Оставаясь чуть в стороне и не вступая непосредственно в дискуссию, наш наблюдатель представляет спектр мнений и оценок по актуальным темам, обсуждаемым в обществе.
Вдоль обрыва, по-над пропастью
Летом показали фильм "Владимир Высоцкий. Смерть поэта" — о том, как страшно он уходил 25 лет назад. Молодой, талантливый, любящий и любимый. Отчаянно боровшийся и — поверженный. Рвался "из жил и из всех сухожилий" — не вырвался, не смог осободиться от мёртвой хватки алкогольной, а потом и наркотической зависимости.
"Очевидно, после очередного срыва ты по преступному совету одного из приятелей впервые вкалываешь себе морфий: физическая боль после самой жуткой пьянки — это ничто в сравнении с психическими мучениями, — вспоминает М. Влади в книге "Владимир, или Прерванный полёт". — Чувство провала, угрызения совести, стыд передо мной — исчезают как по волшебству: морфий всё стирает из памяти. Во всяком случае, в первый раз ты думал именно так. Ты даже говоришь мне по телефону с мальчишеской гордостью:
— Я больше не пью. Видишь, какой я сильный!
Я ещё не знаю цены этой твоей "силе". Несколько месяцев ты будешь обманывать себя. Ты прямо переходишь к морфию, чтобы не поддаться искушению выпить… тебе кажется, что ты нашёл магическое решение. Но дозы увеличиваются, и, сам того не чувствуя, ты попадаешь в ещё более чудовищное рабство. С виду это почти незаметно: ты продолжаешь более или менее нормальную жизнь. Потом становится всё тяжелее, потому что сознание уже не отключается. Потом всё это превращается в кошмар — жизнь уходит шаг за шагом, ампула за ампулой, без страданий, потихоньку, и тем страшнее… Я осознаю страшную действительность лишь тогда, когда уже ничего нельзя поправить…"
Осознаёт ли общество нынешнюю страшную действительность? Со времён Владимира Семёновича, хрипевшего: "Чуть помедленнее!..", кони привередливые разогнались — не остановить. "Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю…" Понимающие люди бьют тревогу: несёмся в бездну! Кто-то из обуянных страшной болезнью, измученный ломками, непреодолимой тягой и чувством вины, сам пытается остановиться, но часто бывает поздно. Остающиеся на этом пути с разной скоростью продолжают движение к погибели.
Проблему наркомании пытаются решать врачи и педагоги, правоведы и правозащитники, Церковь и журналисты, милиция и ФСБ, законодатели и правительство. По инициативе президента создана специальная служба — Госнаркоконтроль. Разработаны целевые программы, проводятся конференции и "круглые столы". Тоннами уничтожается смертоносное зелье. Открываются реабилитационные центры для наркозависимых детей и взрослых… Но беда разрастается, грозя ни много ни мало — уничтожить нацию. Причин множество: коррупция, неуправляемая миграция, социальное расслоение, изъяны воспитания, повальное пьянство, моральная вседозволенность и распущенность под лозунгами свободы, агрессивные призывы со всех сторон "ловить кайф" и много, много чего ещё. Там милиционеры "крышуют", а то и организуют наркобизнес, наживаясь на беде, здесь аптечные фармацевты пойманы на незаконной реализации сильнодействующих веществ, где-то разворовали сотни тысяч рублей, выделенных на профилактику наркомании… В Астрахани торговали аудио- и видеозаписями поп-звёзд, исполнявших следующее: "Я соберу в мешок коноплю, приду домой и аккуратно насушу… Пыльца, что спрессована, это уже план, его круто ценит любой наркоман… А если вдруг тоска найдёт, тебе на помощь план придёт"…
Не только люди, но и страны бывают склонны к саморазрушению.
И упасть на дно колодца
"Кома: это правда" — название телепрограммы о проблеме наркомании (НТВ) вполне соотносится с ситуацией в стране. В основе каждого выпуска — реальные истории людей, столкнувшихся с наркотиками, рассказы о борьбе с наркобизнесом. Объясняется, каких колоссальных усилий стоит излечить человека от наркотической зависимости, сообщается об успешных попытках. Авторы не только предупреждают, побуждают задуматься о страшной опасности, но и хотят помочь заблудшим, остановить на краю бездны.
Такой программе — место в "прайм-тайм". А идёт она в два часа ночи, когда добропорядочные граждане, вкусив очередного сериала, блаженно спят.
Общество спит, кома идёт.
"Российская газета" сообщила: по данным некоторых экспертов, в России от 4 до 10 миллионов наркоманов. По официальной информации, приводившейся на слушаниях в Госдуме, наркоманов в стране более 300 тыс., но, во-первых, не все зарегистрированы, во-вторых, каждый пристрастившийся к зелью втягивает в свой круг нескольких сверстников. Так что на самом деле, утверждают эксперты, наркозависимых в 9–10 раз больше. За дозу они готовы на всё; за последнее десятилетие наркопреступность в России увеличилась в 15 раз.
Количество смертей от передозировки наркотиков в 2004 г. выросло в 1,6 раз по сравнению с 2003-м. Это 86,8 % от общего числа насильственных смертей, зафиксированных в стране в прошлом году. Ужасающий факт: средний возраст употребления первой дозы снизился по России до 11 лет, а в 15 субъектах федерации — до 10 лет.
"Если вовремя не разорвать этот порочный круг, страшно подумать, в каком обществе нам придётся жить лет через десять–пятнадцать", — говорит в интервью "Российской газете" главный детский нарколог России Алексей Надеждин. По его мнению, "никаких серьёзных мер по профилактике наркомании, алкоголизма и пропаганде здорового образа жизни не принимается… Отменена уголовная ответственность за хранение и употребление наркотиков… Отменён пункт в УК о принудительном лечении наркоманов, совершивших преступления… и о конфискации собственности, полученной от торговли наркотиками. Заметно увеличился размер разрешённых к хранению минимальных доз самой тяжёлой дури, что поставило под сомнение сам запрет наркотиков в стране".
"Нынешний всплеск наркомании, — считает Надеждин, — стал следствием 231-го постановления правительства от 6 мая 2004 года "Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей сбыта"… С этого момента закон любому позволяет иметь до одного грамма чистого героина в кармане, не страшась попасть за решётку".
"А ведь до этого, — утверждает нарколог, — заболеваемость наркоманией снижалась. Начиная с 2001 года смертей от наркотиков становилось всё меньше. Сейчас же смертность среди молодёжи существенно возросла… Теперь спохватились, готовы вернуться к прежним нормам. Подготовлены поправки в законодательство, позволяющие привлекать к уголовной ответственности за употребление наркотиков".
А. Надеждин возмущён позицией правозащитников, пролоббировавших, как он считает, послабляющие правительственные нововведения: "Если мы так печёмся о правах наркоманов и алкоголиков, почему не думаем о правах их детей, родственников, соседей, которым они жить не дают? Такого слабого, связанного по рукам и ногам законодательства, не способного защитить здоровую часть общества от больной, нет ни в одной стране мира". Главный детский нарколог ратует за принудительные меры: "Когда дело касается только пациента, его патологической страсти, — он больной. Когда же он своими действиями нарушает жизнь и интересы окружающих, это уже преступник".
А для кого-то, без затей, — потребитель наркотиков, клиент. В программе "Всероссийской сети снижения вреда", ежегодно охватывающей более 100 тыс. человек, — обмен игл и шприцев, социальная работа с "потребителями наркотиков", распространение средств профилактики, направление в медицинские учреждения. "На Западе в рамках подобных программ проводится также заместительная терапия, но в России эта практика запрещена, — говорит председатель "Сети" Виталий Джума. — Мы не ставим основной целью прекращение потребления наркотиков нашими клиентами. Хотя в долгосрочной перспективе это предполагается, и такие случаи встречаются в нашей практике. Наркомания — очень сложный феномен, к которому необходим комплексный прагматический подход. Мы исходим из того, что прежде всего требуется минимализация вредных последствий, связанных с наркотиками, для индивидуума и общества в целом".
Одна "организация потребителей наркотиков" называется "Колодец" (помните, у Высоцкого: "забыться, уколоться и упасть на дно колодца…"). Другой подошло бы столь же неоднозначное название — "Цепи": здесь наркоманов, не мудрствуя, сажают на цепь (говорят, по их же просьбе), чтобы во время ломки не могли найти наркотик…
Решение проблемы так же непросто, как страшен и глубок колодец зависимости. Колодец без дна — бездна боли, ужаса и горя.
Убивающий рай
Философ Григорий Померанц в телепередаче, посвящённой другой теме — террора, рассказал притчу о средневековом старце Али, который давал своим ученикам покурить гашиш. "Те испытывали небесное блаженство, а старец давал им нож и говорил: "Ты видел, как выглядит рай? Пойди, воткни этот нож визирю, и ты будешь в этом раю". Иногда от них попадало и крестоносцам; в результате искажённое слово "гашишин" (во французском произношении "ассасан") стало обозначать убийцу, а слово "ассасине" — не "гашишировать", а "убивать".
Трудно найти более яркий, точный и ёмкий образ. Убивающий рай — это ад. Там, как свидетельствовал из своего опыта Высоцкий, "ангелы поют такими злыми голосами".
Но можем ли мы отказать в сострадании пребывающему в аду наркоману? И как не сверзиться туда всей страной?
"Дело может спасти только поворот к духовным ценностям, — размышляет Померанц. — Это уже было: "собирайте сокровище на небесах", "продайте всё богатство, чтобы обрести одну жемчужину" и так далее. Кое-что можно открыть только страданием. Очевидно, человеку нужно жить в несовершенном мире, чтобы в нём раскрылась не только "культура удовольствия", но и что-то поглубже". По мысли философа, мы, современное человечество, в большинстве своём — "недоросли, недоразвитки, гунны, которые нависли над миром". Воспитание — важнейшая задача. Мы должны расти в самих себе, искать глубинЫ — в Церкви, культуре, искусстве, в собственной душе. В ней нет готовых ответов, но "только в тишине себя человек слышит голос, который можно назвать голосом Бога".
Церковь зовёт заблудшего на тот же тернистый путь перевоспитания самого себя, покаяния — изменения ума, исправления всей жизни, возвращения к Богу. Церковь идёт к страждущим и учит общество, каждого из нас отвращаться от греха, но не от грешника. "Вездесущий Бог страдает вместе с каждым страдающим, — напоминает Г. Померанц истину Евангелия. — Он не распоряжается нами откуда-то, это наивное представление. Он в каждом страдает и умирает в каждом умирающем. В истории Христа раскрылась тайна Бога: Он страдает вместе с нами".
Значит, тем, кто, упав, захочет подняться, — Он поможет.
Мы же — общество, власти — должны делать то, что в человеческих силах, и отдавать себе отчёт в этих действиях.