Корреспондент "НГР" обратился к известным деятелям культуры, представителям религиозной общественности, ученым и политикам с просьбой прокомментировать Конклав, на котором кардиналы Римско-Католической Церкви должны избрать нового Римского Папу. Кто станет новым главой Ватикана? Кардинал Ратцингер или кардинал Содано? Латиноамериканец или африканец? Какими будут новый Понтифик и его политика? Как могут измениться взаимоотношения между Русской Православной и Католической Церквами с избранием нового Папы?
Ион Друцэ, писатель
Лично для меня важно, какое имя примет следующий Римский Папа. Примет ли новый Понтифик имя в память об Иоанне Павле II, а вместе с этим и его взгляды или это будет уже совершенно другой сценарий развития Католической Церкви. Это важно и по отношению к Восточной Церкви, и по отношению к другим христианским конфессиям.
Ни для кого не секрет, что позиции христианства ослабевают. В СМИ, например, слово "расхристианизация" мелькает все чаще и чаще. Во времена глобализации нам все меньше остается что делить.
Для того чтобы выжить, мы должны объединиться. И тут важен вопрос, насколько Русская Церковь обладает пониманием и энергией для воссоединения со всем христианским миром. Я надеюсь, что все христиане, в том числе и православные, в лице нового Папы обретут мудрого друга.
Андрей Зубов, доктор исторических наук, профессор Московского Государственного института международных отношений
В последние два столетия получалось так, что на смену Папе-консерватору обычно приходил Папа-реформатор. Вероятно, и теперь новый Папа будет решать проблемы, которые накопились за понтификат консерватора Иоанна Павла II. Трудно представить, что с приходом очередного Понтифика политика Ватикана радикально изменится, например, в такой сфере, как институт брака и семьи.
Однако если мы внимательно посмотрим на общий контекст деятельности Католической Церкви во второй половине XX в., то увидим, сколь сильна тенденция к сохранению общей политической линии. Новый Папа обычно доделывает то, что не успел его предшественник. Именно так действовал Иоанн Павел II, скорее всего так же поступит и новый Понтифик.
Мне кажется, что еще не было Римского Папы, который так хорошо знал и любил Россию, как Иоанн Павел II. Поэтому вряд ли можно ожидать от его преемника такого же стремления установить диалог с Русской Церковью и такого же доброжелательного отношения к России.
С приходом нового Папы скорее изменится тональность диалога, стилистика переговоров, но не суть обсуждаемых проблем. Независимо от фигуры вновь избранного Понтифика диалог между католиками и православными не потеряет своей динамичности. Однако теперь инициатором диалога будет уже сама Московская Патриархия.
Диакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии
Диалог столь огромных организмов, как православие и католичество, конечно, идет не только на уровне глав Церквей. Так что при отсутствии высоких протокольных встреч все равно были и диалог, и взаимное узнавание, и взаимное влияние. При новом Папе диалог станет интереснее.
Во-первых, новым Понтификом будет человек более молодой и более здоровый, нежели Иоанн Павел II последних лет. Это будет человек, который сможет самостоятельно и живо реагировать на проблемы, которые возникают в ходе диалога.
Во-вторых, это будет человек, который не рос в условиях жесткого противостояния систем и стран. В-третьих, он точно не будет поляком, а значит, в общении с ним не будет тех сложностей, которые отягощают российско-польские отношения, комплекса взаимных обид и претензий. Значит, диалог с ним будет носить более рациональный характер. Это то, что будет при любом новом Папе.
А есть люфт неожиданности. Будет ли Римский Папа подобно Иоанну Павлу II сознательным консерватором или он сделает ставку на обновление Церкви? Первый вариант откроет дорогу для сближения католиков с православными, второй закроет. Мы это знаем по нашему диалогу с Англиканской Церковью. С ней мы были очень близки до 1917 года. Но затем она легла в либеральный дрейф, в результате чего там появилось женское и даже гомосексуальное священство. И стало понятно, что дальнейшее сближение с англиканами чревато заражением, а не духовным обогащением. Англиканская Церковь предпочла сближаться с современным миром, а не с миром древнего христианства. Не уйдет ли в подобный дрейф и Католическая Церковь?
Если же новый Папа будет консерватором подобно Иоанну Павлу II, у нас сохранится общая платформа, и тогда те частности, которые нас разделяют, могут стать предметом серьезного обсуждения. В противном же случае эти частности просто будут забыты, потому что появятся гораздо более важные поводы для нашего дальнейшего расхождения.
В общем молюсь о ниспослании Ратцингера. Это умный, самокритичный и действительно великий инквизитор. Вот как он (вслед за Кьеркегором) видит проблему Церкви в современном мире: в бродячем цирке начался пожар. Актеры были уже одеты к спектаклю. И шут в своем платье побежал к городу звать людей на помощь. Жители смеялись до слез над тем, что казалось им просто новой шуткой, и аплодировали, но в реальность пожара никто не верил, пока он не перебросился на их собственные дома.
Священник Игорь Ковалевский, секретарь Конференции католических епископов России
Я оптимистично смотрю на дальнейшее развитие православно-католического диалога. Уверен, отношения между нашими Церквами будут развиваться, несмотря на все еще существующие трудности. Полагаю, что при новом Понтифике Католическая Церковь останется открытой для диалога с Русской Православной Церковью.
Анатолий Красиков, доктор исторических наук, руководитель Центра по изучению социально-религиозных проблем
Взаимоотношения между Русской и Католической Церквами с избранием нового Папы могут измениться, хотя общая стратегия экуменизма, выработанная II Ватиканским собором в 1962-1965 гг., сохранит свою силу.
Диалог между Церквами, конечно же, зависит от фигуры нового Понтифика. Иоанн Павел II взошел на папский престол, имея за плечами опыт епископского служения в Польше стране, которая, как и Советский Союз, жила в условиях государственного атеизма. Он хорошо понимал, какой нелегкий путь пришлось пройти Русской Церкви и другим религиозным объединениям СССР, оказавшимся под тотальным контролем со стороны безбожной власти. Отсюда искреннее стремление Папы помочь "Церкви-сестре".
Иоанн Павел II не раз сравнивал западное и восточное христианство с двумя легкими одного организма, каковым ему представлялась вся Европа. Он благословлял проведение католиками научно-богословских встреч и конференций, посвященных православной духовности. Будет ли новый Понтифик уделять такое же внимание России и Русской Церкви, какое уделял им первый в истории Папа-славянин? Никто сегодня этого не знает.
Алексей Митрофанов, депутат Государственной Думы от фракции Либерально-Демократической партии России
Безусловно, от фигуры первого лица зависит дальнейшая политика Ватикана. Церковь это жестко управляемая организация, поэтому первые лица здесь играют огромную роль. У Иоанна Павла II была своеобразная история, он сделал карьеру в социалистической Польше, у него были особые связи и с СССР, и с польским руководством.
Новый Папа уже не будет нести на себе такого наследия. Вполне вероятно, что следующим Понтификом станет представитель Латинской Америки, и тогда первоочередной задачей Ватикана станет свержение коммунистического режима на Кубе. Куба для Америки имеет огромное значение. Поэтому США настаивают на том, чтобы Папой стал выходец именно из Латинской Америки. США не могут решить этот вопрос без участия Католической Церкви реальной силы, которая может проводить политическую линию против Фиделя Кастро.
Алексей Юдин, ответственный секретарь Редакционно-издательского совета Российской Католической энциклопедии, член Папского Совета по делам мирян
Говорить об изменении политики Ватикана в целом с избранием нового Понтифика пока преждевременно. Что касается диалога Католической и Православных Церквей в понтификат Иоанна Павла II, то он развивался достаточно динамично. Конечно, образ мыслей Иоанна Павла II и его видение экуменической проблематики имели значительное влияние на ход православно-католических отношений.
Не будем забывать, что именно Иоанном Павлом II вместе с Константинопольским Патриархом Димитрием I в 1979 году было принято решение о создании Смешанной богословской комиссии по диалогу между Католической и Православными Церквами.
Конечно, дальнейшее развитие православно-католического диалога будет зависеть от фигуры преемника Иоанна Павла II, но, мне кажется, что эти процессы в еще большей мере должны зависеть от конструктивных инициатив православного мира, в том числе и Русской Православной Церкви. А пока получается так, словно католики обречены предлагать новые инициативы, оправдываться и просить прощения за совершенные промахи, в то время как их партнеры по диалогу принципиально не желают "поступиться принципами".
Роман Силантьев, исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России
Безусловно, взаимоотношения между Русской и Католической Церквами изменятся с избранием нового Понтифика. Однако изменятся ли они в лучшую или худшую сторону, станет ясно лишь после оглашения имени нового Папы.
В свою очередь, Русская Церковь оптимистически смотрит на развитие этих отношений в будущем. Иоанн Павел II придавал особое значение диалогу с Россией, и это, безусловно, накладывало особый отпечаток на всю политику Ватикана. Преемник Иоанна Павла II, который скорее всего не будет поляком, станет меньше уделять внимания России, и это внимание будет более конструктивным.
Исторически так сложилось, что в России католичество не прижилось, и сейчас, по нашим оценкам, число католиков в России исчисляется десятками тысяч. По последней переписи населения, общее количество этнических католиков вряд ли превышает 300 тыс. человек. Это значит, что католики сильно уступают по численности не только мусульманам, иудеям и буддистам, но и старообрядцам, и протестантам, и армяно-григорианам. Если же Межрелигиозный совет России будет расширяться, то в первую очередь мы позовем именно их, и только в последнюю очередь католиков.
Источник: НГ-Религии