ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Буддийская политическая традиция гарантирует определенное отделение религии от государства. Так считают участники семинара, прошедшего в Москве

12 апреля 2005

Семинар "Буддизм и политические конфликты в Юго-Восточной Азии" в рамках проекта "Этничность и нациестроительство" прошел 11 апреля в конференц-зале Московского центра Карнеги. Главным докладчиком по теме выступил доктор исторических наук, сотрудник Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета Александр Агаджанян. Координировал работу семинара член научного совета Московского центра Карнеги доктор исторических наук Алексей Малашенко.

Докладчик рассказал о влиянии буддизма на политические процессы в некоторых государствах Юго-Восточной Азии: Шри-Ланке, Таиланде, Бирме, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме.

Александр Агаджанян отметил, что существует некий стереотип буддизма как религии бесконфликтной, "неотмирной", "отрешенной", однако можно привести множество примеров, когда буддизм был вовлечен в различные конфликты, а также примеров вовлечения в конфликты всего буддистского института – сангхи. В то же время в ряде регионов можно наблюдать и "некий континуум" – когда власть и буддизм переходят друг в друга вплоть до слияния.

Говоря об участии буддизма в современной жизни региона Юго-Восточной Азии, Агаджанян выделил три темы: "Буддизм и становление национальных государств – бывших колоний", "Буддизм и демократия" и "Буддизм и насилие".

По словам выступавшего, буддизм был "рабочим ферментом" процесса национального пробуждения во всех упомянутых странах; все они входили в современность "под лозунгами буддийского государства". Профессор привел статистику и сделал краткий обзор политической и религиозной ситуации каждой из упомянутых стран Юго-Восточной Азии.

Таиланд: население 64 млн., из которых 85-90 % буддисты, 10 % – мусульмане, меньше 1 % – христиане. Формула "нация, религия, король" по-прежнему остается действенной идеологической формулой (напоминающей уваровскую триаду "православие, самодержавие, народность"). Религиозное обучение является обязательным на всех уровнях, но учащимся предоставлен выбор: так, мусульманское население на юге страны не обязано изучать основы буддизма.

Гораздо труднее переходные процессы осуществлялись в Шри-Ланке. (Население страны – 20 млн., из них 70 % – буддисты, 15 % – индуисты, 8 % – христиане, 7 % – мусульмане). В этой стране вопрос о буддистском характере государства ставился под сомнение с самого начала. Четыре конфессии официально объявлены "признанными", существует обязательное религиозное обучение в школах.

В Камбодже проживает 13,4 млн. человек, из которых 93 % – буддисты, 5 % – мусульмане. В этой стране проект буддийского государства не состоялся, потому что сильному влиянию коммунистов не было противовеса в виде влиятельной демократической системы, как в Шри-Ланке. Другой причиной камбоджийских проблем была монархия. Буддизм по конституции является государственной религией, сообщил докладчик.

В Лаосе (6 млн.) практически все "долинное население" (ок. 60 %) является буддистским, 2 % – христиане. Конституция провозглашает свободу религий, преподавания буддизма в школах не существует, но все же буддизм имеет явные преимущества перед другими религиями.

В Бирме (ок. 50 млн.) 90 % – буддисты, 4 % – христиане и 4 % – мусульмане. Армия, которая была самостоятельным политическим фактором, в 1962 году пришла к власти, положив "конец эйфории буддистского возрождения". Сейчас в Бирме основы буддизма обязательно изучают в школе, государство содержит на свои деньги два буддийских университета. По ряду причин сангха в Бирме стала источником оппозиционных настроений.

Во Вьетнаме (80 млн.) около половины населения себя ассоциируют с буддистами, католики составляют 8-10 %. Истинной вьетнамской религией всегда было сочетание локальных культов духов и предков, имперского государства. Вьетнамский национализм никогда не имел религиозной составляющей. Социалистический Вьетнам сделал буддизм политически нерелевантным. Сейчас режим поддерживает только одну религиозную организацию – Вьетнамскую традиционную сангху.

Подытоживая выступление, Агаджанян отметил, что понятие "буддийское государство" не является научной категорией. Однако сама эта идеологема сильно отличается от понятий "исламское государство" или "еврейское государство". Главное отличие состоит в том, что "сумма буддийских символов, построенных вокруг образа буддийского правителя", не включает законодательного ригоризма. "Можно сказать, что буддийская политическая традиция гарантирует определенное отделение религии от государства. По сравнению с индуистскими, в буддийских странах никогда не доходило до создания жесткой гегемонистской идеологии", – отметил докладчик. Об этом сообщает "Благовест-инфо"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама