Этот вопрос сегодня живо обсуждается в России. Одни считают, что Бенедикт XVI не откажется от политики, вызывающей недовольство православной иерархии. Другие уверены, что это вопрос не межцерковных отношений, а российской государственной политики.
PRO
"При наличии доброй воли проблемы легко разрешимы"
Дмитрии Фурман, главный научный сотрудник Института Европы РАН, доктор исторических наук, религиовед
Вопрос о том, улучшатся ли отношения между РПЦ и католической церковью, зависит, конечно, в какой-то мере от личности нового папы, но лишь в минимальной. Две основные проблемы разделяют православных и католическую церковь. Во-первых, это проблема униатских церквей, которые когда-то, после ликвидации униатства при присоединении Западной Украины к СССР, были переданы Русской православной церкви. А потом вернулись обратно после достижения независимости Украиной. Вторая проблема это проблема так называемого прозелитизма. То есть Русская православная церковь боится, что при установлении нормальных отношений с католиками начнется переход православных верующих в католическую церковь. Католики клянутся и божатся, что они прозелитизмом не занимаются и верующих не переманивают. Но в какой-то мере такой процесс, процесс перехода, все-таки есть. Он идет даже вне зависимости от переманивания или непереманивания. Это очень пугает Русскую православную церковь. Я думаю, что папа, ни новый папа, и никакой папа здесь сделать ничего не может. Переход каких-то отдельных людей в католицизм происходил даже в царской России, где был уголовным преступлением.
Я не могу себе представить, что должен сделать папа для того, чтобы улучшить эти отношения. Не может же он сказать, что тот, кто обращается в католицизм, может быть отвергнут. Не может он вернуть церкви Западной Украины снова от униатов к православным, как это сделал Сталин.
Однако, мне кажется, отношения Русской православной и католической церквей лишь отчасти зависят от собственно церкви.
Прежде всего сама Русская православная церковь в громадной степени зависит от государства. И если бы президент Путин или его преемник действительно реально пожелали улучшения этих отношений, разрешения проблемы западно-украинской, предположим, я думаю, они вполне бы этого могли добиться. Я не могу представить себе, чтобы при четко выраженном желании власти церковная иерархия могла бы оказывать в этом вопросе решительное и стойкое сопротивление. Я думаю, чисто абстрактно Путин, может быть, и хотел бы, чтобы папа приехал в Россию. Если бы он слишком сильно настаивал, он бы своего добился. Но могли бы возникнуть какие-то разговоры, что сдают православную церковь. Они не очень опасны. Но все-таки неприятны. А выгоды непонятно какие.
Поэтому я думаю, что скорее всего все отношения будут приблизительно в том же состоянии, в каком они сейчас. И зависеть ситуация будет скорее от внутриполитического процесса в России, чем от чего-либо другого. При доброй воле российской власти все претензии могут быть удовлетворены обоюдными символическими действиями. Но вот откуда ей взяться?
***
CONTRA
"Католики не откажутся от прозелитизма"
ИГУМЕН ИННОКЕНТИЙ (ПАВЛОВ), кандидат богословия, церковный историк
В том, что папой станет кардинал Ратцингер, было уверено большинство пишущих на тему предстоящего понтификата. Однако при начале понтификата очень важным символическим моментом является избрание новым папой имени. В частности, высказывалось предположение, что новый папа возьмет себе имя знаменитого предшественника, тем самым обозначив преемственность курса. В то же время из истории мы знаем: когда новый понтифик берет другое имя, это должно указывать, что курс предшественника претерпит некоторые коррективы. Достаточно вспомнить, что Лев XIII, взявший имя великого реформатора католической церкви Льва Великого, обозначил этим изменение курса своего предшественника Пия IX, который был не слишком адекватен вызовам своего времени. В свою очередь, преемник Льва XIII Пий X, взяв указанное имя, тем самым обозначил, что его курс будет реакционным (во всех смыслах). Как известно, Пию X преемствовал Бенедикт XV, имя которого и взял новый римский понтифик, что очевидно для многих стало неожиданностью. Поэтому есть смысл сказать несколько слов о понтификате Бенедикта XV.
Бенедикт XV был папой с сентября 1914 года по январь 1922 года. Его понтификат проходил на фоне Первой мировой войны, революционных переворотов в России и устройства послевоенной Европы, когда развалилась Австро-Венгерская империя с католическим по преимуществу населением. Таким образом, этому папе пришлось отвечать на очень серьезные вызовы времени и заботиться об устройстве католической церкви в новых исторических условиях. При этом очень важно отметить, что у него была вполне осмысленная восточная политика. Иными словами, он понимал, что католики это не только те, кто называются римокатоликами (практикующие латинский обряд), но и католики восточных обрядов, и прежде всего греко-католики (т. е. униаты). Именно при этом папе прозелитизм получил мощный импульс. Например, был открыт Восточный институт в Риме, где стали готовить квалифицированные кадры для восточных католических церквей. Также папа одобрил создание Русской коллегии в Риме для подготовки греко-католического духовенства для России. А в 1917 году он утвердил создание российского греко-католического экзархата церкви православной по своему исповеданию, российской по своей культурной и духовной традиции, но при этом находящейся в единстве с римским епископом и таким образом возвращенной к состоянию апостольской церкви, т. е. церкви неразделенной.
В связи с этим остается думать, что и новый папа Бенедикт XVI внесет коррективы в восточную политику Святого престола. И вместо бесполезного "диалога глухих" , каковым в течение 40 лет был диалог с Московской патриархией, озаботится полноценным возрождением российской греко-католической (униатской) церкви. Благо желающих в нее войти будет немало.
***
ЗА ТЫСЯЧУ ЛЕТ, ПРОШЕДШИХ СО ВРЕМЕН РАСКОЛА ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ НА ЗАПАДНУЮ и ВОСТОЧНУЮ, ВЕРУЮЩИЕ ПРИВЫКЛИ К РАЗДЕЛЬНОМУ СУЩЕСТВОВАНИЮ
Догматические, канонические, обрядовые различия накапливались веками, ложась на почву двух конкурирующих культурных платформ: греческой и латинской. Политическое противостояние и вооруженные конфликты между Византией, а затем Россией и странами католической Европы лишь подогревали религиозный антагонизм.
На сегодняшний день, как показывают социологические опросы, большая часть верующих в России не ожидает объединения с католиками, не желает его и не верит в возможность серьезных перемен в отношениях между Ватиканом и РПЦ.
***
950 ЛЕТ НАЗАД ПРОИЗОШЛО РАЗДЕЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ НА КАТОЛИЧЕСКУЮ И ПРАВОСЛАВНУЮ. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ. НУЖНО ЛИ СЕГОДНЯ ВОССОЕДИНЕНИЕ ЭТИХ ЦЕРКВЕЙ?
14 %
Затрудняюсь ответить
17 %
Да. надо прилагать усилия к объединению католической и православной церквей
69 %
Нет. эти церкви должны существовать самостоятельно
Источник: исследовательский холдинг РОМИР-мониторинг июнь 2004 года
***
НАСКОЛЬКО ВАЖНА РЕЛИГИЯ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ?
4 %
Затрудняюсь ответить
44 %
Скорее важна
29 %
Скорее не важна
11 %
Совсем не важна
13 %
Очень важна
Источник: исследовательский холдинг РОМИР-мониторинг. март 2004 года
***
КАК ОЦЕНИВАЮТ ГРАЖДАНЕ НАШЕЙ СТРАНЫ ПЕРСПЕКТИВЫ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ВАТИКАНОМ ПОСЛЕ ИЗБРАНИЯ НОВОГО ПОНТИФИКА?
Всего опрошено 1500 граждан России в возрасте от 18 лет и старше. Вопрос: "Как вы считаете, после избрания нового римского папы какими будут отношения между Россией и Ватиканом?" 2 %
Значительно улучшатся
24, 3 %
Затрудняюсь ответить
1 %
Значительно ухудшатся
8, 8 % Скорее улучшатся, чем ухудшатся
5, 1 %
Скорее ухудшатся, чем улучшатся
69 %
Не изменятся
При этом представители неправославных вероисповеданий настроены более оптимистично, чем православные или атеисты. Среди неправославных верующих положительный ответ дали 20, 2 %
Источник: компания "Башкирова и партнеры". 7-10 апреля 2005 года
21.04.2005
Источник: Известия