Буддисты всего мира 2 февраля отпраздновали наступление Нового года по лунному календарю. О том, какое значение имеет этот праздник для последователей учения Будды, о жизни и проблемах современного российского буддизма в интервью "НГР" рассказал глава Буддийской традиционной Сангхи России Пандидо хамбо-лама Дамба Аюшеев.
Из досье "НГР": Буддийская традиционная Сангха России – крупнейшее в России объединение буддийских общин (дацанов). Пандидо хамбо-лама Дамба Аюшеев – глава Буддийской традиционной Сангхи России. Родился в 1962 году в Читинской области. Окончил педагогическое училище, после работал учителем. В 1983 году поступил в Буддийский университет имени Занабазара в Улан-Баторе (Монголия) и окончил его в 1988 году. Специализировался по тибетской медицине, затем в течение года работал куратором советских студентов этого университета. После этого служил в качестве эмчи-ламы в Иволгинском дацане. В 1991 году назначен ширээтэ-ламой Мурочинского дацана Балдан-Брайбун. В 1995 году Дамба Аюшеев избран главой Центрального духовного управления буддистов РФ, позже переименованного в Буддийскую традиционную Сангху России.
– Пандидо хамбо-лама, как складываются отношения Буддийской традиционной Сангхи России с другими направлениями современного буддизма?
– Обмена опытом или взглядами между традиционными буддистами России и представителями новых буддийских движений фактически не происходит. Объясняется это тем, что новые буддийские движения, такие, как дзен-буддизм, недостаточно открыты для диалога. Многие из них пока еще не дошли до понимания сущности буддизма. Приезжающие из-за границы проповедники, как правило, уже буквально через месяц возвращаются обратно. Они оставляют учеников и последователей, которые фактически не знакомы с практикой буддизма и не представляют серьезной силы для распространения буддизма в России. Поэтому мы не ведем какого-либо серьезного диалога с представителями этих движений.
– В настоящий момент практически все ведущие религии в России имеют свои социальные концепции. Есть ли у российских буддистов какое-либо учение об отношении к различным явлениям общественной жизни?
– Были определенные попытки разработать социальную доктрину Буддийской традиционной Сангхи России, но они не получили продолжения. На общем собрании – хурале – подобные документы пока не рассматривались. Каждый из глав дацанов решает проблемы взаимодействия с обществом и государственной властью самостоятельно. Я думаю, что особой необходимости в принятии подобных документов нет.
– Как на местах строятся взаимоотношения Сангхи с государственной властью? Есть ли какие-нибудь серьезные проблемы?
– Если взять Республику Бурятия, то у Буддийской традиционной Сангхи очень плохие отношения с ее руководством. Причиной обострения стал вывоз из республики буддийской святыни – тибетского атласа. Буддийское духовенство испытало тогда на себе всю силу чиновничьего произвола. Дошло до того, что милиционеры избивали лам. Что касается федеральных структур Республики Бурятия, которые подчиняются непосредственно Москве, то с ними у нас отношения вполне нормальные.
НГ-Религии, 5 января 2003 [весь материал]