ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Бегство как брань с антихристом"

Петр Сухарев :: 01 апреля 2005

"Волшебная гора", от эзотерики к традиции

Волшебная гора. N IX.

- М.: Волшебная гора, 2004, 344 с.

После долгого перерыва на стыке тысячелетий – более чем трехлетнего – альманах "Волшебная гора" как будто обрел второе дыхание и вновь выходит регулярно. В 2002 году вышел VIII номер, в конце 2004 года – IX, а в скором времени ожидается и выход X номера. Я давно слежу за этим нетривиальным изданием. Девятый его выпуск ознаменован двумя существенными переменами: учреждено издательство "Волшебная гора", которое планирует новую книжную серию; изменена формула журнала, ранее на титульном листе значилось "Философия. Эзотеризм. Культурология", теперь – "Традиция. Религия. Культура".

Несомненно, за этим изменением формулы стоит определенное уточнение ориентиров. Эзотеризм перестает быть таковым ориентиром, философия отступает на вторичное место, поскольку она и так хорошо вписывается в формулу "Традиция. Религия. Культура". Вообще, на мой вкус, от новой формулы дохнуло чем-то советским, привычным, академическим. Может быть, это признак зрелости: редакция альманаха переходит к более спокойным, более строгим приемам...

Как и ранее, чтение альманаха способно подарить несколько увлекательнейших вечеров философу, религиоведу, культурологу. В то же время журнал может предстать и как набор трудных головоломок для не-гуманитария, студента или "просто любителя".

Выпуск "ВГ" проиллюстрирован графическими работами Максимилиана Преснякова и Уильяма Блейка. Названия главных разделов журнала говорят сами за себя: это "Гнозис", "Традиционные исследования", "Сакральная география и геополитика", "Религиозная философия". Практически в каждом отделе помещены несколько рецензий очень высокого качества, что делает альманах изобильным в смысле информации, дающим читателю ориентиры на рынке интеллектуальной гуманитарной литературы.

На первый план выпуска выдвинута публикация материалов о радикальных раскольнических сектах – два текста Евфимия, основателя согласия "бегунов-странников", комментарии к этим текстам староообрядца-федосеевца Андрея Щеглова (который входит в редсовет "Волшебной горы"). В учении "старца Евфимия" бегство определяется как брань с антихристом. При этом утверждается, что со времен Раскола XVII в. "над миром полностью царствует дух антихриста". Патриарх Никон выступает как "духовный антихрист", Петр I – как "чувственный". В своих комментариях Щеглов приводит ужасающие факты преследования старообрядцев в XVII в., однако он забывает уточнить, что в России тогда шла фактически гражданская война – и пропаганда против "никониан" была равносильна пропаганде против царской власти, едва ли не призыву к возобновлению разинского бунта. Любопытно, кстати, что многие старообрядцы и в эпоху революций 1905-1917 гг. также поддерживали радикалов против сил порядка.

Большой интерес представляет в журнале блок материалов, связанных с именем Анри Корбена, французского философа, авторитетнейшего исследователя традиционной культуры. В его труде, посвященном "световому человеку", "небесному антропосу", читатель может увидеть глубинную духовную связь между эзотерическими традициями Древнего Ирана, исламского суфизма, европейских мистических школ. Корбен одновременно дает четкое представление о недостатках как чисто экзотерического религиозного пути, так и одностороннего эзотеризма. Экзотерика описывается им как каталог догм, делающий "невозможным раскрытие непредвиденных значений". В свою очередь, "любой эзотеризм, не поддерживающий морально-обрядовые стороны религии, является распутством". Может быть, именно по этой причине редакция "ВГ" решила отказаться от термина "эзотеризм" в своей формуле?

В альманахе ощущается большая целостность выпуска, чем это было раньше. Порою удается навести мосты от одного текста к другому даже в тех случаях, когда авторы берут совершенно разные темы и решают их в совершенно непохожих жанрах. Одной из сквозных нитей стало соотношение индивидуальной духовности и социальных (коллективных) ее форм -это сопоставление так или иначе просматривается в большинстве публикаций. Наиболее удачно его обозначил Алексей Болдырев в своем эссе "Запрещенная социология": "Изучение общества есть в известной мере изучение самого себя". Правда, в заключении Болдырев несколько противоречит данной мысли, противопоставляя личность "безличному коллективу", подобно сказочной людоедской птице питающемуся частями человеческого тела. Мария Мамыко в эссе "Креативная пустота" проницательно замечает: "Безусловно, духовное всегда приоритетно перед культурным, но в той лишь степени, насколько оно может позволить себе пробудить не только личность в частности, но и союз личностей в целом".

В утонченной статье Кристофера Бамфорда, посвященной Корбену, рисуется непривычный образ философа-богослова, "ведущего свой поиск всюду, куда Дух ведет его". Бамфорд противопоставляет традиционной для православия троичной антропологии духа, души и тела картезианскую дуалистичность (тело – душа), корни которой усматривает еще в византийской культуре. Упущение "третьего" структурного элемента космоса привело к мистической девальвации западного христианства и всей европейской культуры, в которой исчезла связь между внутренним восприятием феноменов и "встречами одного существа с другим". По существу, возникли совершенно разные виды мистицизма: обусловленный "внутренним образом" человеческого духа и "визионерство" в духе Сведенборга и оккультистов.

Странным образом "имагинация" ("творение образов") Бамфорда соотносится с коллективным "воображением", "миссией" и "энтелехией" у Виталия Аверьянова в его работе "Столкновение миссий", хотя, опять же, в первом случае речь идет об индивидуальной духовности, а во втором – об архетипе цивилизаций. Здесь можно вновь отметить эту удивительную внутреннюю связь и целостность "волшебногорской" проблематики. Аверьянов прямо постулирует, что для социальных наук все более актуальным становится новое "очеловечивание" природы, поиск в истории и в цивилизациях "антропоморфных сущностей". Осознание цивилизациями своих миссий связано с тем, что "земля как целое стремится избегнуть гомогенности, обмануть энтропийную тягу к монополизации мира". Эти мысли перекликаются с замечательными этюдами Гранта Тер-Абрамяна, в которых дается глубокая философская проработка идей "границы" и "пограничья" и отождествляются понятия "империя" и "цивилизация". Тер-Абрамян осмысливает историю как судьбы культурных, религиозных и государственных границ, полностью устранить которые человечество решится только во времена господства антихриста. Впрочем, есть и такие границы, на которые не сможет покуситься даже антихрист: "Царствие", к которому стремится христианская империя, лежит "за пределами этого зона".

Несомненный интерес вызовет у читателя раздел "Контринициация", в котором опубликованы материал Али Тургиева о "семи башнях Сатаны", статьи Жана Робэна о генезисе идеи контринициации и Юрия Темникова – с критикой новых взглядов Александра Дугина на природу посвященных Бога и посвященных дьявола. Тургиев рассматривает сам факт обнародования информации о "башнях Сатаны" как знамение последних времен – ведь до сих пор последователи падших ангелов не решались на прямое вторжение в информационное пространство, предпочитая действовать скрытно и выражаться обиняками.

Из других материалов выпуска отмечу статью Марка Седгвика "Традиционализм в Иране", посвященную деятельности известного исламского традиционалиста Сейида Хусейна Насра, очерк о путешествии Марко Поло в царство пресвитера Иоанна, принадлежащий Филиппу Паруа, исследование Сергея Дунаева о сакральной географии Турана и саркастическую эпитафию Жаку Деррида, написанную Константином Крыловым. В заключение редакция дала небольшую подборку стихов и прозы, а также выступления троих авторов журнала на презентации предыдущего номера. "Таких неангажированных духовных центров, за которыми не стоят те или иные корпоративные интересы, очень мало" (Гейдар Джемаль).

31.03.2005

Источник: НГ-exlibris

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама