Тадеуш Кондрусевич – Газете
Архиепископ Тадеуш Кондрусевич, ординарий архиепархии Божией Матери в Москве, заверил специального корреспондента Газеты Надежду Кеворкову, что новоизбранный Папа Бенедикт XVI будет твердо защищать христианские духовные ценности в Европе и продолжит активную проповедь христианства в мире.
В каких вы отношениях с нынешним понтификом?
Мы много раз встречались, в частности по вопросу перевода на русский язык нового Катехизиса, который был подготовлен командой Ратцингера в 1992 году. Именно Ратцингер порекомендовал тогда попросить у Московского патриархата консультанта, который бы помог избежать неправильностей перевода.
Тема папского визита в Россию и урегулирования отношений наших церквей остается?
Безусловно. Но в первые месяцы понтификата никаких кардинальных изменений не будет. Церковь не любит революций.
Чего вы ожидаете от нового понтификата?
Новый понтифик участвовал в подготовке решений II Ватиканского собора (1962 – 1965 годы). Тогда были заложены основы улучшения отношений с нехристианскими религиями, различными православными Церквами. Поэтому я уверен, что он будет продолжать эту линию, в том числе и с Русской Православной Церковью. Надеюсь, что сохранится и дух понтификата Иоанна Павла II, рядом с которым он работал в течение 24 лет. Хотя с приходом нового Папы должно ожидать и какого-то нового развития.
Новый Папа – один из самых известных богословов в мире, который стоит на принципах защиты веры против всякого нравственного релятивизма. Он четко понимает, что одной из самых острых проблем сегодня является проблема освобождения различных сфер общества и культуры от влияния религиозных институтов и дехристианизации ( устранение христианских норм, принципов и символов из общественной и государственной жизни. – Газета). Недаром он выбрал имя Бенедикта (Бенедикт XV был Папой во время Первой мировой войны, прославился тем, что призывал все воюющие державы к миру. После войны помогал беженцам, голодающим, бывшим военнопленным. Прославился как Папа-миротворец. – Газета). Он очень ортодоксальный христианин, то есть защищающий права христианства и говорящий об этом открыто. В этом у него много общего с позициями Русской Православной Церкви, которая твердо стоит на нравственных позициях отношения к порокам нашего времени.
Как влияет на перспективы диалога разработанная в 2000 году Ратцингером и принятая предыдущим понтификом доктрина Dominus lesus, отменившая предложенное II Ватиканским собором для межконфессиональных контактов понятие "Церкви-сестры"?
Декларация Dominus lesus касается отношений со всеми христианскими Церквами. По прошествии многих лет со времени II Ватиканского собора надо было как-то привести все в порядок. Однажды кардинал Ратцингер выразился так: "Церковь – это не строительная площадка, где каждый что-то делает отдельно, один стены строит, другой крышу ставит, третий – окна. Церковь – это Христос, живущий во времени и пространстве. И каждый человек Церкви должен нести людям этого Христа". Ратцингер не изъял понятие "Церкви-сестры" , он внес в него некоторые пояснения. На сегодняшний день отдельные епархии или Церкви одной страны – архиепархия Божией Матери в Москве и православные епархии Московская, Тверская или Петербургская – могут называться "Церкви-сестры". Католическая митрополия в России и Московский патриархат – это тоже "Церкви-сестры". Но есть одна-единственная Церковь Иисуса Христа – это Матерь-Церковь всех Церквей.
Можно ли теперь будет говорить о польском лобби в Ватикане? Оно уходит?
А оно есть? Хотя бы один поляк всегда был и в прежней конгрегации. Я не знаю ни одного, кто бы ушел сейчас. Со смертью Папы все префекты считаются уволенными, их назначение определяет новый Папа. Да, личный секретарь Папы архиепископ Станислав Дзивиш был очень важной фигурой. Теперь он ждет, куда его направит новый Папа. Но это не бегство поляков из Ватикана. Курия сегодня интернациональна, хотя преобладают, конечно, итальянцы. Когда открылся Восток, встала необходимость общаться. Кто из нас, воспитанных в СССР, знал языки? Единицы. А поляки знали русский язык и европейские, они были полезны для общения с епископами из России, Литвы, Белоруссии, Латвии, Украины, Казахстана. Это было вызвано необходимостью – ведь так легче договориться. Но об исходе поляков из Ватикана я бы не стал говорить.
21.04.2005
Источник: Газета