В ночь на Пасху над Москвой гремела артиллерийская канонада
На протяжении многих столетий в православной России праздник Пасхи почитался самым главным из всех "праздников праздник". Отмечали его и всю последующую Святую неделю всегда с размахом не жалея средств и собственных сил. За несколько последних веков торжества эти "обросли" самыми разными традициями.
Пасхальная амнистия
О том, как отмечали Светлое Христово Воскресение наши прадеды сто лет назад в первые годы прошлого века, можно узнать, пролистав старые газеты.
"...В Великую субботу к 11 часам вечера все кремлевские соборы переполнились народом, который занял также Соборную и Царскую площади и все ярусы колокольни Ивана Великого. <олокольня и железная решетка от нее до Успенского собора были иллюминированы..."
"...К полуночи в Успенский собор прибыл Великий князь Сергей Александрович, который принял участие в крестном ходе. На колокольне Ивана Великого и на Соборной площади были сожжены разноцветные бенгальские огни. После крестного хода из орудий, находящихся на Тайницкой башне, было сделано 17 выстрелов. На литургии при чтении Евангелия была произведена салютационная пальба 21 выстрелом. По окончании литургии был произведен 51 выстрел. Все столичные храмы во время Пасхальной утрени были иллюминированы, а город украшен флагами. На всех железнодорожных вокзалах совершались пасхальные утрени..."
"...По случаю Пасхи с наступлением вечера Москва осветилась разноцветными огоньками блестящей иллюминации. Особенно выделялись улицы: Никольская, Мясницкая, Лубянка, Кузнецкий мост, Театральный проезд, Тверская. Помимо фонарей и гирлянд на ряде зданий, таких, как Национальная гостиница, Большая Московская гостиница, Городская дума, Верхние торговые ряды, дом Перлова и Училище живописи и ваяния на Мясницкой, была применена архитектурная подсветка..."
"...Открылись пасхальные гулянья в Манеже, которые были посвящены на сей раз героической севастопольской обороне..."
"...В театрах начался пасхальный сезон..."
"...Их Императорские высочества Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна принимали в генерал-губернаторском доме поздравления с праздником от военных представителей и настоятельниц монастырей и общин..."
"...В Московской мещанской управе к Пасхе производилась выдача по жребию пособий бедным мещанским семьям из процентов с капиталов, завещанных на этот предмет разными благотворителями..."
"...В Манеже начались праздничные гулянья под названием "Праздник весны в Китае". Манеж красиво декорирован в китайском стиле..."
"...Градоначальник генерал-майор А. А. Адрианов освободил из-под ареста всех лиц, содержащихся за нарушение обязательных постановлений московского генерал-губернатора, по случаю праздника Пасхи..."
"...По случаю предстоящих праздников Святой Пасхи градоначальник приказал освободить из-под стражи всех извозчиков, арестованных за нарушение правил езды по городу..."
Марафон медных голосов
Колокольные звоны издавна считались едва ли не главным украшением ночных торжеств по случаю наступления великого христианского праздника.
"Нет тех слов и красок речи, которыми можно было бы изобразить величественный пасхальный звон в Московском Кремле, писал в 1885 году очевидец. Здесь, в самом сердце, в самом "святая святых России", тысячная толпа ждет первого полночного удара в огромный колокол Ивана Великого. Надо быть там, чтобы испытать величие этого ожидания. Огромную толпу не слыхать она совершенно смолкла. Молчит и вся Москва. Но вот раздается первый удар, необычайно мягкий, негромкий, на Ивановской колокольне. Он дает сигнал всей Москве. Через пять-шесть секунд ударили все "сорок сороков", и загорелись иллюминации всех соборов. Загораются свечи в руках у тысяч людей, стоящих вокруг них. Гудит мягкий басовый звук, вдруг сменяющийся торжественным звоном. Звонят "во вся тяжкая, во вся кампаны", звонят с необычайной силой звука. В этой силе исчезает все: и начавшаяся пушечная пальба салютов, и пение хоров в появившихся крестных ходах. Только и слышен один звон, видны разом море свечей, и как бы огненные змеи, движущиеся между свечами многотысячной толпы. И над всей этой картиной звон, оглушительный, властный сущее торжество! Наконец самый голосистый колокол Ясак у алтаря Успенского собора прозвонил "конец", и Иван Великий сразу умолк, Тянущийся звук больших колоколов сразу наполняет соборную площадку несравненными аккордами. Слышать этот мощный, таинственный гимн можно только в Москве, в пасхальную ночь..."
Наступившее Светлое Воскресение вновь гудело-заливалось колоколами, начиная с раннего утра. Звонили во всех церквях и монастырях, причем исполнителями этой общегородской музыки были не только профессионалы. По старой традиции на Пасху разрешалось любому желающему подняться на колокольню и ударить в звонкую медь. В неумелых руках красавцы-колокола звучали не слишком мелодично, однако этот водопад звуков все равно поддерживал всеобщее радостное, праздничное настроение.
Загул на бульваре
На протяжении многих десятилетий, начиная еще со времен императрицы Екатерины Великой, непременным атрибутом Пасхи были так называемые народные гулянья под Новинским.
Сперва для подобных увеселений использовалось просторное поле возле Патриаршего поместья рядом с Введенской церковью, а потом веселье перекочевало на вновь распланированный Новинский бульвар, занявший место уничтоженных укреплений древнего Земляного вала и ставший частью Садового кольца.
В центре праздничного городка ставился высокий шатер, который называли в народе "колоколом". Верхушку его украшали флагом и небольшой елочкой. Внутри данного сооружения размещалось множество торговцев горячительными напитками, стояли бочки с вином, пивом. От "колокола" рядами строились палатки, откуда заманивали прохожих трактирщики, торговцы сладостями и дешевыми игрушками. Кроме таких "стационарных торговых точек" в толпе расхаживало множество разносчиков с лотками, где был выложен незамысловатый товар: ленты, нитки, сережки, кушаки, платки, дуделки... Также в разнос торговали горячим медовым сбитнем из подвешенных через плечо на ремне самоваров.
Какое же гулянье без развлечений "духовного толка"?! К услугам москвичей на Новинском было множество специально поставленных здесь к праздничным дням деревянных качелей и карусалей. В балаганчиках, наскоро сколоченных из досок, разыгрывались коротенькие спектакли-комедии. В качестве актеров здесь работали "совместители" мастеровые, дворовые люди, посыльные. Репертуар был разнообразен, но почти всегда эти комедии не выдерживали никакой критики по части этических норм: "ядреный" народный юмор никто и не думал подвергать цензуре. А за импровизированными ширмами разыгрывали "действо" кукольники-"раешники", не скупясь на рифмованные прибаутки на злобу дня (естественно, тоже с использованием ненормативной лексики!). Пользовались популярностью песельники. Часто встречались бродячие циркачи, показывали "штуки" с дрессированными медведями, собаками и козами, удивляли ловким жонглированием. Много было фокусников и эквилибристов.
"Пик" популярности новинских гуляний пришелся на первую половину XIX века. На Святой неделе здесь бывали сотни тысяч горожан. Вот как описывал это мероприятие один из очевидцев: "Утром возят в каретах маленьких детей, между каретами пролетают стрелой молодые московские щеголи в дрожках так сказать, показываясь в это время перед публикой. А около двух часов дня съезжается лучшее общество, и ходят пешком по прекрасной широкой тропинке, огороженной перилами, отделяющими ее с одной стороны от экипажей, а с другой стороны от балаганов, на которых шумят, смешат народ замысловатые паяцы и фокусники. Между тем наступает 4 часа, и лучшее общество уезжает обедать, а в самое это время начинается вечернее гулянье. Цепи экипажей несутся под Новинское со всех уголков Москвы: сперва купцы, немного позже дворянство, и уже экипажное гулянье продолжается до самого заката солнца".
Ездили по специально проложенному через весь Новинский бульвар кольцу, чтобы "себя показать и на других посмотреть". Если Пасха была ранняя, купчихи и купеческие дочки наряжались для такого променада в лучшие свои шубы и даже норовили задрать их полы повыше чтобы всем был виден драгоценный мех. Здесь же во время катаний происходили смотрины невест и намечались будущие "династические" браки.
Пасхальные гулянья "под Новинским" продолжались до 1862 года, когда московские власти решили перенести этот "фестиваль" в другое место. В последующие годы он происходил на Девичьем поле, в Сокольниках и Богородском.
25.04.2005
Источник: Московский комсомолец