Одной из черт нашего сложного времени, когда Церковь безуспешно бьется за малейшую возможность дать русским детям в государственной школе хоть какие-то знания об их традиционной религиозной культуре, когда вся пресса ополчилась на православных и травит всякого не принимающего "ценностей" толерантизма, стало появление всевозможных коммерческих проектов, построенных на паразитации на православных ценностях и идеях.
Одним из направлений в корыстном бизнесе на Церкви и Православии является создание всевозможных фондов, учреждающих и раздающих всевозможные побрякушки, выдаваемые за авторитетные награды. Неважно, что есть вполне авторитетные государственные награды, есть официальные награды Русской Православной Церкви. Для многих людей, плюющих на Родину и Церковь, эти награды заведомо не могут быть вручены, их нельзя купить. Но раз есть спрос, должно быть и предложение. И такое предложение появилось.
Сложился уже определенный алгоритм, своеобразный бизнес-план в этой области. Рассмотрим его вкратце.
Во-первых, учреждается какой-нибудь фонд с как можно более громким и, одновременно, как можно более проникновенно благоговейным названием. Например, Фонд "Центр Национальной Славы России", или же "Народный клуб “Семья”" или еще какой.
Во-вторых, в попечительский совет созданного фонда приглашаются известные люди, а еще лучше просто записываются, мол, там разберемся, сочтемся, свои люди.
В-третьих, учреждается награда. Самое престижное и дерзкое – это вручать награду, созвучную с высшей государственной наградой – орденом Андрея Первозванного, как это и делал Фонд "Центр Национальной Славы России" (мы не обсуждаем его деятельность в целом, речь о наградах). Награда хитро именуется "Международной премией Андрея Первозванного “Диалог цивилизаций”", а вручаемый орден именуется "знаком премии…" – "Звезда диалога цивилизаций". Но лучше не гневить власть и учредить какой-то свой орден. Например, орден (или – премия) "Слава России".
Четвертым шагом следует вручение этой награды первым лицам Церкви и / или государства (самое стратегически правильное здесь – вручить президенту В.В. Путину), а еще лучше (для полноты) вручить также первым лицам других православных церквей и зарубежным высокопоставленным политикам. К примеру, тогдашнему президенту Литвы Валдасу Адамкусу и ныне покойному президенту Азербайджана Гейдару Алиеву, соответственно, 09.07.2002 и 09.06.2002 были вручены "Международные премии Андрея Первозванного “Диалог цивилизаций”". Можно вручить руководителю ЮНЕСКО Коичиро Мацууре, как это сделал все тот же Фонд "Центр Национальной Славы России" 03.07.2002 (какие уж там заслуги Мацууры перед российской нацией или цивилизацией, одним руководителям фонда известно).
Статус ордена-премии сразу взмывает в заоблачные дали и становится совершенно и беспрекословно полным авторитетом, причем международным. Статус становится устойчивей, если руководители фонда взаимно наградят друг друга с руководителями какого-нибудь еще "православного фонда". Тогда появляется некий клуб "православных бизнесменов-орденодавателей".
И наконец, в пятых, решается главный вопрос – постановка дела на поток, т.е. коммерциализация наград. Конечно, часть премий будет и далее вручаться известным людям (для поддержания статусности) и простым труженикам (для придания образа благостности). Но часть премий будет направлена на вручение коммерсантам, не важно чем они занимаются, главное, чтобы были готовы давать деньги. Несколько месяцев назад на российских телеканалах постоянно крутилась реклама одной домостроительной фирмы, весь сюжет рекламы которой был построен на факте награждения этой фирмы орденом "Слава России". Какие могут быть заслуги домостроительной фирмы перед Россией, кроме того, что эта фирма банально могла перечислить энную сумму в фонд, который вручил ей "награду"? Это очень сильно напоминает опосредованный бизнес на раздаче наград.
В 2002 г. Фонд "Центр Национальной Славы России" наградил своей премией президента союза греческих пассажирских судовладельцев Андреаса Потомьяноса и президента компании "Де Бирс" Николаса Оппенгеймера (информация из буклета "Центра Национальной Славы России"). Про Потомьяноса ничего говорить не будем, не знаем, хотя должность достаточно красноречива. А вот относительно позитивного вклада компании "Де Бирс" – монополиста на международном рынке алмазов – никаких сомнений нет, в том смысле, что российские СМИ неоднократно сообщали о крайне негативной роли деятельности данной фирмы для России. Но зато она богата, а потому, конечно же, "выполняет серьезную общественную миссию". Вопрос для учеников первого класса: как вы думаете, оказала ли фирма "Де Бирс" финансовые вспоможения Фонду "Центр Национальной Славы России" или связанным определенным интересом с ним структурам?
Не столь важно, что такие фонды иногда подкидывают деньги православным подвижникам – учителям или священникам, главной целью создания таких фондов является бизнес на Церкви и Православии, осуществляемый прежде всего за счет постоянной собственной информационной раскрутки. Для этого проводятся никому не нужные круглые столы, которые заведомо не увенчаются никаким положительным результатом. Некоторые фонды организуют "паломнические поездки по разрушенным монастырям Косово". Таким фондам нет интереса профинансировать поездку комиссии из нескольких политиков, профессиональных теле- фотожурналистов, юристов-международников и специалистов по оценке культурного наследия для фиксации актов вандализма косовских экстремистов в отношении древних православных монастырей Косово, чтобы представить все эти свидетельства и доказательства в задокументированном виде в международные организации. Нет, интереснее послать автобус с паломниками. Совершенно нет интереса финансировать разработку учебных пособий по православной культуре для общеобразовательной школы. Гораздо интереснее проводить шумные тусовки и форумы. На таковые можно позвать много журналистов, которые позднее обеспечат телевизионную рекламу, о фонде услышит кто-то еще из коммерсантов, он тоже захочет нацепить красивый значок с бриллиантами.
Нищие сельские священники и еле сводящие концы с концами учителя православной культуры, внимание: знак "Звезда диалога цивилизаций" представляет собой "восьмиконечную звезду, выполненную из серебра 925 пробы и украшенную 383 бриллиантами общим весом 8,012 карата, расположенными на равновеликих лучах с накладкой в виде Российского Державного орла" (из буклета Фонда "Центр Национальной Славы России").
И тогда остается только "стричь" деньги. Конец бизнес-плана.
Но цель данного материала – ни в коем случае не бросить тень на, несомненно, весьма уважаемые православные фонды – Фонд Андрея Первозванного, Фонд "Центр Национальной Славы России" или др.
Материал посвящен организации "Народный клуб “Семья”", на которую тень тоже бросать не станем, а наоборот постараемся "вытянуть за хвост на свет Божий".
"Народный клуб “Семья”" и его руководитель Валерий Семилетенко не стали даже утруждать себя напусканием тумана и провозгласили о начале своего бизнеса на том, что сильно напоминает опосредованную торговлю учрежденными ими орденами "благоверных князей Петра и Февронии Муромских" (выдаются "знак Ордена", "Звезда Ордена" и "Фрачный знак Ордена").
Первая церемония награждения состоится 14.05.2005 г. в Храме Христа Спасителя. У авторов настоящего материала имеется аж три варианта рекламного буклета этой церемонии с указаниями следующих сроков "первой церемонии пожалования ордена Святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских": 13 ноября 2004 г. (напечатанная дата) и 8 июля 2005 г. (написана от руки на бумажке, которой заклеена предыдущая дата), последний вариант – на чуть более ранний срок, на 14 мая 2005 г. Это явно свидетельствует о том, что процесс согласования с руководством Храма Христа Спасителя был крайне сложным, если вообще был.
Из письма В. Семилетенко высокопоставленному госчиновнику: "Приглашаем Вас 14 мая 2005 года в Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя для участия в Первой церемонии пожалования Ордена Святых Благоверных Князей Петра и Февронии Муромских Чудотворцев, которую… проводит региональная общественная организация "Народный клуб "Семья"… Орден Святых Петра и Февронии – покровителей семьи и брака в православной традиции с девизом "За верность, милосердие, подвиг" является российской общественной наградой за вклад в укрепление института семьи. В ходе церемонии планируется вручение Ордена № 1 Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II". Вот он момент истины №1 – перво-наперво вручить "награду" Святейшему Патриарху, что обеспечит ее статусность. А еще важно поименовать вручаемый знак "российской наградой".
Далее В.Семилетенко пишет: "Предлагаем Вашей семье стать соискателями на пожалование Ордена. Приглашаем Вас в Попечительский совет клуба и просим содействия в получении благотворительной (спонсорской) помощи, которая будет затрачена на организацию церемонии и изготовление первых Орденов для пожалования лучшим семьям России, как в Москве, так и в регионах".
Все предельно ясно. Чиновник помогает в привлечении спонсоров, хотя бы уже и своим "сиятельным присутствием" на мероприятии, обеспечивая статусность, а ему в ответ дается побрякушка.
Это святые благоверные Петр и Феврония Муромские почитаемы православными, а потому авторитетны. Ценность же учрежденных посторонними и случайными людьми орденов, названного именами святых благоверных Петра и Февронии Муромские, никакая. В.Семилетенко никому не известен на тематике защиты семейных ценностей, православных семейных традиций, а потому придуманным им наградам грош цена. Но зато после того, как наградят первую партию ВИП-персон, а особенно Святейшего Патриарха и / или Президента России, награда автоматически станет престижной и авторитетной. И бизнес пойдет.
Какой бизнес? В. Семилетенко сам о нем подробно пишет.
Направление № 1. Сбор денег за регистрацию в качестве "участника церемонии" – 1500 руб., "соискателя Ордена" – 1000 руб., "участника торжественного ужина в Трапезных палатах" – 6000 руб. (см. разосланную В. Семилетенко "заявку на участие").
Направление № 2. В рекламном буклете церемонии В. Семилетенко 14 мая 2005 г. открыто опубликована таблица расценок (статус спонсора – размер спонсорского взноса):
"генеральный спонсор – 150000 USD (долларов США),
официальный спонсор – 100000 USD,
почетный спонсор – 80000 USD,
главный спонсор – 50000 USD,
спонсор – 30000 USD,
попечитель-благотворитель – 10000 USD,
благотворитель – 5000 USD".
Указано, что "сумма платежа спонсора трансляции по телевидению (или телеверсии) зависит от канала TX и времени трансляции (показа)".
Что же получит за эти деньги "спонсор"? В рекламном буклете В.Семилетенко это четко указано.
"Спонсорский пакет:
1. Вручение спонсору Ордена Святых Петра и Февронии в номинации "За подвиг материального вклада в укрепление института семьи…"
Это означает торговлю учрежденными орденами (минимальная такса – 5000 USD, максимум не ограничен). Не важно, что претендент на орден никогда не родил своего ребенка, не взял на воспитание чужого, не помог ни одной школе, ни одному детскому дому, не важно, что он своим бизнесом удушил десяток детских учреждений, отобрав их здания и перепрофилировав их под казино или магазины для фаллоимитаторов, главное здесь – заплати и получи свой орден. Ты можешь быть даже извращенцем, это неважно, если дал деньги – возьми свой орден во имя укрепления семьи. В рекламном буклете не говорится о каких-то механизмах оценки достойности спонсора, говорится только о необходимости заплатить деньги. Это о простых номинантах в приведенной там же выписке из Положения об Ордене Святых Благоверных Князей Петра и Февронии Муромских говорится, что по ним должны представляться "краткие сведения о кандидате", а про спонсоров ничего такого не сказано.
Что еще входит в "спонсорский пакет"? Много чего:
"2. Размещение информации о спонсоре на телевидении:
• в титрах телетрансляции (телеверсии),
• интервью в ходе телетрансляции (телеверсии),
• тематический сюжет в документальном фильме о проекте.
3. Размещение информации о спонсоре на радио:
• упоминание спонсора в радио анонсах официальных мероприятий проекта,
• упоминание спонсора в радиопередачах о проекте,
• интервью в радиопередаче о проекте.
4. Размещение информации о спонсоре в наружной рекламе:
• на транспарантах-перетяжках на центральных улицах Москвы,
• на рекламных поверхностях официальных мероприятий проекта,
• на рекламном щите (баннере) в ходе церемонии.
5. Размещение информации о спонсоре в прессе и информационных сообщениях: упоминание спонсора в моделях-анонсах мероприятий проекта в прессе и т.д."
Что же, если паразитировать на Церкви и Православии, так заниматься этим всерьез. Незачем тратиться на 383 бриллианта, можно награду сделать и попроще, главное – все правильно организовать.
Можно даже поспорить, что по рекомендации гражданки М. Белогубовой одной из первых возможных награжденных (после первых лиц Церкви и государства и пары-тройки деятелей науки и культуры) станет ее подруга – депутат Госдумы Екатерина Лахова, принесшая России, по мнению многих специалистов, в том числе по нашему мнению, столько вреда своим содействием разрушительной деятельности Ассоциации планирования семьи, внедрявшей в российские школы идеологию безнравственности, извращений и разврата. И какую бы рекламу не делала М.Белогубова Е.Лаховой как "уже изменившейся сегодня", Лахова есть Лахова. Но она, наверняка, будет одной из первых награжденных, хотя бы уже как председатель профильного комитета Государственной Думы.
Очевидно и несомненно, что никакой поддержкой семейных ценностей РОО "Народный клуб “Семья”" заниматься не станет. Все красивые слова про демографию, про укрепление института семьи и брака, содействие в улучшении духовной атмосферы в семьях – все это, скорее всего, фикция, дымовая завеса. Если бы В. Семилетенко хотел всерьез заниматься этими проблемами, занимался бы и раньше. Но не занимался. А все это сейчас создается, как утверждают специалисты, с единственной целью – личного обогащения через паразитацию на Церкви и Православии.
Не является секретом, что почти каждый фонд в целях осуществления своей деятельности вынужден прибегать к спонсорской помощи и оказывать спонсорам ответные услуги. Но настолько явный уклон в коммерцию, в торговлю наградами, настолько явные декларации намерений зарабатывать на этом всем деньги встречаются, пожалуй, впервые.
Очевидно, что существует множество православных фондов, положительно себя зарекомендовавших, и все сказанное выше на них не распространяется.
Однако готовящаяся на 14 мая с.г. акция является совершенно возмутительной. Такое не должно происходить, поскольку обесценивает существующие государственные и церковные награды. И это в условиях надвигающейся на Россию демографической катастрофы, насильственного разрушения семейных ценностей и традиций.
Единственный выход в данной ситуации – это общегражданская кампания игнорирования "торговцев фиктивными наградами". Как бы парадоксально и печально это ни звучало, но если 14 мая никто не придет в зал церковных соборов на мероприятие В. Семилетенко, он вынужден будет вручать заготовленные "награды" самому себе, так как вручение политикам наград перед пустым залом будет не нужно самим же политикам. И тогда спонсорские деньги пойдут не В. Семилетенко и некоторым тайно и явно покровительствующим ему высокопоставленным чиновникам, а православным гимназиям, районным больницам, детским художественным студиям.
Доктор философских наук, профессор В.Н. Катасонов
Доктор юридических наук, профессор М.Н. Кузнецов
Источник: Государство и религия