У нового папы есть шанс сделать Россию католической
Сейчас существуют как бы два новых папы, два Бенедикта XVI. Первый присутствует в светском сознании, и о нем известно много. Для людей, далеких от католицизма, новый папа когда-то в юности был членом гитлерюгенд, он не приемлет женского священства, является противником абортов и гомосексуальных браков, терпеть не может обещаний примирить все Церкви и т.д. С точки зрения клерикальной логики все это не имеет никакого значения. Для католического мира новый папа это конец эпохи, закат которой начался еще при его предшественнике. Эпохи иллюзий, что католическая церковь может меняться вместе со всем миром. Попробуем понять, что значит для католического мира Бенедикт XVI.
Особый, мессианский смысл жизни появился у нынешнего папы 43 года назад. Отправной точкой для этого стал II Ватиканский собор. В качестве помощника кардинала Фрингса Йозеф Ратцингер принимал участие в работе II Ватиканского собора 1962 1965 годов.
После II Ватиканского собора в умах католиков возникла мысль, казавшаяся тогда вполне реальной, будто Церковь способна на реформы. Дело в том, что именно этот собор принял как допустимое церковное направление так называемую теологию освобождения, своего рода католический социализм движение священников-иезуитов в Латинской Америке и Африке, участвовавших в освобождении стран от колониализма. В Церкви появилось два лагеря. "Иезуитам-социалистам" противостояла такая внутрикатолическая организация, как "Опус Деи" ("Божье дело") крайне консервативная структура, созданная испанским священником Хосе Мария Эскрива де Балагер во франкистской Испании.
Членами "Опус Деи" могли быть не только священники. Причем миряне, вступившие в эту организацию, имели право скрывать свое членство. "Опус Деи" готовилась восстановить контроль католической церкви над всеми сферами жизни в таком объеме, в котором Ватикан это делал более 300 лет назад. Реализации этих целей должно было способствовать проникновение членов этой организации в структуры государственной власти на всех ее уровнях и завоевание влияния в сфере политики и экономики.
Йозеф Ратцингер стал одним из самых ярких сторонников той линии, которая теперь воспринимается как политика "Опус Деи". Вся последующая жизнь Ратцингера была посвящена тому, чтобы очистить Церковь от следов как "теологии освобождения", так и богословских новаций вроде экуменического диалога. "Это Его (Христа) Церковь, а не поле для экспериментов" так сформулировал кардинал.
Впрочем, Ратцингер никогда не изменял себе. Как-то в интервью он заметил, что изменился не он "изменился мир, а я остался верен своим идеалам".
Отметим, что популярный Папа Иоанн Павел II также был сторонником крайне консервативной линии. Именно он поднял "Опус Деи" на невиданную ранее высоту, канонизировав его основателя.
Именно Ратцингер разрабатывал атаки Святого престола на непослушных Ватикану кардиналов, прелатов, епископов и священников, заменяя их на более удобных. В 1984 году он составляет "Инструкцию о некоторых аспектах теологии освобождения", в которой называет социализм "позором нашего времени". В итоге его 20-летних усилий все сторонники "теологии освобождения" в Латинской Америке выведены с постов, а Рим утратил на этом континенте около 60% паствы, ушедшей к протестантам к тем, кто поднял поруганное Римом знамя солидарности с нищетой и горем.
Ратцингер разрабатывал все действия понтифика и по идеологическим атакам на собственно социалистический лагерь. Ему принадлежала идея встречи папы с Горбачевым, когда рухнула Берлинская стена. Еще не пал железный занавес, а на Западной Украине уже пошла кровавая битва за храмы, которые массово захватывали грекокатолики. В 1991 году на территорию бывшего СССР Рим посылает работать шестерых епископов: такого десанта еще не знала история страны.
15 лет Рим декларирует, как сильно папа хочет приехать в Россию. Но в ответ на приглашение и Горбачева и Ельцина папа так и не едет, хотя тогда этот приезд вполне мог бы состояться, несмотря на мнение Патриарха. Святому престолу нужен был другой статус визита.
В 2000 году Ратцингер на фоне участившихся пожеланий Иоанна Павла II посетить Россию подготовил ноту и декларацию, полностью одобренные Иоанном Павлом II. В них говорилось, что есть только одна Церковь-Матерь и никаких "сестер". II Ватиканский собор, провозгласивший православных "Церквями-сестрами", был окончательно похоронен.
Устремление Иоанна Павла II в православную Россию в качестве папы, а не просто гостя только на первый взгляд выглядит причудой. Что бы ни говорили папа, кардиналы и комментаторы, у Рима остается одно неисполненное пророчество пророчество, данное в 1917 году трем португальским детям в деревушке Фатима. Одна из тех девочек лично передала папе, что ей открыто, а именно: Россия будет ввергнута в чудовищные разрушения, но в конце концов будет посвящена пречистому сердцу Иисусову и приведена под опеку святого Отца.
Для большинства это что-то маловразумительное. Для всех пап это прямое и главное указание на то, что надо делать. Именно поэтому папа рвется в Россию. Именно поэтому папа не может приехать сюда просто как гость.
Бенедикт XVI неслучайно взял свое имя. Пророчество было явлено именно в правление предыдущего Бенедикта XV. Тот папа после революции сделал первую попытку проникнуть в большевистскую Россию, ведя переговоры о том, чтобы занять место, очищенное от православных. Большевики отказали.
Нынешний папа при громадном сочувствии правящих элит католицизму имеет все шансы потеснить православие. Наши элиты 20 лет назад фарцевали западными джинсами. Западная религия по сравнению со своей им кажется столь же привлекательной, как тогда джинсы "Леви Страус" рядом с продуктом швейной фабрики "Верея".
Существует расхожее мнение, что были "добрый" папа и "злой" Ратцингер. Теперь, мол, пришел "злой" Бенедикт XVI. Предыдущий папа пел песни и смотрел футбол. Этот обратился к миру с первой проповедью на латыни. И это, кстати, имеет глубокий смысл. Либеральный II Ватиканский собор разрешил переводить традиционную латинскую мессу на национальные языки. Теперь католический мир внимал проповеди нового пантифика, не понимая ни слова.
Тот папа ходил в синагогу, мечеть, молился со всеми конфессиями в городе Ассизи. Ратцингер осудил моления с "инославными" и протестантами, высказался против публичных покаяний перед евреями и греками. Тот папа после 11 сентября призвал "не допустить кровопролитного возмездия" и осудил войну в Ираке. Ратцингер одобрительно отозвался о "новом крестовом походе" и приветствовал устранение Саддама 2 года назад. "После Великого Папы, Иоанна Павла II, синьоры кардиналы выбрали простого, смиренного слугу райских кущ" такими словами Бенедикт XVI начал свой понтификат.
Автор спецкорреспондент газеты "Газета"
***
СПРАВКА
Бенедикт XVI родился 16 апреля 1927 года в строгой католической семье. Его мать была домашней хозяйкой, отец комиссаром жандармерии. Все дети получили прекрасное музыкальное образование. Йозеф здорово играет на рояле, его брат Георг руководит знаменитым хором мальчиков.
14-летним Йозеф попал в гитлерюгенд, как и все его выжившие немецкие сверстники. В 17 лет его призвали в подразделение противовоздушной обороны, а потом направили на австро-венгерскую границу для строительства противотанковых сооружений. Вопреки распространенному мнению будущий папа не дезертировал из вермахта, он вернулся с фронта домой в мае 1945 года. Поступок, обличающий наивную склонность к выполнению правил: война закончена нужно вернуться домой. Юноша был арестован и направлен в лагерь, где он пробыл до июля 1945 года.
Выйдя из лагеря, Йозеф продолжил обучение в семинарии, прерванное службой. 29 июня 1951 года Йозеф и его брат Георг в один день принимают священство. Спустя 2 года будущий папа блестяще защитил диссертацию по трудам святого Августина, а в 1959 году получил назначение на кафедру теологии Боннского университета.
В 1966 году Йозефа Ратцингера назначают главным экспертом в области догматической теологии в университете Тюбингена. Он становится объектом травли со стороны студенческой молодежи, после одной из лекций его попросту выносят из аудитории.
В марте 1977-го, к своему 50-летию, он получает сан архиепископа, а в июне того же года сан кардинала. 25 ноября 1981 года Иоанн Павел II призывает его на пост префекта конгрегации по делам вероучения. Так с 1908 года называется Святая инквизиция. С того времени Йозеф еженедельно обсуждает с папой все нюансы политики.
В 2002 году Йозеф Ратцингер был назначен деканом Коллегии кардиналов, став самым влиятельным человеком в Ватикане после Иоанна Павла II.
25.04.2005
Источник: Версия (Совершенно Секретно)