии.
– Главные задачи ОЛТР состоят в том, чтобы всемерно содействовать возникновению в Западной Европе Православной Церкви соответствующей церковным канонам и поддержки, внутри этой Церкви приходов русской традиции.
– Стремясь к достижению этих целей, ОЛТР оказывает поддержку всему, что способствует правильному пониманию Послания Патриарха Алексия II от 1 апреля 2003 года. Хулители этого Послания утверждают, что территория Западной Европы не относится к юрисдикции РПЦ. В то же время всем понятно, что эта территория относится к юрисдикции Православной Церкви в её полноте, в том числе и РПЦ.
– Движение ОЛТР добивается того, чтобы другие Церкви Матери предоставили бы своим структурам в Западной Европе необходимую степень автономии, так чтобы они могли принять участие в разработке Устава Новой Поместной Церкви в Западной Европе.
– Мы, ОЛТР, хотим способствовать объединению в рамках Митрополии русской традиции всех православных приходов, которые стремятся сохранить эту традицию. Мы будем всемерно бороться против всех попыток искажения традиции, а также рассказывать о вкладе покойного Владыки Сергия в дело единения всех православных русской традиции в Западной Европе и распространять документы разработанные Комиссией "Будущее Архиепископии".
– ОЛТР проводит "Круглые столы", что помогает диалогу с верующими. Мы создали в интернете открытый дискуссионный форум и публикуем на двух языках ( французском и русском) журнал " Вместе".
Владыка Сергий лично обсуждал с Патриархом Московским и его сотрудниками возможность создания самоуправляемой Митрополии в соответствии с принципами согласованными Комиссией "Будущее Архиепископии". Эти принципы были утверждены Советом Архиепископии.
Если посмотреть на историческое прошлое нашей Архиепископии, то необходимо напомнить, что она исторически и изначально пребывала под омофором Русской Православной Церкви.
В 1931 году по инициативе Митрополита Евлогия она временно получила статус Экзархата Вселенской Патриархии. В 1965 году Его Святейшество Афиногор, Патриарх Вселенский, отменил статус Экзархата и рекомендовал Архиепископии вернуться в лоно Русской Православной Церкви. Архиепископия эту рекомендацию отклонила и провозгласила себя "Архиепископией русских православных церквей во Франции и в Западной Европе независимой от какой-либо юрисдикции". В 1971 году Архиепископия вернулась под омофор Константинопольской Патриархии в качестве структуры подчинённой Греческой Митрополии во Франции. С 1999 года Архиепископия вновь обрела статус Экзархата Вселенской Патриархии и руководствуется с тех пор Уставом, утверждённым Ассамблеей Архиепископии в 1998-99 гг.
На самом деле Архиепископия является правопреемником и прямым продолжателем "Временного управления русских приходов в Западной Европе" созданного Святым Патриархом Тихоном с согласия Святого Митрополита Вениамина Петроградского и порученным Архиепископу Евлогию (Указ от 8 апреля 1921 г.). Архиепископия должна стремиться соблюдать в их полноте церковное учение и каноническое право Православной Церкви, литургические, пастырские, канонические и духовные правила Православной Церкви, а также придерживаться русской традиции.
Эти правила определены в писаниях Святых Апостолах, отцов Церкви, в решениях Местных Соборов, в трудах и решениях Московского Собора 1917-18 гг. Юрисдикция Архиепископии распространяется на Европу, её приходы многонациональны и службы в них идут на местных языках. Архиепископия автономна, самоуправляема и избирает своего Архиепископа.
Архиепископия должна относиться с уважением к православным юрисдикциям, возникшим на той территории, на которой она была первоначально создана, и сотрудничать с местными инстанциями, в частности с Ассамблеей Православных Епископов во Франции.
Вышеизложенные принципы были заложены в основу Проекта Устава Митрополии, объединяющей приходы РПЦ в Западной Европе и приходы Архиепископии. Проект Устава этой Митрополии был передан 24 октября 2004 Его Высокопреосвященством Митрополитом Кириллом Смоленским Виктору Лупану, журналисту и члену ОЛТР. Речь идёт о проекте Устава, который предстоит доработать. Он был согласован покойным Владыкой Сергием и его собеседниками из Московской Патриархии. В настоящее время в доработке проекта появилась третья заинтересованная сторона, а именно РПЦЗ.
Послание Патриарха Алексия от 1 апреля 2003 г. закрепляет и расширяет принципы и направления проекта. Это Послание показывает, что Русская Церковь принимает многие предложения Комиссии "Будущее Архиепископии". Работа над проектом Устава, к сожалению, прервалась из-за безвременной кончины Владыки Сергия.
Таким образом, мы располагаем необходимой основой создания будущей Митрополии в Западной Европе. Речь идёт не о простом слиянии приходов Архиепископии и приходов РПЦ. Этот проект – как бы недописанное завещание Владыки Сергия. Для того чтобы доработать проект необходимо, чтобы представители заинтересованных структур сели бы за стол переговоров в новом составе и в новом географическом охвате.
К сожалению, в то время как РПЦ и РПЦЗ приступили к диалогу, имея в виду предстоящее сближение, новое руководство Архиепископии продолжает отказываться от ведения переговоров.
Такова драма, которую переживают православные люди русской традиции в Архиепископии.